logo search
курсач

Глава 1. Теоретические аспекты специализированных кредитных организации небанковского типа.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Это логично, так как понятие «система» происходит от греч. systeme — целое, составленное из частей, соединение.

Банковская система не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной — появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента:

Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

Банковская система — «самоорганизующаяся» система, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.

Признаки банковской системы:

  1. включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

  2. имеет специфические свойства;

  3. способна к взаимозаменяемости элементов;

  4. является динамической системой;

  5. выступает как система «закрытого» типа;

  6. обладает характером саморегулирующейся системы;

  7. является управляемой системой.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора.

В структуру банковской системы входят:

1) банки;

2) некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка;

3) некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

Функционирование множества небанковских кредитно-финансовых организаций обосновывается рядом аргументов: расширение их сети должно обеспечить наиболее полную мобилизацию средств предприятий и организаций (государственных, акционерных, частных) и населения в целях удовлетворения требований субъектов экономики в кредите; клиентуре предлагаются все новые нестандартные услуги; благодаря расширению услуг финансовых посредников на фондовом рынке развивается этот рынок; кредитные отношения приходят в соответствие с рыночными отношениями; вся кредитная система (и не только банки) содействует быстрейшему развитию экономики, повышению ее эффективности; создается здоровая конкуренция в кредитной сфере.

Небанковские организации ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление конкретных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг. Их деятельность сосредоточивается в большинстве своем на обслуживании относительно ограниченного сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре.

Специализированные кредитно-финансовые институты имеют практически двойную подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они руководствуются банковским законодательством и требованиями центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных, залоговых операциях, они подпадают под регулирование других законов и соответствующих ведомств.

Первые небанковские кредитные организаций возникли в 1992 — 1993 гг. В это время были зарегистрированы (и до сих пор продолжают свою деятельность) НКО «Банковские информационные технологии», НКО «Международная расчетная палата», НКО «Центральная расчетная палата», НКО «Московский клиринговый центр». В то время как количество банков постепенно уменьшается, численность небанковских кредитных организаций незначительно растет, например, в 2001 г. их было 40, а в настоящее время в России действуют 46 небанковских кредитных организаций, подавляющее большинство которых представлено небанковским расчетными организациями и лишь одна организация является небанковской депозитно-кредитной организацией.

В литературе встречается мнение, что небанковские кредитные организации являются «низкорисковыми кредитными учреждениями». Сказанное справедливо для расчетных небанковских кредитных организаций, деятельность небанковских депозитно-кредитных организаций, напротив, является высокорисковой.

Как было замечено ранее, в настоящий момент законодательством предусмотрено два вида небанковских кредитных организаций — расчетные небанковские кредитные организации и небанковские депозитно-кредитные организации. В связи с тем, что для небанковских кредитных организаций сокращен перечень разрешенных для совершения банковских операций и иных сделок из числа указанных в ст. 5 Закона, законодатель снизил для них требования к уставному капиталу. Согласно ст. 11 Закона минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 18 милионов рублей.

События последних двух лет в России вокруг деятельности НКО создали поле напряженного государственного и общественного интереса к принципам и результатам некоммерческой деятельности в стране.

На сегодняшний день в России сформировался весьма обширный круг организаций, которые по своей сути являются различными формами самоорганизации граждан. Речь идет чаще всего о т.н. локальных сообществах, некоммерческих организациях, формальных и не формальных, образуемых физическими, а в ряде случаев и юридическими лицами для решения самых разнообразных проблем. Статистика подтверждает, что количество таких сообществ, по крайней мере, формальных, достаточно значительно.

В последние пять лет развитие некоммерческого сектора шло преимущественно за счет освоения новых организационно-правовых форм.

В рассматриваемый период наблюдалось увеличение разнообразия форм некоммерческих организаций. Тем не менее, традиционные формы некоммерческих организаций остаются преобладающими.

Динамика доли НКО в общем объеме валового внутреннего продукта страны за последние 10 лет была неоднозначна. К 2007-2011 годам темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций превысили темпы роста ВВП в целом. В результате к 2011 году доля некоммерческого сектора России в формировании ВВП составила около 1%.

Небольшая, на первый взгляд, доля НКО в ВВП, тем не менее, представляет собой значимую величину, что становится очевидным при сравнении с весом, например, некоторых отраслей российской экономики или отдельных регионов. Еще более значимым представляется то обстоятельство, что «качество» ВВП, произведенного в некоммерческом секторе, зачастую выше, нежели в других сферах. Многие НКО ориентированы на инновационную деятельность, на применение новых социальных и иных технологий. Значительная часть оказываемых НКО услуг позволяет наращивать «человеческий капитал» и оказывает самое непосредственное влияние на рост ВВП в будущем.

В то же время, сопоставление доли НКО в ВВП России и европейских стран, США, и даже ряда развивающихся стран оказывается не в пользу России. Отставание России от лидеров соответствующего рейтинга (Нидерландов, где доля НКО в ВВП составляет 15,3%, Израиля — 12,6%), а также других стран «первой десятки» (Ирландии, США, Великобритании, Бельгии, Австралии, Аргентины, Японии, Испании с показателями 4,0-8,4%) многократно. Сопоставима же по вкладу в экономику страны роль российских НКО с Бразилией, Словакией, Мексикой, Румынией (0,3-1,5% ВВП).

Остановимся более подробно на анализе отдельных видов небанковских кредитных организаций.

Расчетные небанковские кредитные организации (далее — РНКО) являются самым распространенным видом небанковских кредитных организаций. Согласно Инструкции ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. N 129-И „О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением“ РНКО вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

3) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

4) куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

5) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций, РНКО вправе осуществлять сделки, перечисленные в ч. 3 ст. 5 Закона. В целях минимизации риска ликвидности РНКО не имеют права размещать денежные средства в высокорисковые ценные бумаги. РНКО не имеют также права привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады, открывать физическим лицам банковские счета и осуществлять по ним расчеты, выдавать банковские гарантии, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме.

Таким образом, РНКО осуществляют лишь ограниченный круг банковских операций, в числе которых отсутствуют высокорисковые банковские операции, что объективно повышает их финансовую устойчивость.

РНКО в зависимости от функционального назначения можно разделить на следующие подвиды:

  1. клиринговое учреждение — организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выданной Банком России, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга. В качестве примера РНКО, использующих клиринговый способ расчетов, можно назвать НКО „Клиринговый дом“, НКО „Межрегиональный клиринговый центр“, „Московский клиринговый центр“, НКО „Северная клиринговая палата“ и др.;

  2. расчетный центр организованного рынка ценных бумаг — кредитная организация, обеспечивающая денежные расчеты участников сделок на организованном рынке ценных бумаг путем открытия им счетов и осуществления по ним расчетов. В частности, услугами НКО „Расчетная палата РТС“ (ООО) пользуются участники торгов на ведущей фондовой площадке России — Фондовой бирже РТС;

  3. расчетные палаты, осуществляющие обслуживание юридических лиц, в том числе и банков-корреспондентов на валютных рынках. Услугами данного вида РНКО пользуются Уральская валютная биржа, Московская межбанковская валютная биржа, Самарская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская валютная биржа и др.;

  4. РНКО, действующие на межбанковском рынке. Создаются коммерческими банками в целях осуществления межбанковских расчетов и создания межбанковских платежных систем. Например, НКО „Платежный Центр“ (ООО) является межбанковским расчетным центром общероссийской платежной системы „Золотая корона“. Список кредитных организаций, имеющих счет участника расчетов в НКО „Платежный Центр“, включает более 130 банков. Основные задачи НКО — создание безрисковой системы расчетов и российской системы денежных переводов для физических лиц;

  5. РНКО, специализирующиеся на переводе денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов. Таковыми являются НКО «Вестерн Юнион ДП Восток», НКО «Рапида». «Вестерн Юнион ДП Восток» — небанковская кредитная организация со 100-процентным участием иностранного капитала. В Российской Федерации НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» сотрудничает более чем с 400 банками.

  6. Организация «Вестерн Юнион» осуществляет перевод денежных средств без открытия счета более чем в 180 странах. Интересным представляется тот факт, что в других странах организация «Вестерн Юнион» считается легальным неформальным оператором перевода средств и не должна получать лицензию на право совершения банковских операций;

  7. организации инкассации. Здесь следует сказать, что ранее организации инкассации являлись самостоятельным видом небанковских кредитных организаций. Согласно действовавшему Положению «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» организации инкассации осуществляли только одну банковскую операцию — инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. В связи с тем что деятельность организаций инкассации связывалась с возникновением главным образом операционных рисков, требования по пруденциальному регулированию, в том числе по минимальному размеру уставного капитала, составлению и представлению финансовой отчетности, для организаций инкассации не устанавливались. Несмотря на то что вышеназванный документ утратил силу только с введением в действие с 1 октября 2006 г. Инструкции Банка России от 26 апреля 2006 г. N 129-И, фактически создать организацию инкассации стало невозможным со вступления в силу Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», которая предусмотрела государственную регистрацию и лицензирование лишь двух видов небанковских кредитных организаций — расчетных небанковских кредитных организаций и небанковских кредитно-депозитных организаций.

В настоящий момент в Российской Федерации действуют две небанковские кредитные организации, занимающиеся инкассаторской деятельностью, — НКО «Инкахран» (ОАО) и НКО ООО «АРБ-Инкасс», причем НКО «Инкахран» (ОАО) имеет лицензию РНКО, а НКО ООО «АРБ-Инкасс» — лицензию организации инкассации, которая предусматривает осуществление лишь одной банковской операции — инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Таким образом, несмотря на то что действующим законодательством предусмотрено два вида небанковских кредитных организаций, фактически существует три, причем два вида представлены единичными небанковскими кредитными организациями — небанковские кредитные организации инкассации и небанковские депозитно-кредитные организации.

НКО «Инкахран» (ООО) и НКО ООО «АРБ-Инкасс» являются заметными игроками рынка инкассации, однако лидирующее положение в этой сфере деятельности занимают «Российское объединение инкассации» («Росинкас») и «Сбербанк России», а сам рынок инкассаторских услуг отличается слабой конкуренцией, низкой волатильностью и высокой концентрацией.

В отдельных исследованиях, посвященных небанковским кредитным организациям, мы можем прочитать, что «Росинкас» является небанковской кредитной организацией — организацией инкассации. Однако это не так. Согласно ст. 83 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в систему Банка России входит Российское объединение инкассации, которое учреждено в целях обеспечения его функций по организации денежного обращения. Устав «Росинкас» предусматривает выполнение функций по денежному обращению — перевозке ценностей, резервных фондов и инкассации денежной выручки. В соответствии с Законом для системы Центрального банка РФ не предусмотрена необходимость получения лицензий на осуществление банковских операций. Таким образом, «Росинкас» не является кредитной организаций, так как для таковых законодательно закреплена необходимость получения лицензии. Соответственно, на «Росинкас» не распространяются также правовые и пруденциальные нормы, предусмотренные для небанковских кредитных организаций.

«Росинкас» занимает доминирующее положение на рынке услуг инкассации. По данным Федеральной антимонопольной службы, «Росинкас» в различных регионах страны контролирует от 40 до 90% рынка. Его особое положение обусловлено тем, что он входит в систему Банка России, имеет разветвленную филиальную сеть, солидный парк инкассаторских машин, собственные сервисные службы по ремонту автотранспорта.

Отдельный сегмент инкассаторского рынка занимают банки. Большинство коммерческих банков имеют лицензию на предоставление инкассаторских услуг, однако предоставляют такие услуги далеко не все. В связи с тем что для организации инкассации и содержания инкассаторского подразделения необходимы высокие капитальные затраты, часть банков предпочитает работать с внешней инкассацией — «Росинкас», НКО «Инкахран» (ОАО) и др. Среди банков, как было отмечено выше, только Сбербанк России является крупным участником рынка инкассаторских услуг, а в отдельных субъектах Российской Федерации и его лидером.

Сложившуюся ситуацию на рынке инкассаторских услуг несколько раз пытались переломить путем внесения законопроектов, предусматривающих вывод инкассаторской деятельности из числа банковских операций. Таких попыток было несколько, и все они оказались неудачными.