1. Тема занятия: «сущность и функции денег»
Проблемные вопросы к семинарскому занятию:
1. Происхождение денег: классические и современные концепции.
2. Необходимость и сущность денег, их роль в обеспечении эффективного функционирования современных экономических систем.
3. Современные представления о сущности денег.
4.Эволюция функций денег в современных экономических условиях.
5. Виды денег.
6. Эволюция денег в России.
7. Классические и современные теории денег.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите причины и предпосылки появления и использования денег.
Как экономисты объясняют необходимость возникновения денег?
Какие подходы к вопросу о возникновении денег вы можете назвать? Охарактеризуйте их.
Что такое эволюция форм стоимости? Чем обусловлен переход от одной формы стоимости к другой?
Какими свойствами должны обладать деньги?
Перечислите основные формы и виды денег.
Можно ли сказать, что сейчас используются все формы и виды денег?
Почему благородные металлы оказались наиболее удобными товарами для выполнения функций денег?
Каковы основные свойства, преимущества и недостатки золотых денег?
Что такое демонетизация золота и в чем ее причины?
Каковы предпосылки и особенности перехода к применению неполноценных денежных знаков?
Дайте определение и перечислите достоинства и недостатки бумажных денег.
Перечислите виды кредитных денег и укажите, благодаря какой функции денег они произошли.
В чем сходство и различие бумажных и кредитных денег?
Что такое квазиденьги?
Дайте развернутую характеристику основных свойств полноценных и неполноценных денег.
Какие факторы способствовали появлению электронных денег?
Перечислите основные свойства, типы и особенности электронных денег.
Назовите основные этапы эволюции российских денег и их особенности.
Перечислите и охарактеризуйте функции денег.
Почему функции денег как средства платежа и мировых денег можно назвать производными от других функций денег?
В каких экономических операциях деньги выполняют функцию средства обращения, но не средства платежа?
В чем особенность проявления функций денег в современных условиях?
Какие деньги используются в настоящее время в качестве мировых денег?
Раскройте содержание металлической теории денег.
Дайте оценку актуальности металлической теории денег в современных условиях.
Раскройте содержание номиналистической теории денег.
Какая теория является господствующей в настоящее время по вопросу о сущности денег?
В чем заключаются основные постулаты количественной теории денег?
Имеют ли деньги социальную сущность? Если да, то в чем она состоит?
В чем состоят основные причины появления в обращении денежных суррогатов?
Какое будущее ожидает деньги в отдаленной перспективе?
Темы докладов:
Рубль: история возникновения и развития.
Металлические деньги в России.
Монеты: история появления и развития.
Эволюция бумажных денег в России.
Борьба с фальшивомонетчеством: история и современность.
Электронные деньги: особенности появления и перспективы использования в РФ.
Роль золота в современной экономике.
Заменители денег: виды, механизм эмиссии и роль в современной экономике.
Современные формы накопления денег.
История развития мировых денег.
Рекомендуемая литература: 1.1-1.9; 3.8.
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- 1. Тема занятия: «сущность и функции денег»
- 2. Тема занятия: «денежные системы»
- 3. Тема занятия: «денежная масса и ее структура. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот»
- 4. Тема занятия: «денежный оборот: содержание и организация»
- 5. Тема занятия: «инфляция»
- 6. Тема занятия: «необходимость и сущность кредита»
- 7. Тема занятия: «ссудный процент»
- 8. Тема занятия: «кредитная и банковская системы»
- 9. Тема занятия: «центральные банки»
- 10. Тема занятия: «основы деятельности коммерческих банков»
- 12. Тема занятия: «кредитные операции коммерческого банка и их организация»
- 13. Тема занятия: «посреднические операции коммерческого банка»
- 14. Тема занятия: «деньги, кредит, банки в сфере международных экономических отношений»
- Основная, нормативная и дополнительная литература