8.6. Операции с иностранной валютой.
Под валютными операциями следует понимать:
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
ввоз и пересылку в РФ, а также вывоз и пересылку из РФ валютных ценностей;
осуществление международных денежных переводов.
Операции с иностранной валютой регулируются Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства, нормативным документам Центрального банка РФ. В соответствии с этими документами для осуществления валютных операций банк обязан получить лицензию на право совершения валютных операций.
Получившие лицензию банки могут продавать следующие банковские продукты:
привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты в иностранной валюте;
осуществлять расчеты по поручению клиентов банков и их кассовое обслуживание;
открывать и вести счета клиентов в иностранной валюте;
финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;
выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги в иностранной валюте, осуществлять иные операции с ними;
выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
приобретать права требования по поставке товаров и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);
покупать у российских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту;
покупать и продавать в Российской Федерации и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;
привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;
привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции), оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;
производит другие операции и сделки по разрешению ЦБ РФ.
Исходя из анализа перечня операций, можно сделать вывод, что часть из них удовлетворяют потребность в РАСЧЕТАХ, а часть в ДОХОДНОМ и БЕЗОПАСНОМ размещении временно свободных денежных средств. Таким образом, успех продаж валютных продуктов коммерческого банка достигается с помощью тех же факторов, что и расчетно-кассовое обслуживание (технологии и оптимальная цена), но с поправкой на факторы, влияющие на успех депозитных продуктов – место.
Валютные операции нельзя проводить, не учитывая риски по валютным позициям банка.
Валютная позиция – остатки средств в иностранных валютах, которые формируют активы и пассивы в соответствующих валютах и создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или расходов при изменении обменных курсов валют.
Открытая валютная позиция – разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно не совпадающие активы и пассивы, отражающие требования получить и обязательства поставить средства в данных валютах как завершенные в настоящем, так и истекающие в будущем.
Короткая открытая валютная позиция – открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, пассивы в которой количественно превышают активы.
Длинная открытая валютная позиция – открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы в которой количественно превышают пассивы.
Закрытая валютная позиция – валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и пассивы в которой количественно совпадают.
Например, банк приобрел 1 000 долларов США и принял во вклад 500 долларов США. Таким образом, у него сформировалась длинная открытая валютная позиция по доллару США в размере 500 долларов США (активы – иностранная валюта в кассе превышают пассивы – вклады). Банк получит дополнительный доход, если курс доллара вырастет (поскольку сможет продать 1 000 долларов дороже, чем покупал), и получит убыток, если курс доллара упадет (поскольку придется продавать 1 000 долларов дешевле, чем покупал, а сокращение затрат на приобретение валюты для возврата вклада не покроет эти издержки из-за того, что позиция длинная).
Если банк приобрел 500 долларов США и принял во вклад 1 000 долларов США, то у него сформируется короткая открытая валютная позиция в сумме 500 долларов США. Соответственно, банк получить дополнительный доход, если курс упадет и сформирует убыток, если курс вырастет.
Управление валютной позицией может осуществляться в рамках управления ликвидностью (постоянный анализ валютной позиции и оперативная либо продажа валюты, либо ее приобретение), но самостоятельные банки могут заниматься хеджированием – созданием компенсирующей валютной позиции по другой валюте. Например, если у банка длинная открытая валютная позиция по доллару, он может создать длинную открытую валютную позицию по евро. Тем самым, если курс доллара упадет, то курс евро скорее всего вырастет, и банк получив убыток по операциям в долларах, компенсирует его прибылью по операциям в евро.
В целях управления средствами клиентов и собственными средствами, банк может совершать следующие сделки:
Операции «форвард» - это контракт, который заключается в настоящий момент времени по покупке одной валюты в обмен на другую по обусловленному курсу с совершением сделки в определенный день в будущем. Например, банк планирует, что курс доллара США 15 февраля 2010 года составит 30,50 рублей. Тогда для получения дохода в будущем, он 15 января 2010 года заключает сделку с контрагентом о покупке у него 15 февраля 2010 года 1 000 долларов США по курсу 30,40 руб. за 1 доллар. Соответственно, 15 февраля 2010 года банк обязан исполнить свои обязательства по сделке – купить у контрагента 1 000 долларов США по курсу 30,40 руб. за 1 доллар. Если курс доллара действительно по состоянию на 15 февраля 2010 года составит 30,50 руб. за 1 доллар, банк заработает 100 рублей (10 копеек на каждом долларе), продав купленные доллары на рынке. Если же курс окажется ниже 30,40, то банк понесет убытки.
Операции «опцион» - то же, что и форвард, но продавец или покупатель (в зависимости от типа опциона) могут отказаться исполнять условия контракта. Если опцион «колл», то от его исполнения может отказаться покупатель. Если же опцион «пут», то от его исполнения может отказаться продавец.
Сделки «своп» представляют собой валютные операции, сочетающие покупку или продажу валюты на условиях наличной сделки с одновременной продажей или покупкой той же валюты на срок по курсу форвард. Например, банк 15 января 2010 года продает 1 000 долларов США по курсу 29,45 руб. за 1 доллар (при курсе Центрального банка РФ 29,43 руб. за 1 доллар), и одновременно заключает сделку о покупке 1 000 долларов США 15 февраля 2010 года по курсу 30,40 руб. за 1 доллар. Соответственно, если ожидания банка относительно курса оправдались, банк дважды получил прибыль (за счет продажи валюты 15 января 2010 года по курсу выше курса Центрального банка и второй раз, как в случае с форвардной сделкой), если же нет – убытки.
Валютный арбитраж – осуществление операций по покупке иностранной валюты с одновременной продажей ее в целях получения прибыли от разницы валютных курсов. Например, на валютном рынке Республики Казахстан в пересчете на рубли, курс доллара составляет 29,30 руб. за 1 доллар. В Росси же он в этот же день составляет 29,40 руб. за 1 доллар. Следовательно, банк может приобрести в Республике Казахстан 1 000 долларов и одновременно продать их в России, что позволит ему заработать 100 руб. прибыли.
Однако, необходимо отметить, что подобные операции, направленные на увеличение дохода пока достаточно редки в нашем регионе, поэтому основной объем продаж валютных продуктов приходится на операции купли-продажи валюты и валютные переводы, факторы успешной продажи которых были описаны выше (цена, место и технологии).
Также отметим, что сделки «форвард», «опцион», своп характерны для операций коммерческих банков с ценными бумагами.
Характерны и риски – изменения курсовой стоимости бумаги.
Аналогичны и способы страхования – хеджирование и прогнозирование курсов (фундаментальный и технический анализ). Более того, банковские продукты, связанные с ценными бумагами также мало распространены в нашем регионе, как и валютные продукты, направленные на получение дополнительного дохода на временно свободные денежные средства клиентов.
Итак, мы рассмотрели основные банковские продукты, потребности, которые они удовлетворяют, факторы их успешной продажи и риски связанные с этими продуктами. Для успеха банка в целом необходима эффективная продажа указанных продуктов клиентским подразделением и осуществление мероприятий по снижению рисков, связанных с банковскими продуктами.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.