Информационные образовательные технологии, обучающие и контролирующие компьютерные пограммы
Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с интерактивными и активными методиками преподавания направлены на улучшение учебного процесса. Они изменяют фундаментальную основу, требуя иного подхода к образовательному процессу.
Современное обучение студентов в юридических вузах предполагает освоение ими нескольких уровней, к которым относятся как лекционные, так и практические занятия. На лекционных занятиях, студенты овладевают необходимым объемом знаний, благодаря передаче информации от преподавателя к студенту. Практические занятия помогают студентам более глубоко уяснить теоретический лекционный курс, овладеть основными юридическими понятиями и категориями, выработать навыки правильного изложения теоретического материала, умение правильно задавать и грамотно, четко отвечать на вопросы, применять свои теоретические знания для решения практических задач.
Передача знаний, выработка умений и навыков у студентов при изучении источников права будет гораздо эффективней, если преподаватель сможет использовать программные средства современных информационных технологий. Так как одним из способов достижения высокого уровня и качества как лекционных, так и практических занятий является применение для подготовки и проведения рассматриваемых занятий программных средств информационных технологий.
Содержание многих юридических дисциплин меняется достаточно динамично. Это обуславливается процессом регулярного изменения действующего законодательства. В связи с этим рассматриваемый дидактический материал как на лекционных, так и на практических занятиях должен постоянно обновляться. Причем форма подачи научного материала должна быть современной, с использованием не только интерактивных методик преподавания, но и с применением, например, мультимедийной установки.
Мультимедийная установка позволяет достаточно удачно использовать приложения к Microsoft Office – программы MS Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
Затрачивая минимальное количество времени, в достаточно короткие сроки можно составить слайды с тезисами выступлений, схемы, таблицы, алгоритмы, а также обеспечить их необходимыми иллюстрациями. MS Power Point предлагает широкие возможности по оформлению презентации, с использованием не только текста научного материала, но и изображение различных диаграмм, кино-фото-аудио документов, таблиц.
Выступление лектора на лекциях, дополняется показом слайдов с тезисами выступлений, схемами, диаграммами, таблицами, алгоритмами, кино-фото-аудио документами, что позволяет студентам синхронизировать вербальное и визуальное восприятие лекционного материала. Подобное сопровождение научного материала демонстрацией, позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Практические занятия проводятся в форме беседы, когда вся группа готовится по предложенным вопросам и участвует в обсуждении в равной мере. Уточнения, дополнения, комментарии, аргументированное опровержение сказанного выступающим – вот перечень возможностей проявить свои знания и свое понимание обсуждаемого вопроса каждым участником семинара. Именно на практических занятиях отрабатываются и проверяются, полученные на лекциях знания, после чего они превращаются в умения и навыки, которые студенты могут применить уже в будущей практической работе. Придать более живой характер практическим занятиям помогает применение слайдов, приготовленных не только с помощью MS Power Point, но и с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel.
С помощью программы Microsoft Word можно разместить условия задачи или задания. При этом преподаватель не пересказывает содержимое задания, что сохраняет время занятия. Кроме того, в данной программе студентами готовятся образцы юридических документов.
С помощью Microsoft Excel возможно составление схем и таблиц по пройденным темам, а также проведение всевозможных расчетов, в том числе заработной платы.
Отдельно необходимо указать на выработку у студентов юридических вузов навыков работы с справочно-правовыми системами «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант». Так как юридическая профессия требует умения от будущих юристов не только находить необходимую нормативно-правовую базу, судебную практику, но и грамотно применять ее, поэтому преподаватель должен помочь выработать подобный навык у студентов при работе с источниками права.
Табличный вариант пошагового отображения технологии образовательного процесса:
Тема | Вид занятия | Образовательные технологии | Компетенции | ||
Традиционные | Активные и интерактивные | ||||
|
|
|
|
| |
1. Медицинское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
| Лекция | Вводная | - | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8, ОК-9,ОК-4 | |
Практическое занятие | Традиционные | - | |||
2. Источники медицинского права и состав законодательства об охране здоровья граждан.
| Лекция |
| Лекция с элементами дискуссии и постановкой проблем, с использованием метода провокации | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8,ОК-9 | |
Практическое занятие | Традиционные |
| |||
3. Право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности
| Лекция |
| Лекция с элементами дискуссии и постановкой проблем, с использованием метода провокации - | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-15 | |
Практическое занятие | Традиционные | - | |||
4. Требования, предъявляемые к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности
| Лекция |
| Лекция с элементами дискуссии и постановкой проблем, с использованием метода провокации - | ОК-4, ПК-2,ПК-6, ПК-7, ПК-15 | |
|
|
| |||
5. Субъекты и объекты медицинских правоотношений. Личные неимущественные права и их правовая охрана. | Лекция | Традиционные | - | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-4, ПК-6,ПК-15 | |
Практическое занятие |
| Позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания; работа в малых группах. | |||
6. Правовой режим медицинской услуги. Правовые основы финансового обеспечения охраны здоровья граждан. Медицинское страхование в России | Лекция |
| Лекция с элементами дискуссии и постановкой проблем, с использованием метода провокации | ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-15, ПК-5,ПК-6,ПК-7 | |
Практическое занятие |
| Позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания; работа в малых группах, составление юридических документов. | |||
7. Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения | Лекция | Традиционные |
| ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-15, ПК-5,ПК-6,ПК-8,ПК-9 | |
Практическое занятие |
| Анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм; составление юридических документов, | |||
8. Правовые основы донорства, трансплантации, деятельности по охране репродуктивного здоровья граждан. Правовые основы оказания психиатрической и наркологической помощи населению | Лекция |
| Лекция с элементами дискуссии и постановкой проблем, с использованием метода провокации | ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 | |
Практическое занятие |
| Анализ конкретных ситуаций , позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания; работа в малых группах. | |||
9. Правовые основы фармацевтической деятельности | Лекция | Традиционные |
| ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 | |
Практическое занятие |
| Позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания; работа в малых группах, составление юридических документов. | |||
10. Права граждан в сфере охраны граждан. Права медицинских работников, способы и средства их защиты
| Лекция |
| Лекция - электронная презентация с использованием электронного учебника | ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 | |
Практическое занятие |
| Анализ конкретных ситуаций , позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания; составление юридических документов. | |||
11. Правонарушения в здравоохранении и юридическая ответственность. Гражданско-правовая ответственность медицинских организаций и медицинских работников. Дисциплинарная, материальная, уголовная и административная ответственность медицинских работников | Лекция |
| Лекция с элементами дискуссии и постановкой проблем, с использованием метода провокации | ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 | |
Практическое занятие |
| Анализ конкретных ситуаций , позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания. | |||
12. Правовые основы производства медицинских экспертиз | Лекция | Традиционные |
| ОК-4, ПК-2, ПК-5, ПК-4,ПК-15, ПК-6,ПК-7 | |
Практическое занятие |
| Анализ конкретных ситуаций , позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания; составление юридических документов. |
- Министерство образования и науки российской федерации
- Содержание
- Лист согласования и утверждения рабочей программы
- 1.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 1.4. Структура и содержание дисциплины Форма обучения:
- Календарно-тематический план для студентов очного отделения
- Календарно-тематический план для студентов заочного отделения
- Матрица соотнесения тем учебной дисциплины и формируемых в них общекультурных и профессиональных компетенций
- Темы лекций по курсу «Медицинское право»
- Тема 1. Медицинское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
- Тема 2. Источники медицинского права и состав законодательства об охране здоровья граждан.
- Тема 5. Субъекты и объекты медицинских правоотношений. Личные неимущественные права и их правовая охрана.
- Тема 6. Правовой режим медицинской услуги. Правовые основы финансового обеспечения охраны здоровья граждан. Медицинское страхование в России
- Тема 7. Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 8. Правовые основы донорства, трансплантации, деятельности по охране репродуктивного здоровья граждан. Правовые основы оказания психиатрической и наркологической помощи населению.
- Тема 9. Правовые основы фармацевтической деятельности.
- Тема 10. Права граждан в сфере охраны здоровья. Права медицинских работников, способы и средства их защиты
- Тема 12. Правовые основы медицинских экспертиз.
- 2. Образовательные технологии
- Активные и интерактивные формы преподавания
- Информационные образовательные технологии, обучающие и контролирующие компьютерные пограммы
- 3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 3.1. Самостоятельная работа
- 3.2. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям
- 3.3. Темы практических занятий, Задания для решения практических ситуцаций
- Тема 1. Медицинское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Источники медицинского права и состав законодательства об охране здоровья граждан.
- Тема 2. Субъекты и объекты медицинских правоотношений
- Тема 3. Право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. Регулирование и контроль в сфере охраны здоровья.
- Тема 4. Требования, предъявляемые к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.
- Тема 5. Правовой режим медицинской услуги и медицинской помощи.
- Тема 6. Медицинское страхование в России
- Тема 7. Основные принципы охраны здоровья в рф. Права граждан в сфере охраны здоровья. Права медицинских работников, способы и средства их защиты
- Тема 8.Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 9. Правовые основы донорства и трансплантации
- Тема 10. Правовое регулирование отношений при осуществлении медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
- Тема 11. Правовые основы оказания психиатрической и наркологической помощи населении. Правовые основы реализации принудительных мер медицинского характера.
- Тема 12. Правовые основы фармацевтической деятельности
- Тема 13. Правонарушения в здравоохранении и юридическая ответственность
- Тема 14. Гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность медицинских организаций и медицинских работников.
- Тема 15. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование.
- 3.4. Вопросы, выносимые на зачет по курсу «медицинское право»
- 3.5. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- 3.5.1.Темы контрольных работ по курсу «Медицинское право»
- 3.5.2. Вопросы для подготовки к зачету
- 3.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 3.7. Формы контроля учебного процесса
- Критерии оценки устных ответов студентов.
- Критерии оценки письменных ответов студентов.
- 4. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
- 5. Карта обеспеченности литературой
- Раздел 1. Медицинское право. Правовое регулирование здравоохранения в российской федерации.
- Раздел 2. Медицинское страхование в россии
- Раздел 3. Права граждан и медицинских работников
- Раздел 4. Правонарушения в здравоохранении и юридическая ответственность.
- Тема 1. Медицинское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Источники медицинского права и состав законодательства об охране здоровья граждан.
- Тема 2. Субъекты и объекты медицинских правоотношений. Личные неимущественные права и их правовая охрана
- Тема 3. Правовой режим медицинской услуги. Медицинское страхование в России
- Тема 4. Основные принципы охраны здоровья в рф . Права граждан в сфере охраны здоровья. Права медицинских работников, способы и средства их защиты
- Тема 6. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование.
- Тема 1. Медицинское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Источники медицинского права и состав законодательства об охране здоровья граждан.
- Тема 2. Субъекты и объекты медицинских правоотношений. Личные неимущественные права и их правовая охрана
- Тема 3. Правовой режим медицинской услуги. Медицинское страхование в России
- Тема 4. Основные принципы охраны здоровья в рф. Права граждан в сфере охраны здоровья. Права медицинских работников, способы и средства их защиты
- Тема 6. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование.