logo search
Kurs_lektsy_Bankovskoe_delo

Принципы расчетно-кассовой работы кб.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, т.к. достигается значительная экономия на издержках обращения и имеется заинтересованность в этом государства по причине удобства влияния на макроэкономические процессы.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам банков, когда деньги списываются со счета плательщика и записываются на счет получателя.

Безналичные деньги – это вторая производная действительных денег (золота) и первая производная наличных бумажных денег. Это технология, развившаяся из технологии вексельного обращения, конкретнее – процедур домициляции векселей.

Безналичные расчеты существуют в рамках строгой системы, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

В рыночной экономике выделяются основные принципы организации БН расчетов:

  1. БН расчеты осуществляются по банковским счетам, открываемым для хранения и перевода средств. Это касается и физических, и юридических лиц.

  2. Платежи со счетов осуществляются банками по распоряжению владельцев в порядке установленной очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Без распоряжения клиента списание денежных средств допускается только по решению суда, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (в календарной очередности). При недостаточности денежных средств списание осуществляется в следующей очередности:

  1. Субъекты рынка вправе свободно выбирать формы безналичных расчетов и закреплять их в хозяйственных договорах. Банки не вправе вмешиваться. Банку отводится роль посредника в платежах, и не более того.

  2. Срочность платежа. Получатель денег заинтересован в их зачислении на свой счет не «когда-нибудь», а в строго оговоренные сроки.

  3. Обеспеченность платежа. Для соблюдения срочности платежа у плательщика на счету должна иметься сумма, обеспечивающая полноту платежа.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после прохождения определенной процедуры открытия.

РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета вправе распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, самостоятельно платит все налоги, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Т.о. владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

ТЕКУЩИЕ СЧЕТА в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса юридического лица. Традиционно владельцы текущих счетов – это общественные и бюджетные организации. Самостоятельность владельца текущего счета существенно меньше. Он вправе распоряжаться средствами на текущем счету строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется.

Для открытия юридическим лицом расчетного счета в банке предоставляется пакет документов, включающий в себя: заявление об открытии, полный комплект копий учредительных документов, полный комплект копий внутренних кадровых приказов на первых лиц, комплект справок о постановке на учет во внебюджетных фондах, карточки с образцами подписей.

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании. Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в этом договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них.

В случае, когда субъекты БН – плательщик и получатель – являются клиентами одного банка, корреспонденция их расчетных счетов осуществляется путем простого списания и зачисления в рамках операционного отдела банка.

Если плательщик и получатель являются клиентами различных банков, то возникают расчеты между банками.

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открываемые на балансе каждого банка.

Межбанковские расчеты в России носят характер корреспондентских отношений, суть которых заключается в том. что платежи банков ограничены имеющимися у них денежными средствами.

Расчеты между банками носят взаимный характер и отражаются одновременно на двух счетах.

Открытый коммерческим банком корреспондентский счет в Центральном банке или в другом коммерческом банке в балансе этих банков является пассивным (счет «лоро»). Тот же счет в самом коммерческим банке является активным (счет «ностро»). Остатки по счетам «лоро» и «ностро» должны быть идентичными, хотя могут не совпадать по времени, и равенство выявляется в результате специальной сверки ежемесячно по состоянию на 1-е число.

Списание средств со счета «лоро» производится только на основе распоряжения владельца счета (платежного поручения). Исключение составляют т.н. инкассовые поручения, оплата которых производится в бесспорном порядке.

Существует 2 варианта организации межбанковских расчетов – прямые расчеты между банками и расчеты с участием структур Центробанка.

В России межбанковские расчеты ориентированы на 2-й вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют специально созданные для этой цели подразделения Банка России – расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения учреждений коммерческих банков банкам открываются корреспондентские счета.

Сеть РКЦ накрывает всю территорию страны. В каждом субъекте федерации существует по несколько РКЦ. Частота их размещения имеет сугубо физические причины – количество коммерческих банков в том или ином регионе (которое во многом коррелирует с густотой населения и размещением производства), а также физическую удаленность населенных пунктов друг от друга. Имеется в виду, что любой коммерческий банк должен иметь возможность, используя автотранспорт, ежедневно посещать «свой» РКЦ. Это особенно актуально в сельских районах, где на несколько административных единиц (районов) приходится один РКЦ. С другой стороны, имеет место фактор загруженности самого РКЦ. Так, в Москве существует 2 РКЦ, что обусловлено огромным количеством банков, и, соответственно, огромным количеством операций по их коррсчетам.

Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка коррсчет в РКЦ – это своего рода «расчетный счет», на нем хранятся все средства коммерческого банка (собственные, клиентские, взятые по МБК).

Т р е х с т у п е н ч а т а я с х е м а с ч е т о в

Главный принцип осуществления платежей по коррсчетам КБ – это осуществление их строго в пределах остатка средств на этих счетах.

В исключительных случаях при недостаточности средств на счете банки могут рассчитывать на получение кредита от Банка России. Но это исключительные случаи.

В целом принцип организации расчетов по системе РКЦ нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное размещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности.

Если расчеты между КБ одного региона производятся через один РКЦ, то расчеты по операциям КБ разных регионов производятся на уровне расчетов между соответствующими РКЦ. Эти расчеты осуществляются через т.н. систему межфилиальных оборотов. На балансе ЦБ РФ открывается 2 счета по межбанковским расчетам: счет Начальных межфилиальных оборотов и счет Ответных межфилиальных оборотов. Расчетный центр, начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а расчетный центр, принявший документы к ответному проводу, - филиалом Б. Операции друг друга РКЦ осуществляют на основании специальных документов – авизо, представляющих собой официальное извещение о выполнении расчетной операции. Авизо бывают почтовыми, телеграфными, электронными, а также дебетовыми и кредитовыми.

Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой ИВЦ. Система «Кобра», система «Ремарт».

Централизованный порядок организации межбанковских расчетов традиционно имел такой серьезный недостаток, как относительно низкую скорость расчетов. В последнее время, благодаря внедрению новых технологий на базе компьютеризации (т.н.электронные платежи), удалось существенно продвинуть решение этой проблемы.

Помимо централизованной технологии расчетов, коммерческие банки могут рассчитываться и напрямую. Такие связи оправданны при наличии устойчивых взаимных финансовых потоков (например, в пределах одного города между банками, обслуживающими хозяйствующие субъекты с устойчивыми взаимными платежами). Кроме того, мелкие провинциальные банки заинтересованы в открытии коррсчетов в крупных столичных банках. Это дает им доступ к услугам крупных банков, благодаря чему мелкие банки продают эти услуги своим клиентам практически от своего имени. Для крупных банков открытие у них «лоро»-счетов мелких банков означает фактическое расширение клиентской базы и, кроме того, ничего им не стоит. Поэтому развитие таких связей весьма распространено.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет свои специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Банковские учреждения обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств банки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению только в случае их соответствия стандартизированным требованиям. Любой расчетный документ обязательно содержит такие реквизиты. как

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка.

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногородном или иногородном учреждении банка. ПП выписывается плательщиком на бланке установленной формы и предоставляется в банк в 4 экземплярах. ПП принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Расчеты ПП имеют ряд достоинств сравнительно с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Все названное делает расчеты ПП наиболее перспективной формой.

ПЛАТЕЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. ПТП выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием ПТП на инкассо в банке поставщика. (ИНКАССО – это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам высылает ПТП в банк плательщика через органы связи или спецпочтой. Инкассовые услуги предоставляются за комиссионное вознаграждение). Т.к. инициатива оплаты в случае ПТП исходит от поставщика, оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) плательщика. Существует несколько видов и соответствующих процедур акцепта. Действующее законодательство предусматривает при использовании в расчетах ПТП акцепт только предварительного характера (т.е. акцепт до списания средств со счета).

ЧЕК – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки. ДЕНЕЖНЫЕ ЧЕКИ применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на зарплату, командировочные, хознужды, закупку продукции у сельхозтоваропроизводителей. РАСЧЕТНЫЕ ЧЕКИ применяются для безналичных расчетов. РЧ – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Отличие РЧ от ПП в том, что РЧ, хотя и выписывается также плательщиком, но передается плательщиком получателю в момент совершения хоз.операции, а получатель уже передает РЧ в банк плательщика для оплаты. В настоящее время используются лишь чеки из лимитированных чековых книжек. ЛЧК представляет собой сброшюрованные в виде книжки РЧ (10, 20, 25, 50 листов) которые могут быть выписаны плательщиком на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете.

АККРЕДИТИВ – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. АК может быть использован как в одногороднем, так и в иногороднем платежном обороте. АК предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия АК не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов данная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. АК могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). ПОКРЫТЫМ считается АК, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке-эмитенте может быть произведено за счет выдачи ссуды поставщику. НЕПОКРЫТЫМ считается АК, по которому платежи поставщику гарантирует банк плательщика. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный АК. Такое ходатайство банк-эмитент, как правило, удовлетворяет только в пользу первоклассных проверенных клиентов, и при условии установления между банком-эмитентом и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного АК банк-эмитент предоставляет право исполняющему банку списывать платежи по АК в пользу поставщика – получателя средств, со своего корреспондентского счета. Каждый АК должен ясно указывать, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что АК отзывной. ОТЗЫВНОЙ аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. При этом, однако, исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. БЕЗОТЗЫВНОЙ аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Для получения средств по АК поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий АК, правильность оформления документов, и только после этого производит выплаты по АК.

Инструментами безналичных расчетов принято также считать вексельные и факторинговые операции. Поскольку это тема отдельного разговора, на данном этапе только их упоминанием и следует ограничиться.

Разумеется, денежное обращение не ограничивается БН расчетами, и кассовая деятельность коммерческого банка (работа с наличными деньгами) образует наряду с обслуживанием БН расчетов единый комплекс расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Предприятия и организации (клиенты банка) обязаны осуществлять свои операции с наличными деньгами в рамках утвержденного Минфином и МНС РФ порядка ведения кассовых операций. Так, любые учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в банках на соответствующих счетах. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета предприятий.

Прием наличных денег предприятиями при расчетах с населением производится с использованием контрольно-кассовых машин. предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями предприятия. Всю наличность сверх лимита предприятие обязано сдавать в банк в порядке и в сроки, согласованные с банком. Лимит остатка кассы устанавливается исходя из особенностей деятельности конкретных предприятий и инкассации выручки. Для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее ежедневно в конце дня, лимит устанавливается в размерах, необходимых для работы с утра следующего дня. Для предприятий, не имеющих постоянной денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода на неотложные нужды. Наличные деньги сдаются в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение коммерческого банка имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день. Внутри оборотной кассы существуют свои подразделения, такие как приходная касса, расходная касса, касса пересчета.

Прием наличных от клиентов осуществляет приходная касса. Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента и в его присутствии, в баулах и от инкассаторов. Документ – объявление на взнос наличными. Кассир принимает деньги от клиента с полистным пересчетом. При сдаче денег через инкассацию заполняется накладная, сверяются пломбы на инкассаторских сумках, составляется справка. По окончании операционного дня вся принятая наличность должна быть оприходована на расчетные (текущие) счета клиентов. В случае избытка наличности в кассе можно оформить заявку в РКЦ, передать туда наличность и получить взамен пополнение на идентичную сумму коррсчета банка.

Обработку купюр осуществляет касса пересчета. Пересчет, сортировка, склейка, штамповка, упаковка.

Выдачу наличных по заявкам клиентов осуществляет расходная касса. Выдача наличных предприятиям и организациям производится на основе кассовых заявок, календаря выдач зарплаты и т.п. Деньги выдаются в основном по денежным чекам из денежных чековых книжек. Кроме того, деньги могут выдаваться по расходным кассовым ордерам. Каждое утро в банке планируется выдача наличных из кассы. В случае недостатка кассовой наличности оформляется заявка в РКЦ, после чего оттуда поступают наличные деньги в требуемом количестве, и на идентичную сумму снижается остаток по коррсчету банка в РКЦ.

Бухгалтерский учет в коммерческом банке.

Бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский учет представляет собой систему процедур накопления и преобразования формализованного знания о движении финансовых и материальных потоков, т.е. «финансовую память» организации. Чем более оперативна, гибка и адаптивна такая «память», тем более совершенной можно считать саму систему бухгалтерского учета. Весьма важно знать, понимать и верно оценивать «что было», но не менее важно объективно оценивать «что есть» и достоверно прогнозировать «что будет».

При разработке нового Плана счетов бухгалтерского учета и Правил его применения (они оба действуют с 1 января 1998 г.) учтены следующие принципы бухгалтерского учета:

Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в бу­дущем.

Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная орга­низация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятель­ности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода.

Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожаю­щие финансовому положению кредитной организации риски на следующие пе­риоды.

Отражение доходов и расходов по кассовому методу. Принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фак­тического получения доходов и совершения расходов, за исключением слу­чаев, установленных в настоящих Правилах.

День отражения операций. Операции отражаются в бухгалтер­ском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не преду­смотрено нормативными актами Банка России.

Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

Единица измерения. Активы и пассивы учитываются по их пер­воначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Возникает т.н. «книжная» стоимость активов и пассивов, которая не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Фе­дерации и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России.

Открытость. Отчеты должны достоверно отражать опе­рации кредитной организации, быть понятными информированному пользо­вателю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

План счетов бухгалтерского учета для кредитных органи­заций разработан с учетом накопленного опыта деятельности банковской сис­темы в нашей стране, сложившейся практики банковского учета в зару­бежных странах. При этом имеется в виду, что бухгалтерский учет должен в полной мере использоваться для принятия управленческих решений, способство­вать получению прибыли, сокращению финансовой и статистической отчетности.

План счетов разделен на 5 глав:

Баланс коммерческого банка является бухгалтерским балансом, отражающим состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в активные операции (в т.ч. кредитование). Можно сказать, что балансовые счета (Глава А Плана счетов) отражают действительное распределение и движение средств «здесь и теперь», причем речь идет обо всех операциях за исключением трастовых, для которых предусмотрена особая глава Плана счетов.

Глава Б Плана счетов отображает учет операций банка по доверительному управлению (трастовых операций).

Глава В («Внебалансовые счета») служит для отображения различного рода вспомогательной информации, а также учета находящихся в наличии, но не используемых в действительных операциях документов, ценных бумаг и т.п.

Счета для учета срочных операций (Глава Г) предназначены для учета операций по заключенным сделкам, условиями которых предусматривается разнесение во времени событий поставки и оплаты. Отражению какой-либо операции по счетам главы Г обязательно сопутствует отражение этой же операции по счетам главы А, т.е. не существует срочных операций, которые бы не затрагивали балансовых счетов.

Счета ДЕПО (Глава Д) предназначены для учета ценных бумаг в штуках.

Кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на «Плане счетов…» и правилах бухгалтерского учета, изложенных в инструкциях и нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. В этой связи обязательному утверждению руководителем кредитной органи­зации подлежат:

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законо­дательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчет­ности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской федерации, указаниям Центрального банка Рос­сийской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обяза­тельств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должно­стных лиц денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обя­зательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиен­тов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных и других операций кредитных организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

Учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредит­ной организации, осуществляется обособленно от материальных ценностей, являю­щихся ее собственностью.

Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непре­рывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганиза­ции или ликвидации в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банков­ских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязан­ных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгал­терского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Синтетическими считаются счета первого и второго порядков.

Все операции подлежат своевре­менному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропус­ков или изъятий.

В бухгалтерском учете кредитных организаций текущие внутри­банковские операции и операции по учету собственных капитальных вло­жений учитываются раздельно.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансо­вым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются, кроме случаев, преду­смотренных настоящими Правилами и нормативными актами Банка России.

Счета в бухгалтерском учете определены только активные или только пассивные. В аналитическом учете на счетах второго порядка, определенных "Списком парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противопо­ложное», открываются парные лицевые счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо (остаток), а при отсутствии остатка - со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо (остаток), противоположное признаку счета, то есть на пассивном счете - дебетовое или на активном - кредитовое, то оно бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера должно быть перенесено на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.

Если по каким-либо причинам образовались сальдо (остатки) на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бух­галтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо, имея в виду, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

Образование в конце дня в учете дебетового сальдо (оверд­рафта) по пассивному счету или кредитового по активному счету не допуска­ется.

Если, в установленных законодательством случаях, кредитная органи­зация принимает документы от клиентов для списания средств с их расчетных (те­кущих) счетов сверх имеющихся на них средств, то документы оплачиваются с этих счетов. Поскольку в этом случае возникает кредитная операция, то обра­зовавшееся дебетовое сальдо в конце дня перечисляется с расчетных (текущих) счетов на счета по учету кредитов, предоставленных клиентам. Такие операции проводятся, если это предусматривается в договоре банковского счета.

При разработке Плана счетов бухгалтерского учета принята следую­щая структура: главы, разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета.

Исходя из этого, а также с учетом кодов валют, защитного ключа, придания счету наглядности определена схема обозначения счетов и их нумера­ции.

Нумерация счетов позволяет в случае необходимости вводить в установ­ленном порядке дополнительные лицевые счета.

Специального раздела в Плане счетов бухгалтерского учета по учету иностранных операций не выделено. Счета в иностранной валюте от­крываются на всех счетах, где могут, в установленном порядке, учитываться операции в иностранной валюте.

При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в валюте Российской Федера­ции - в рублях, с открытием от­дельных лицевых счетов в соответствующих валютах.

Совершение операций по счетам в иностранной валюте произ­водится с соблюдением валютного законодательства Российской Федерации. По­рядок осуществления расчетных операций в иностранной валюте определяется кредитной организацией самостоятельно, с учетом правил совершения расче­тов в рублях, а также особенностей международных правил и заключаемых дого­ворных отношений.

Аналитический счет в валюте отличается от аналитического счета в рублях только иным трехзначным цифровым кодом валюты (например, не 52301810900000000001 в рублях, а 52301840900000000001 в долларах США).

Счета аналитического учета в иностранной валюте могут вестись по ре­шению кредитной организации в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации и в иностранной валюте или только в иностранной валюте.

Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в ино­странной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в рублях.

Возможны различные варианты группировки учета по счетам первого и второго порядков. В основном группировка производится исходя из экономического смысла проводимых операций. Иногда экономический смысл операции определяется статусом контрагента, поэтому группировка по счетам первого или порядка порядка может соответствовать операциям с конкретным контрагентом. Кроме того, учет ряда операций, как правило, связанных с рыночным риском, производится исходя из группировки по счетам второго порядка в разрезе сроков исполнения (векселя, депозиты и т.п.).

Учет кредитных операций (активных и пассивных) преду­сматривается вести, кроме сроков, по собственникам, коммерческим, некоммерческим организациям (т.е. имеется в виду открытие аналитических счетов персонально по конкретным клиентам).

Порядок расчетов между кредитными организациями, их филиа­лами и дополнительными офисами определяют сами кредитные организации с обязательным соблюдением основных принципов и условий, определенных Банком России. При определении внутрибанковских расчетов кредитные организации исходят из того, что они несут ответственность за риск и пра­вильную организацию этих расчетов.

В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков кредитных организа­ций, использования их прибыли. Для полноты учета и анализа результатов дея­тельности кредитных организаций должен активно использоваться аналитиче­ский учет.

Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежеднев­ном балансе кредитной организации (ее филиала).

Рассмотрим главы и соответствующие разделы Плана счетов.

Глава А («Балансовые счета») включает в себя 7 разделов.