Билет 18 вопрос №1 Неконкурентные виды рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция
Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.
Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна.
Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:
• на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм, каждая их которых занимает незначительную часть рынка;
• эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
• вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов;
• фирмы на рынках монополистической конкуренции независимы в выборе цены и объема выпуска. Предприниматель, решая вопрос о цене, не принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов;
• доступ к информации о ценах, возможных прибылях фирм на рынках монополистической конкуренции относительно прост.
Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако, если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
Конкурентность рынков монополистической конкуренции также очень высока, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм.
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом дифференциация продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль, которые связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями, действиями, предпринимаемыми ведущими фирмами отрасли, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
Другой особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение в условиях олигополии не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
- Билет 1 вопрос №1 Предмет и метод экономической теории
- Билет 1 вопрос № 2. Основные макроэкономические показатели.
- Билет 2 вопрос №1 Производительные силы и производственные отношения.
- Билет 2 вопрос № 2 Макроэкономическое равновесие
- Билет 4 вопрос №1 Экономические системы: понятие, основные типы, объективные основы развития.
- Билет 4 вопрос №2 Парадокс бережливости. Теория мультипликатора-акселератора
- Билет 5 вопрос № 1 Отношения собственности и их роль в жизни общества. Субъекты и объекты собственности
- Билет 5 вопрос №2 Государственные расходы и налоги
- Билет 6 вопрос№ 1. Разгосударствление и приватизация государственной собственности
- Билет 6 вопрос №2 Налоговая система, ее элементы. Виды налогов
- Билет 7 вопрос № 1 Основные структурные элементы рынка и рыночной экономики.
- Билет 8 вопрос № 2 Госбюджет и государственный долг
- Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг
- Билет 10 вопрос №1 Денежное обращение и его законы
- Билет 10 вопрос №2 Основные цели и задачи Центрального банка
- Билет 11 вопрос №1 Спрос как экономическая категория. Факторы, определяющие спрос
- Билет 11 вопрос №2 Виды и инструменты кредитно-денежной политики
- Билет 12 вопрос №1 Предложение и факторы на него влияющие. Функция предложения
- Билет 12 вопрос №2 Факторы экономического роста
- Билет 13 вопрос №1 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.
- Билет 13 вопрос №2 Теории экономического цикла. Виды циклов
- Билет 14 вопрос №1 .Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Экономическая рента
- Билет 14 вопрос №2 Полная занятость и безработица. Виды безработицы.
- Билет №15 вопрос №1 Рынок капитала. Заемные средства и ссудный процент
- Билет 15 вопрос №2 Методы борьбы с безработицей. Закон Оукена
- Билет 16 вопрос №1 Равновесие на рынке земли. Земельная и дифференциальная рента
- 1.1. Предложение земли
- 1.2. Спрос на землю
- Абсолютная (чистая) рента
- Дифференциальная рента
- Билет 16 вопрос №2 Инфляция в современной рыночной экономике и ее последствия
- Инфляция вызывает множество последствий, как в экономике, так и в социальной сфере.
- Билет 17 вопрос №1 Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
- Билет 17 вопрос №2 Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса
- Билет 18 вопрос №1 Неконкурентные виды рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция
- Билет 18 вопрос №2 Антиинфляционная политика. Сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской антиинфляционной политики.