13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
Оценка персонала является одним из методов стимулирования, но не в должной мере используется. Необходимо помнить, что результаты периодической оценки и аттестации несут в себе элемент мотивации и являются предпосылкой изменения поведения работника.
В целом в настоящее время преобладает наказание над поощрением в инструментарии руководителей при проведении оценки своих подчиненных, присутствует сниженный интерес руководителей к проблематике управления персоналом; не достает позитивной оценки со стороны вышестоящего руководства, присутствует недостаток творческого подхода в работе, не хватает практических способностей добиваться результата от работы подчиненных, умения обучать, наладить групповую работу, влиять на людей. Наиболее успешные руководители предпочитают умеренный стиль, менее успешные – гуманистический, а наименее успешные — жесткий.
Оценка управленческой компетентности особенно важна для руководителей банка и может быть использована при перемещении кадров на внутрифирменном рынке, при планировании переподготовки.
Оценка удовлетворенности трудом работников может быть применена для специалистов банка. При низкой степени удовлетворенности трудом проявляется ряд негативных черт в трудовом поведении наемных работников банка: а) боязнь потерять стабильный и относительно высокий заработок, б) консерватизм поведения значительной части работников, в) страх перед периодическими сокращениями, связанными с совершенствованием банковских технологий.
Все эти факторы изменяют трудовое поведение и определяют отношение к труду в целом. Но при наблюдающемся в стране снижении безработицы, росте заработной платы фактор боязни потерять стабильно высокий заработок отпадает и наиболее мобильные работники либо переходят в другие подразделения, либо вовсе уходят из банка.
Рассмотрим каждую ситуацию взаимосвязи управленческой компетентности и удовлетворенности трудом подробнее.
Ситуация 1: с низкой управленческой компетентности связано осознание слабости управления банком, но такая оценка не приведет к реальной деятельности по улучшению ситуации, если только в процесс не вмешаются учредители. Низкая оценка удовлетворенности трудом отражает сниженную трудовую мотивацию сотрудников
Ситуация 2: высокая удовлетворенность трудом не базируется на реальной отдаче руководителей банка, не обладающих высокой степенью управленческой компетентности. Слабая команда управленцев не способна рационально организовать труд подчиненных.
Ситуация 3: высокая оценка управленческой компетентности руководителей не сопряжена с повышением оценки удовлетворенности трудом. Трудовая мотивация персонала снижена, хотя в отличие от ситуации 1 происходят позитивные сдвиги в самой банковской деятельности. В такой кредитной организации назревает проблема эффективной мотивации труда.
Ситуация 4: высокие оценки управленческой компетентности и удовлетворенности трудом означают эффективную мотивацию труда персонала и хорошие результаты в достижении бизнес- целей, стоящих перед кредитной организацией.
Банк может, ясно осознавая положение с управленческой компетентностью и удовлетворенностью трудом, принять меры для перехода от одной ситуации к другой. Чаще всего для перехода из ситуации 1 в 2 необходимо изменить систему материального стимулирования, учитывающую конкретные результаты труда руководителей и специалистов. Кроме того, удовлетворенность трудом можно повысить, учитывая особенности труда банковских работников. Сделать это можно, как обосновано нами в главе 1, путём повышения ответственности и наделения работников дополнительными функциями. Изменение трудовых функций и рост содержательности труда приведет к повышению удовлетворенности трудом.
Для перехода из ситуации 1 в ситуацию 3 надо, в первую очередь, произвести оценку руководителей структурных подразделений и возможно провести их ротацию. В данном случае, вероятно, следует пересмотреть план повышения квалификации с включением туда руководителей.
Наконец, с целью движения из ситуации 1 в ситуацию 4, следует использовать оба обозначенных нами выше подхода.
В целом, для управления удовлетворенностью трудом банку придется, в первую очередь, анализировать результаты периодической оценки персонала, корректировать свою систему премирования и морального поощрения. Для повышения управленческой компетентности банку так же необходимо внедрить программу создания резерва руководящих кадров и повышения квалификации действующих руководителей.
Перейдем к рассмотрению оценки отношения к труду. Снижение содержательности труда всегда должно оцениваться отрицательно, даже если высок экономический эффект, так как малосодержательный и, как правило, монотонный, однообразный труд ведет к уменьшению потенциала работника, влечет за собой падение внутренней мотивации. Большая часть работников теряет интерес к профессиональному совершенствованию.
Проблема состоит в том, что развитие производства постоянно порождает рабочие места с нетворческим и малосодержательным характером труда. Для банка – это чаще всего труд массовых категорий исполнителей – операционистов, бухгалтеров. Работодателя вполне удовлетворяет малосодержательный и высокопроизводительный труд работника. И будет удовлетворять до той поры, пока количество ошибок терпимо, а качество работы достаточно для получения постоянного дохода.
При прочих равных условиях эффективность деятельности персонала зависит от отношения к труду работников. Малосодержательность и обесценение труда приводят к неполному использованию трудового потенциала, к деформации трудового поведения.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.