logo search
Гражданское

Подготовка к регистрации юридического лица

Выбор организационно-правовой формы:

Любое предприятие как юридическое лицо в соответствии с Гражданским кодексом РФ, независимо от организационно-правовой формы, обладает одинаковыми с другими предприятиями правами. Весьма существенные различия, как будет показано ниже, заключаются в правах учредителей (участников, акционеров) юридического лица и должен определять выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия.

Юридические лица могут создаваться только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом. Гражданским кодексом РФ установлен закрытый перечень следующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, подлежащих государственной регистрации при возникновении или изменении их правового статуса:

Что касается некоммерческих организаций, то они согласно ГК РФ могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как самим ГК, так и другими законами. В открытый перечень некоммерческих организаций входят:

Из приведенного выше списка видно, что организационно-правовых форм предприятий существует великое множество. Согласно ГК РФ все без исключения юридические лица делятся на две большие категории: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации создаются только для одной цели – извлечения прибыли. Если создается организация или предприятие для любых целей, не связанных с извлечением прибыли, то это, по определению ГК, будет некоммерческая организация (например, благотворительный фонд, центр изучения общественного мнения, религиозная организация и т.д.).

Предприятия могут создаваться как гражданами – физическими лицами, так и другими организациями – юридическими лицами. В момент организации предприятия те, кто принимает решение о его создании, будут по отношению к этому предприятию учредителями, при этом не важно, в какой организационно правовой форме предприятие создается. После создания юридического лица, в зависимости от его организационно-правовой формы, учредители станут, например, участниками (общество с ограниченной ответственностью, далее - ООО) или акционерами (закрытое акционерное общество, далее - ЗАО).1

ООО – высший орган управления – общее собрание участников. Количество голосов пропорционально количеству долей в уставном капитале.

ЗАО – высший орган управления – общее собрание акционеров. Количество голосов пропорционально количеству голосующих акций.

Основные права:

Кроме общего собрания в коммерческих организациях может существовать и другой орган управления, представляющий интересы учредителей (участников, акционеров) – совет директоров, избираемый общим собранием учредителей для оперативного управления предприятием, и принимающий на себя часть полномочий по принятию решений, относящихся к его компетенции. Совет директоров – постоянно действующий орган, он осуществляет руководство предприятием и подотчетен общему собранию.

Особенности формирования уставного капитала

ООО, ЗАО – уставный капитал ООО разделен на доли, а уставный капитал ЗАО и ОАО – на акции. На момент создания ООО или ЗАО уставный капитал должен составлять 100 минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ). Для открытого акционерного общества (далее – ОАО) Законом определен уставный капитал в размере 1000 МРОТ. Увеличение уставного капитала связано с длительной бюрократической процедурой государственной регистрации увеличения уставного капитала, так как любая финансовая помощь коммерческой организации облагается налогом на добавленную стоимость;

Выход учредителя (акционера, участника) из состава организации.

ООО – При выходе из состава ООО участник имеет право на получение доли имущества общества, пропорциональной его доле в уставном капитале. Заметим, что выход участника из состава ООО может резко понизить финансовые возможности общества.

ЗАО – При выходе акционера из ЗАО происходит продажа принадлежащих ему акций, при этом остальные акционеры имеют преимущественное право покупки акций. Хотя Закон «Об акционерных обществах» предусматривает в некоторых, строго определенных случаях выкуп акций общества самим обществом, это условие, очевидно, не является определяющим, а общество при смене акционера, как правило никакого финансового ущерба не несет.

ОАО – акционер вправе по собственному усмотрению распоряжаться принадлежащими ему акциями, в том числе и определяя их покупателя. Очевидно, на финансовом состоянии ОАО такая сделка тоже никак не отражается (мы употребили слово «формально» в связи с тем, что для крупных акционерных обществ, акции которых продаются и покупаются на фондовой бирже, определенная стратегия их покупок и продаж может привести даже к банкротству – за счет, например, искусственного понижения курса акций, вынуждающего общество вкладывать собственные средства для поддержания курса).

Допустим, мы определились в выборе организационно-правовой формы будущего предприятия. На следующем этапе создания юридического лица возникает необходимость подготовки пакета учредительных документов.

Учредительные документы – это своеобразная визитная карточка предприятия. В них содержится полная информация о предприятии: его название, место нахождения, учредители, порядок управления предприятием и другие сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского кодекса РФ и законом для юридических лиц соответствующего вида.

Основным учредительным документом предприятия является устав предприятия. Текст Устава утверждается либо решением учредителя предприятия (в том случае, если учредитель единственный), либо решением общего собрания учредителей в форме протокола (в том случае, если учредителей несколько). Соответствующая запись об утверждении Устава делается на титульном листе Устава предприятия.

В протоколе указываются номер протокола, дата и место заседания, фамилия, имя, отчество физических лиц, полное наименование юридических лиц учредителей. Для юридических лиц обязательно указываются должности и фамилии уполномоченных представителей юридических лиц.

В случае если присутствуют лица по доверенности, указать, что данные лица присутствуют по доверенности с указанием номера и даты доверенности. Данная доверенность либо ее нотариально заверенная копия должна быть приложена к учредительным документам. На собрании избирается Председатель и (или) секретарь собрания, которые впоследствии подписывают Протокол собрания учредителей. В протоколе указывается повестка дня учредительного собрания. В качестве примера можно предложить следующую повестку дня для Обществ с ограниченной ответственностью:

1. Об учреждении Общества с ограниченной ответственностью и его учредителях.

2. Об утверждении полного и сокращенного наименования Общества.

3. О размере уставного капитала Общества, распределении его между учредителями и порядке его формирования.

4. Об оценке имущественных вкладов участников в уставный капитал общества (если таковые имеются).

5. О месте нахождения Общества, почтовом адресе и месте хранения учредительных документов Общества.

6. Об утверждении Устава и подписании Учредительного договора Общества.

7. О выборах Совета директоров и назначении руководителя Общества.

8. Об утверждении эскиза печати и назначении ответственного за ее хранение.

9. Разное.

Если протокол состоит из двух и более страниц, то он должен быть прошит и опечатан с обратной стороны с указанием количества страниц. Протокол собрания учредителей рекомендуется готовить не менее 2-х экземпляров, один из которых представляется на регистрацию вместе с остальными документами.

Копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц представляются на регистрацию в 1-ом экземпляре на каждое юридическое лицо. Во всех других случаях представляются копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц, заверенных нотариально.

Заявление в МИФНС о государственной регистрации юридического лица при создании (Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 №439 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.10.2003 №630 от 26.02.2004 №110)) заполняется разборчиво от руки либо на печатной машинке. Первые три страницы в Заявлении подписывается Заявителем и заверяется нотариусом, остальные страницы в Заявлении считаются приложениями и подписываются Заявителем, не заверяя подпись нотариусом.1

Юридический адрес -Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Сейчас вместо понятия «юридический адрес» употребляется понятие «место нахождения». Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения.

В качестве адреса места нахождения юридического лица можно использовать домашний адрес учредителя, который имеет московскую прописку. Это разрешено только для предприятий – субъектов малого предпринимательства. Субъектом малого предпринимательства считается предприятие, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в котором численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи  7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: при обращении за государственной услугой по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя заявитель вправе представить в налоговый орган необходимый для предоставления государственной услуги документ, содержащий информацию, находящуюся в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Росреестра, МВД России. В случае не предоставления заявителем таких документов, предоставление необходимой для оказания государственной услуги информации осуществляется вышеназванными органами по межведомственному запросу налогового органа;