Анализ факторинговых операций
В мировой практике сложилось следующее определение факторинга: факторинг - это товарно-комиссионная операция, сочетающаяся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (банку) неоплаченных платежных требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним, т.е. инкассирования дебиторской задолженности клиента.
Различают следующие виды факторинговых операций:
внутренние или международные;
открытые или закрытые;
с правом регресса и без подобного права;
с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты, переуступаемых им долговых требований или оплаты требований к определенной дате.
Покупка счетов клиентов означает приобретение банком права на взыскание долга с дебиторов, которые уведомляются о необходимости направлять средства в оплату выставленных счетов непосредственно банку. В момент приобретения дебиторских счетов клиента банк оплачивает их в размере 80-90% стоимости. Оставшиеся 10-20% служат гарантией от возможных убытков в связи с непредвиденными обстоятельствами (недопоставка товаров и т.п.).
Размер комиссионного вознаграждения зависит от степени риска, торгового оборота клиента, размера дебиторской задолженности, объема текущей работы, связанной с осуществлением этой операции. Процент взимается с ежедневного остатка в виде суммы, выплачиваемой в форме аванса клиенту при передаче банку копий счетов-фактур и не покрытой платежами по этим счетам в течение всего срока с момента выкупа права на взыскание долга до его погашения. Следует иметь в виду, что основную часть прибыли банк получает не от процентов, а от комиссионных выплат.