1. Национальный банк Республики Беларусь и его статус
Особое место в кредитно-банковской системе любой страны занимает центральный банк. Это главное звено, обеспечивающее проведение денежно-кредитной, эмиссионной, валютной политики, а также выполняющее другие важнейшие для государства функции. Во всех странах, имеющие банковские системы, центральные банки имеют ряд общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны:
Это эмиссионный центр, осуществляющий выпуск в обращение банкнот и регулирующий безналичную эмиссию денежных обязательств коммерческих банков.
Это единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, так как являясь эмиссионным центром, он не может стать банкротом по обязательствам в национальной валюте), что позволяет выступать ему в роли « кредитора последней инстанции» для коммерческих банков (т.е. предоставляя кредиты, не допускать их банкротства).
В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка; он представляет общегосударственные интересы, заключающиеся в обеспечении стабильности денежного оборота, надежности и устойчивости национальных денег.
Он выступает в роли банкира и финансового агента правительства: размещает на своих счетах бюджетные средства, осуществляет расчеты по поручению правительства, кредитует государственные программы, размещает государственные облигационные займы и др.[9, с. 347]
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. [2, c. 158]
Становление Национального Банка Республики Беларусь как центрального банка связано с принятием 21 декабря 1990 года Законов « О Национальном банке Республики Беларусь» и « О банках банковской деятельности в Республике Беларусь». В результате был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь. Было принято решение о создании двухуровневой банковской системы, которая включат центральный банк, образующий первый – высший уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень. Взаимоотношения между банками разных уровней организованы по вертикали. Хотя коммерческие банки юридически не подчинены центральному, он законодательно наделен полномочиями по контролю и надзору за их деятельностью, ее регулированию.
Одним из важнейших этапов законотворческой деятельности, регулирующей банковскую систему республики, стало принятие в 2000 году Палатой представителей одобренного Советом Республики и подписанного Президентом страны Банковского кодекса Республики Беларусь. В новой редакции он был принят в 2006 году, где четко и подробно описаны задачи главного банка страны, оговорены его права и особенности функционирования, определено участие в деятельности международных организаций, проведено разграничение ответственности различных субъектов банковской системы страны. Статьей №24 Банковского кодекса определен правовой статус Национального Банка как центрального банка республики, действующего исключительно в интересах страны и подотчетно Президенту Республики Беларусь.[20, c. 25]
Национальный банк Республики Беларусь является единственной централизованной организацией, состоящей из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории страны и за ее пределами. Центральный аппарат НБ состоит из главных управлений, объединенных в шесть блоков, административно курируемых первыми заместителями председателя Правления. Исключение составляет седьмой блок в составе управления информации, Главного управления внутреннего аудита, руководимый непосредственно председателем Правления. В состав каждого главного управления входят несколько управлений и отделов. [22, c. 45]
В состав первого блока входят главные управления бухгалтерского учета и отчетности, регулирования банковских операций, финансово-экономическое, Главное управление по Минску и Минской области с Троицким отделением, отделениями в Молодечно и Борисове. Второй блок объединяет главные управления внешнеэкономической деятельности, монетарной политики и экономического анализа, платежного баланса, Главное управление по Брестской области с отделениями в Пинске, Барановичах, Дрогичине. Третий включает в свой состав главные управления администрации, кадровой политики, безопасности и защиты информации, Главное управление по Могилевской области с отделением в Бобруйске. Четвертый блок объединяет главуправления валютного регулирования и валютного контроля, банковского надзора, юридическое управление, Главное управление по Витебской области с отделениями в Орше, Полоцке. В состав пятого входят главуправления международных операций, монетарных операций, Главное управление по Гомельской области с отделениями в Мозыре, Жлобине. Шестой блок имеет главные управления платежной системы, эмиссионно-кассовых операций, Главное управление по Гродненской области с отделением в Лиде, Центральное хранилище. Организационная структура и штатное расписание управлений НБ утверждаются председателем Правления. Выполняемые структурными подразделениями операции соответствуют функциям Национального банка. [19]
По согласованию с Президентом Республики Беларусь банк имеет право создавать организации, необходимые для обеспечения его деятельности. В настоящее время функционируют УО «Полесский государственный университет», ОАО «Белгран», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», центр оздоровления «Озерный». Работа структурных подразделений и организаций банка осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк имеет свои органы управления, чем являются Правление национального банка и Совет директоров Национального банка. Высшим коллегиальным органом является именно Правление. Его количественный состав и члены назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания сроком на пять лет, включая и самого Председателя Правления Национального банка, который является членом Правительства Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь, уведомив Совет Республики Национального собрания, может освободить любого из членов Правления по истечении срока полномочий, по неспособности исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии, на основании отставки, ухода на пенсию по собственному желанию, несоблюдения Конституции, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, признания виновным в совершении преступления по приговору суда и в других случаях, предусмотренных законодательными актами страны. Правление Национального банка выполняет следующие основные функции:
Разработка совместно с Правительством Республики Беларусь Основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год
Утверждение годового отчета о работе Национального банка
Установление по согласованию с Президентом Республики Беларусь размера участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь
Определение порядка формирования резервов банков
Принятие основных решений в сфере денежно-кредитного, валютного регулирования в области надзора за банковской деятельностью, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, лицензирование банковской деятельности и т.д. [20, c. 34-35]
Заседания Правления проводятся по мере необходимости, не реже одного раза в месяц и решения принимаются простым большинством голосов при условии присутствия на заседании не менее 70% от численного состава членов Правления с обязательным участием Председателя Правления или лица, его заменяющего. Председатель Правления руководит текущей деятельностью Национального банка и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функции. [11]
Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров, который выполняет следующие функции: организует реализацию Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, определяет структуру Национального банка, утверждает порядок проведения им отдельных операций, положения о структурных подразделениях, принимает решения о выпуске в обращение банкнот и монет, являющихся законным платежным средством на территории республики, об изменении процентных ставок по отдельным операциям Национального банка, о даче согласия на осуществление НБ операций с ценными бумагами, о предельных процентных ставках по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц и др. [23]
В Национальном банке на основании решения Президента Республики Беларусь утвержден Устав НБ, назначен с согласия Совета Республики, Национального собрания его Председатель и члены Правления, определена аудиторская организация для проведения аудиторской проверки и утвержден годовой отчет и распределение прибыли. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имущества в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь. Годовой отчет Национального банка ежегодно до 15 апреля предоставляется Президенту Республики Беларусь и состоит из отчета о реализации Основных направлений денежно-кредитной политики за прошедший год, годовой баланс, отчет о прибылях и убытках. [23]
Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь по предоставленным НБ предложениям. Банк обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором предоставлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки. В Национальном банке создано управление внутреннего аудита, которое является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата и подчиняющееся непосредственно председателю Правления Национального Банка, который назначает на должность начальника управления. Управление внутреннего аудита отчитывается перед Председателем Правления НБ по итогам своей работы за истекшие квартал и год. К основным задачам аудита Национального банка можно отнести организацию и проведение аудиторских проверок для определения соответствия деятельности подразделений НБ их целям и функциям; операций, выполняемых подразделениями Национального Банка; бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Национальный банк, касаемо внутреннего аудита, может также осуществлять проверку организационного, технического, программного, математического и информационного обеспечения информационных систем; внедрять международные стандарты внутреннего аудита в систему банка; осуществлять последующий контроль за выполнением мероприятий по результатам аудиторских проверок. Национальный банк имеет право запрашивать и получать на безвозмездной основе из государственных органов в согласованном с ними порядке информацию, необходимую для составления финансовой, банковской и денежно-кредитной статистической отчетности и организации составления платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, а также для анализа состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы. Важно, что информация, поступившая из государственных органов и иных организаций, не подлежит разглашению без их согласия.[4]
Относительно нормотворческой деятельности Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами. Он вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления. Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь, а в случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь. [20, c.28]
Таким образом, Национальный банк по закону является главным звеном банковской системы. Его структура, цели и деятельность соответствуют статусу центрального банка, а выполнение его позволяет держать под контролем общую экономическую ситуацию в стране и поддерживать ее относительную стабильность.