logo search
Айкол Турганбаева

Глава 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.

1. Цели, задачи и функции Национального банка Кыргызской Республики.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики"О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

Целью деятельности Банка Кыргызстана являются достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.

Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики").

Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти и управления.

Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:

·        определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;

·        разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;

·        обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;

·        является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом;

·        устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

·        выдает лицензию на ведение банковских операций, деятельность ломбардов, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий;

·        осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана;

·        способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей;

·        осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики;

·        владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом;

·        составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики;

·        представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики;

·        осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Денежно-кредитная политика государства, ее цели и результаты в КР До 1991 денежно-кредитная политика Кыргызстана определялась Госбанком СССР. Соответственно устанавливались процентные ставки и резервные требования. В 1992 был создан свой Национальный банк, который занимается определением денежно- кредитной политики страны.Целью деятельности Национального Банка Кыргызстана является достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Разработка денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики осуществляется в рамках общей экономической политики государства. С 1992 Национальный банк Кыргызской Республики, ориентируясь на целевой уровень инфляции, предпринимает действия, необходимые для регулирования роста объёмов денежных агрегатов, обеспечения относительной стабильности обменного курса сома. Для достижения этой цели Национальный банк Кыргызской Республики в случае роста давления на валютном рынке проводит операции для ужесточения денежно-кредитной политики, а при улучшении торгового баланса и более высоком притоке валютных средств аккумулирует международные резервы. Др. приоритетным направлением его деятельности является повышение эффективности, стабильности и безопасности банковской системы.

С 1998 Национальный банк Кыргызской Республики прекратил прямое кредитование Пра вительства Кыргызской Республики, в связи с чем основным источником внутреннего финансирования дефицита бюджета будут средства от продажи гос. казначейских векселей, перестал проводить валютный аукцион, начал осуществление валютных операций на межбанковском рынке.

В целях регулирования объёма и структуры денежной массы Национальным банком используются: операции на открытом рынке (репорт — операции, покупка-продажа гос. ценных бумаг), операции на валютном рынке; различные механизмы кредитования (кредиты «овернайт», кредиты последней инстанции и пр.); обязательные резервные требования; учётная ставка (политика определения учётной ставки остаётся неизменной на протяжении не скольких лет, учётная ставка привязана к средневзвешенной простой доходности, складывающейся на аукционах трёхмесячных гос. казначейских векселей). Динамика учётной ставки взаимосвязана с уровнем ликвидности в банковской системе и ставками на др. сегментах денежного рынка.

7 мая 1993 была введена нац. валюта—сом. 4 сома=1 доллару США, 1 сом=200 российским рублям. Из-за нехватки нац. валюты—сома — в первые месяцы — стоимость её, по сравнению с долларом США и российским рублём, повысилась, затем снова понизилась по сравнению с долларом, но повысилась по сравнению с рублём. Всё это было связано в основном с экономикой Кыргызстана, к-рая временно находилась в кризисном состоянии. В республике введена нац. валюта—сом, банкноты достоинством в 1000, 500, 200, 100, 50, 20, 10, 5, 1 сомов и 50, 10 и 1 тыйынов.

В соответствии со статьей 2 Закона «О Национальном банке» целью деятельности НБКР являются достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной полити.Количественным критерием денежно-кредитной политики в 2009 году было удержание инфляции на уровне ниже 15 процентов. В августе Национальным банком было принято решение о пересмотре количественного критерия денежно-кредитной политики в сторону снижения до уровня не более 7,5 процента. Фактический уровень инфляции по итогам 2009 года составил ноль процентов.Денежно-кредитная политика – оперативный инструмент в руках государства, с помощью которого оно (в лице НБКР) может оказывать быстрое влияние на рынок. Но, существующая структура денежной массы не позволяет Национальному банку в полной мере осуществлять эффективный контроль и управление денежным оборотом.Фактически прирост предложения денег в отчетном году был значительно выше чем в 2008 году. В целом за 2009 год денежный агрегат М0 (деньги вне банков) увеличился на 15,3 процента, составив на 1 января 2010 года 33,9 млрд. сомов (в 2008 году – на 10,2 процента, до 29,4 млрд. сомов). Денежный агрегат М1 (М0 + расчетные (текущие) счета и депозиты до востребования в национальной валюте) вырос на 17,3 процента и на конец года составил 40,2 млрд. сомов. Денежный агрегат М2 (М1 + срочные депозиты в национальной валюте) за отчетный период возрос на 13,8 процента, до 43,5 млрд. сомов (в 2008 году – на 9,9 процента, до 38,2 млрд. сомов).Среди денежных агрегатов наибольшими темпами увеличивалась широкая денежная масса М2Х (М2 + депозиты в иностранной валюте), в отчетном году ее прирост составил 17,9 процента.На конец 2009 года широкая денежная масса составила 57,1 млрд. сомов, увеличившись на 8,7 млрд. сомов, что несколько больше, чем в 2008 году (+12,6 процента или на 5,4 млрд. сомов). Вклад роста депозитной базы в увеличение широкой денежной массы составил 4,2 млрд. сомов или 8,6 процента, вклад роста денег вне банков – 4,5 млрд. сомов или 9,3 процента, при этом темпы роста депозитов в иностранной валюте превысили темпы роста сомовых депозитов. Доля депозитов в иностранной валюте в структуре широкой денежной массы за 2009 год увеличилась на 2,8 процентных пункта, до 23,9 процента, а в структуре депозитов банковской системы эта доля выросла на 5,0 процентных пункта, до 58,7 процента.Высокая доля наличных денег вне банков в структуре денежной массы является характеристикой «неглубокой» финансовой системы, создает условия для расширения теневого денежного оборота, уменьшает влияние Национального банка на экономику и снижает эффективность денежно-кредитной политики. Тот факт, что темпы роста депозитов в иностранной валюте превышают темпы роста депозитов в национальной валюте, приводит к снижению роли национальной валюты как средства сбережений и инвестиций. Следовательно, Национальному банку необходимо принять более активные меры для изменения сложившейся структуры денежной массы, в том числе путем дальнейшего развития системы безналичных платежей. Сохраняется высокий уровень долларизации депозитов и кредитов коммерческих банков, в этой связи Национальному банку необходимо предпринять меры по восстановлению и укреплению доверия к банковской системе и национальной валюте.В целях выполнения рекомендаций Счетной палаты Правительству Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики необходимо совместно предпринять меры по улучшению координации работы в части принятия Совместного заявления и обеспечения своевременности его публикации для общественности.

Рост обменного курса доллара США в 2009 году составил 11,9 процента.Основными факторами, обусловившими дальнейшее ослабление обменного курса сома, явились девальвационные процессы национальных валют в Российской федерации и Республике Казахстан, сокращение притока иностранной валюты по системам денежных переводов, а также отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Национальный банк действовал в рамках плавающего обменного курса и проводил интервенции по сглаживанию колебаний обменного курса сома. В целом за 2009 год общий объем операций НБКР по продаже долларов США составил 221,9 млн. долларов США (в том числе 13,7 млн. наличных долларов США), превысив соответствующий показатель за 2008 год на 26,4 процента. Объем операций по покупке долларов США составил 66,8 млн. долл. США, что ниже данного показателя за 2008 год на 70,8 процента.. В 2009 году управление международными резервами Национальным банком осуществлялось с соблюдением требований законодательства и в соответствии с принципами по поддержанию ликвидности и обеспечению безопасности резервных активов. По итогам года объем валовых резервов вырос на 29,7 процента до 1,6 млрд. в эквиваленте долларов США. При этом физический объем золота за 2009 год не изменился.В этой связи Счетной палатой КР было рекомендовано изучить вопросы целесообразности увеличения физического объема золота, размещаемого в составе международных резервов, а также продолжить работу с ОАО «Кыргызалтын» по вопросу приобретения золота на внутреннем рынке страны за национальную валюту в целях пополнения объема международных резервов.

Инструменты денежно-кредитной политики

Для достижения поставленных целей денежно-кредитной политики Национальный банк намерен использовать, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, имеющиеся в его распоряжении инструменты, работая над их совершенствованием.

НБКР будет посредством своих инструментов регулировать объем ликвидности банковской системы с целью сохранения стабильности финансового рынка, а также достижения основной и промежуточных целей денежно-кредитной политики.

В 2013 году ожидается дальнейший рост избыточной ликвидности по сравнению с 2012 годом. При этом ее внутригодовая динамика сохранит прежние тенденции роста в начале и конце года и снижение – в середине года. Таким образом, в зависимости от уровня ликвидности, НБКР будет осуществлять операции как по увеличению, так и стерилизации избыточной ликвидности в зависимости от ее уровня.

Для роста инструментальных возможностей и обеспечения альтернативных инвестиционных возможностей целесообразно расширить спектр выпускаемых государственных ценных бумаг для продажи банкам. С этой целью планируется погашение Министерством экономики и финансов Кыргызской Республики части государственных облигаций, держателем которых выступает НБКР, и выпуск новых ценных бумаг для продажи коммерческим банкам.

Для определения и регулирования рыночных ставок рефинансирования, по-прежнему, будут реализовываться ноты НБКР.

Следуя принятому режиму плавающего обменного курса, интервенции Национального банка будут использоваться на межбанковском валютном рынке с целью сглаживания резких колебаний обменного курса и предупреждения спекулятивных операций.

Цель денежно-кредитной политики КР

В предстоящий период разработка и реализация денежно-кредитной политики будут предопределяться необходимостью выхода из сложной макроэкономической ситуации, в которую страна попала в 2010 году. Падение валового внутреннего продукта с одной стороны, и инфляционный всплеск, с другой стороны, ставят перед НБКР сложную задачу балансирования между целью по стабилизации ценовой ситуации и задачей содействия экономическому росту. Для ограничения монетарной составляющей инфляции НБКР будет регулировать денежную базу с использованием стандартных инструментов денежно-кредитной политики, увеличивая операции по стерилизации избыточной ликвидности в ответ на наращивание бюджетных расходов. Национальный банк будет продолжать обеспечивать предложение денег через нестандартный денежно-кредитный механизм в виде деятельности СФРБ, однако, с появлением устойчивых признаков восстановления экономики, использование этого механизма будет ограничено. НБКР при этом сосредоточится на ценовой стабилизации, при необходимости ужесточая денежно-кредитную политику. Достижение и поддержание стабильности цен в среднесрочном периоде остается основной целью денежно-кредитной политики НБКР, при этом первоочередной задачей является снижение возросших инфляционных ожиданий.Политика плавающего обменного курса останется неизменной. НБКР сохранит практику проведения валютных интервенций, которые бы поддерживали гибкую корректировку обменного курса и позволяли предотвращать его резкие изменения. В случае усиления давления на обменный курс НБКР будет избегать крупного сокращения международных резервов и обеспечит ужесточение денежно-кредитной политики. НБКР продолжит деятельность по улучшению работы механизма процентного канала, который формирует ориентиры для финансового рынка, в том числе через усиление роли базовой ставки для Специализированного Фонда рефинансирования банков. Учитывая важность координации и оперативности действий ПКР и НБКР в обеспечении макроэкономической стабильности, значительное внимание будет уделяться работе межведомственного координационного совета МФКР и НБКР. Экономические исследования остаются областью интереса Национального банка. В рамках создания макроэкономической модели экономики будет продолжена работа по изучению каналов трансмиссионного механизма, по оценке инфляционных ожиданий, а также по расширению модели инфляции с использованием новых подходов. В целях сохранения стабильности и целостности банковской системы НБКР продолжит работу по укреплению банковского надзора и совершенствованию законодательства в части усиления надзора за банками и регулирования их деятельности. В настоящее время разрабатывается Стратегия развития микрофинансирования на 2011-2015 гг. Начата работа по разработке Стратегии развития банковской системы на 2011-2013 гг. НБКР примет меры по стабилизации деятельности МПЦ и платежной системы. Реформирование платежной системы будет способствовать развитию новых и удобных для населения и хозяйствующих субъектов механизмов проведения платежей через счета в коммерческих банках. Предполагается переход центральных и иных органов власти и органов местного самоуправления на сбор и уплату всех видов платежей, на получение заработной платы и других выплат через счета и кассы коммерческих банков и отделения Государственного предприятия «Кыргызпочтасы». Предусматривается развитие инфраструктуры по приему и обслуживанию платежей с использованием современных банковских инновационных услуг и технологий (интернет-банкинг, мобильный банкинг, предоплаченные карты и др.), получат дальнейшее развитие системы расчетов с использованием банковских платежных карт по всей территории республики. С целью снижения рисков и защиты прав потребителей будут усиливаться мероприятия по надзору и контролю за платежной системой.

Условия достижения цели денежно-кредитной политики

Достижение указанных значений инфляции будет во многом зависеть от проводимой Правительством бюджетно-налоговой политики, структурных реформ и экономической активности в стране и в регионе, а также от совместных мер Правительства и местных органов власти по предотвращению краткосрочных спекулятивных всплесков цен на товары первой необходимости.

В среднесрочной перспективе достижение цели денежно-кредитной политики станет возможным только при соблюдении следующих условий:

1) на местах не будут допускаться дефицит и спекулятивные всплески цен на социально-значимые товары;

2) стоимость потребительских товаров, особенно товаров первой необходимости, будет формироваться строго на основе правил конкурентного ценообразования;

3) будут проведены структурные реформы и предприняты проактивные действия в развитии сельского хозяйства республики в рамках деятельности существующих организаций, таких как Кыргызская агропродовольственная корпорация и др.;

4) при проведении бюджетно-налоговой политики будут усилены меры по обеспечению устойчивости и сбалансированности поступлений государственных доходов и равномерного распределения государственных расходов в течение финансового года, а также по их оптимизации и целевому использованию с последующим сокращением дефицита бюджета;

5) тарифы на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, образование и связь в целях недопущения их необоснованного роста должны регулироваться на основе принципов прозрачности, экономической эффективности и социальной справедливости. Необходимо также максимально быстрыми темпами сокращать потери в энергетическом секторе.

Денежно-кредитная программа

Проведение денежно-кредитной политики НБКР в среднесрочном периоде будет исходить из ожидаемых тенденций развития реального, налогово-бюджетного и внешнего секторов экономики и будет ориентировано на значение инфляции на уровне 8 процентов в среднем за период при условии отсутствия шоков. Денежно-кредитная программа построена на предположении, что внешнее финансирование в размере 1,1 млрд.долларов, определенное на конференции доноров, будет поступать равномерно в течение 2010-2013 гг. В связи с неопределенностью источников финансирования дефицита государственного бюджета в 2011-2013 гг. предполагается, что дефицит бюджета будет покрываться, главным образом, за счет внешних источников. Ожидается, что широкие деньги М2Х и денежная база будут расти практически одинаковыми темпами – в пределах 16-20 процентов ежегодно. На изменение чистых иностранных активов НБКР (ЧИА НБКР) помимо стандартных операций по обслуживанию внешнего долга и поступления внешних кредитов и грантов существенное влияние окажут поступления от Центра транзитных перевозок Министерства обороны США и от золотодобывающих компаний. Учитывая неоднородность межбанковского валютного рынка, НБКР будет выступать и как продавец, и как покупатель валюты, реализуя политику обменного курс.Структурная слабость и зависимость экономики нашей страны от цен на мировых товарных и сырьевых рынках, неустойчивая внутриполитическая ситуация, незавершенность работ по формированию экономической программы, инвестиционной, тарифной политики правительства, направленных на реформирование реального и внешнеторгового секторов экономики в целях повышения внутреннего производственного потенциала, улучшения баланса между спросом и предложением товаров и услуг - каждый из этих факторов может существенно изменить условия денежно-кредитной программы и денежно-кредитные показатели и потребовать существенных корректировок оценок показателей по всем секторам экономики, включая оценку инфляции.

Аналитические в структуре платежей

По предварительным данным Национального Статистического Комитета КР, по итогам 2012 года реальный ВВП снизился на 0,9 процента и составил 304,4 млрд. сом (в 2011 году наблюдалось увеличение аналогичного показателя на 6,0 процента). Сокращение производства предприятий по разработке золоторудного месторождения "Кумтор" остается одной из основных причин отрицательных темпов прироста ВВП. Без учета предприятий по разработке золоторудного месторождения "Кумтор", объем ВВП вырос на 5,0 процента. В номинальном выражении ВВП увеличился на 6,4 процента.

Динамика изменения объемов платежей в межбанковской платежной системе республики и номинального ВВП свидетельствует о сохранении однонаправленной тенденции (график 4.). Так, по итогам 4 квартала 2012 года общий объем межбанковских платежей составил ом прошлого года, а по сравнению с предыдущим кварталом текущего года увеличение составило 7,9%.

Структура межбанковских платежей за отчетный период осталась неизменной: банковские операции занимали основную долю в общем объеме платежей – 74,3 процента, удельный вес платежей бюджетных организаций составил 15,6 процента, а платежей небюджетных организаций за товары и услуги, активы и обязательства – 10,1 процента.

Вклад банковских операций в прирост межбанковских платежей составил 5,6 п.п. Вклад платежей бюджетных организаций составил 1,4 п.п., а вклад платежей небюджетных организаций за товары и услуги, активы и обязательства – 1,8 п.п.

В номинале объем платежей бюджетных организаций за 4-й квартал 2012 года составил 30,6 млрд. сом, увеличившись на 10,7% по сравнению с предыдущим кварталом текущего года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 9%). Удельный вес объема платежей бюджетных организаций, осуществленных через гроссовую систему, составил 65,1% от всех платежей бюджетных организаций, через клиринговую систему – 34,9%

Общие доходы государственного бюджета в рассматриваемом периоде составили 24,1 млрд. сомов, снизившись на 2,1 млрд. сомов или 9,7 процента по сравнению с третьим кварталом 2012 года (увеличение на 1,8 млрд. сомов или на 8,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Общий объем входящих бюджетных платежей, осуществленных через межбанковскую платежную систему, в 4 квартале составил 13,3 млрд. сомов, увеличившись на 6,1% или на 0,8 млрд. сомов по сравнению с предыдущим кварталом 2012 года (увеличение на 1,2 млрд. сомов или

Трансграничные платежи

Трансграничные платежи участников в 2012 году проводились с использованием систем SWIFT, "Telex", "Банк-Клиент", "Е-Клиент" и т.д. Наиболее часто коммерческие банки используют систему SWIFT.

За 2012 год общий объем входящих платежей составил 754,4 млрд. сом, что на 13,1 процента меньше, чем в 2011 году. Объем исходящих платежей за 2012 год составил 851,6 млрд.сом, что на 9,3 процента меньше, чем в 2011 году.

В 4-м квартале 2012 года международные платежи осуществлялись по 11-ти видам валют. Общий объем входящих платежей по итогам 4-го квартала 2012 года составил 228,3 млрд. сом (данный показатель увеличился на 6,2% по сравнению с предыдущим кварталом 2012 г. и на 26,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), объем исходящих платежей составил 266,0 млрд. сом (данный показатель увеличился на 8,6% по сравнению с предыдущим кварталом 2012 г. и на 34,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Денежные переводы

Общее количество входящих денежных переводов за 2012 год составило 5,2 млн. на общую сумму 98,8 млрд. сом (данные показатели по сравнению с показателями 2011 года увеличились: в количестве - на 28,3 процента, и в сумме - на 13,6 процента, соответственно). Общее количество исходящих переводов за 2012 год составило 0,3 млн. на общую сумму 17,7 млрд. сом (данные показатели по сравнению с 2011 годом: уменьшились в количестве - на 18,5 процента и увеличились в объеме на 14,9 процента). По итогам отчетного квартала денежные переводы осуществлялись по международным и локальным системам денежных переводов. Общее количество входящих переводов составило 1,5 млн. на общую сумму 27,9 млрд. сом, количество исходящих переводов составило 76 921 на общую сумму 4,9 млрд. сом.

По регионам КР наибольший удельный вес по объемам входящих и исходящих переводов приходится на г. Бишкек – 37,8 процента от общего объема входящих переводов и 64,9 процента от общего объема исходящих переводов.