logo search
Дипломная раб

1.2. Виды банковских продуктов и услуг

В настоящее время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань между традиционными банковскими и небанковскими операциями. Спектр банковских услуг и продуктов настолько разнороден, а критерии их дифференциации настолько разнообразны, что возникает необходимость всеобъемлющей классификации, учитывающей все особенности банковских услуг. Общая классификация банковских услуг в (таблице 1.2).

Таблица 1.2 – Классификация банковских услуг

1. В зависимости от соответствия

специфике банковской деятельности

- специфические услуги

- неспецифические услуги

2. В зависимости от субъектов получения услуг

- юридические лица, - физические лица

3. В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов Банк

- активные операции

-пассивные операции

4. В зависимости от оплаты за

предоставление

- платные услуги

- бесплатные услуги

5. В зависимости от связи с движением

материального продукта

- Услуги, связанные с движением материального продукта

- чистые услуги

При этом Лобачева Т. А., Сюляргина А. Ю. предоставляемые банком услуги предлагают разделить на четыре типа2:

Дихтяр В. И., давая классификацию услуг для предприятий, делит их на банковские и небанковские. К банковским он относит традиционные – депозитные, кредитные, расчетные операции, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, покупка/продажа иностранной валюты, выдача банковских гарантий, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. В число небанковских услуг автор включает размещение, подписку, покупку, продажу, учет и хранение ценных бумаг, выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме, доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору, лизинговые операции, оказание консультационных и информационных услуг, предоставление в аренду специальных помещений или сейфов.3Нетрадиционными операциями коммерческих банков являются операции, которые могут выполнить не только Банки, но и другие небанковские учреждения.

К ним относятся:

Традиционные услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности Банк как особого предприятия. К традиционным услугам относятся следующие операции:

- депозитные операции,

- кредитные операции,

- расчетные операции,

- ипотечный кредит,

- валютные операции.

Тавасиев А. М. полагает, что имеющаяся у банков прерогатива по образованию пла­тежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота реализуются в выполнении следующих операций: прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц; выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег); инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранных валют. По его мнению, именно эти операции определяют природу банков. Вместе с тем, ученый к числу операций добавляет еще расчетно-кассовое обслуживание, которое не влияет на объем денежной массы, однако раскрывает природу банков. К ним он относит: открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с банковских счетов; привлечение во вклады и размещение от своего имени драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий.4

Другие ученые условно подразделяют операции на пассивные (по привлечению денежных средств); активные (по размещению); комиссионно-посреднические; доверительные (трастовые) операции.

Пассивные операции – это формы заемного финансирования банков: кредиты, депозиты, сберегательные вклады, эмиссии. К пассивным операциям относятся: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц, открытие срочных счетов граждан предприятий и организаций, выпуск ценных бумаг, займы, полученные от других банков и так далее. То есть пассивные операции увеличивают банковские ресурсы.

Активные операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли; операции по предоставлению денежных средств, различающихся по срокам, размерам, типам пользователей, кредитным ресурсам, характеру обеспечения, формами передачи денежных средств. Это краткосрочное и долгосрочное кредитование, предоставление потребительских ссуд населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средств Банк в хозяйственной деятельности предприятий и так далее. Активные операции по экономическому содержанию делятся на: ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, гарантированные.

Активно-пассивные операции – это комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком только по поручению клиентов за определенную плату. Именно такой группе банковских операций дают название "услуга". Это самые различные расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые операции по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов, иностранной валюты, посредничество в размещении акций, облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов. Некоторые виды такого рода услуг направлены на улучшение качества обслуживания клиентуры.

Существует и другая классификация, основанная на признаках, характеризующих особенности предоставления услуг, – направленность на удовлетворение потребностей клиента (прямые, косвенные, услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек), сег­ментация услуг по группам клиентов в зависимости от сложности.

Вместе с тем для составления классификации банковских операций правомерно в первую очередь руководствоваться статьями 5 и 6 Федерального закона РФ «О Банкх и банковской деятельности», где дается перечень банковских операций. Законом определены и сделки, которые вправе осуществлять банки. Это выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг, а также другие сделки при наличии лицензии Банк России.

В зависимости от платы за предоставление банковских услуг они подразделяются на платные и бесплатные. Однако это не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Определить, за какую разновидность (например, расчетных операций) необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую – плату не устанавливать, входит в компетенцию банка.

По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно. По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые.

В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида: связанные с его движением и чистые услуги.

Несмотря на многообразие классификаций, они предназначены для проведения анализа деятельности коммерческих банков, группировки операций, составления продуктового ряда, оценки показателей, как в целом, так и по группе операций, услуг, а также отдельным из них. Вместе с тем, для целей обеспечения конкурентоспособности услуг и их продажи клиентам эти классификации не могут быть использованы. Поэтому возникает необходимость в разработке классификации, в основе которой лежат критерии качества и полезности (актуальности) услуги для бизнеса клиента. Для ее составления требуется знать, какие операции соответствуют тому или иному виду услуг (Приложение 2).