12.6. Виртуальные структуры.
Предполагается, что в XXI веке развитие получат новые организационные структуры управления: горизонтальные, сетевые и виртуальные корпорации и компании. Сегодня примеры этих структур можно встретить в таких транснациональных корпорациях, как Volvo, Boing, DuPont, которые стремятся заменить свои модели на новые горизонтальные структуры.
О том, можно ли считать виртуальные банки примером новых организационных структур банков, судить сложно. Стоит отметить, что организационный аспект функционирования данных банков является малоизученным. Это объясняется тем, что первый такой банк возник только в 1995 году, и уже в 2000 году виртуальные банки вследствие начавшегося мирового экономического кризиса испытали значительные трудности. В результате они были либо ликвидированы, либо превращены в дополнительные каналы предоставления банковских услуг (то есть превратились в своего рода виртуальные филиалы банков).
Виртуальный банк (или как его еще называют сетевой) — это банк, осуществляющий свою деятельность исключительно через Интернет, не имеющий фактических представительств, за исключением юридического адреса. Виртуальный банк предполагает отказ от традиционной стационарной филиальной сети сбыта банковских продуктов и переход на виртуальные каналы сбыта, а также полное изменение структуры банка и форм его взаимодействия с клиентами. Иными словами, отсутствие расходов, связанных с приобретением офиса, небольшой штат сотрудников и самостоятельное управление клиентом своими операциями — основные преимущества такого банка, что создает основу для достижения конкурентоспособности благодаря низким издержкам деятельности.
Важнейшими стратегическими задачами виртуальных банков являются совершенствование системы управления рисками (основная причина отказа от услуг виртуальных банков, как правило, отсутствие безопасности сделок) и системы управления взаимоотношениями с клиентами (имеется в виду оказание клиентоориентированного сервиса).
В качестве примера структуры с горизонтальными связями может служить такой вид банка, как малый банк. Председатель правления одного из мелких российских банков отмечает следующие преимущества своего банка:
система управления таким банком предполагает наличие командного ядра;
наличие принципа тесного взаимодействия по горизонтали становится серьезным конкурентным преимуществом: четкое представление о возможностях смежных структур позволяет оперативно реагировать на внезапно возникшие запросы клиентуры;
карьера сотрудников банка развивается не столько по верти- кали, сколько по горизонтали — через освоение новых инструментов и направлений деятельности. Отсюда главная содержательная составляющая мотивации: преимущество малого банка в том, что он предоставляет возможность постоянно осваивать новое.
Двумя основными достоинствами сетевых структур считаются высокая компетентность как следствие привлечения лучших специалистов) и эффективность (как следствие низкого уровня занятости, рациональной структуры издержек и распределения ресурсов). В качестве примера сетевой структуры можно привести получающее все большое распространение явление аутсорсинга, то есть переноса некоторых функций и операций банков за рубеж. Сегодня банками практикуется аутсорсинг не только ИТ-функций, контакт-центров, функций учета и администрирования, но и финансовый анализ, перспективные исследования, публикации, работа с кадрами.
Например, к концу 2003 года число сотрудников бэк-офиса HSBC (британский банковский холдинг) в Китае, Индии и Малайзии составило 8000. По некоторым оценкам, к середине 2005 года число выносимых за рубеж функций вырастет с двух до четырех на одну финансовую компанию. Передача части функций внешним исполнителям может рассматриваться как сетизация деятельности банка, то есть организация бизнеса банка в качестве компании-сети.
Кроме изменения типов организационных структур, по мере обострения конкуренции и развития технологий на первый план все больше выходят вопросы управления информацией, установления контроля за выполнением операций, проблемы отслеживания процессов исполнения клиентских заявок. В результате доходность банковского бизнеса начинает напрямую зависеть от того, удается ли банку наладить эффективную работу своего бэк-офиса и разработать такую систему риск-менеджмента, которая минимизирует возможность совершения фатальных для банка ошибок.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.