1. Сущность и специфика туристского рынка
Туристский рынок — самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель достав- лен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями туристских услуг как объектов куп- ли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги. Поскольку туристы потребляют услуги и товары в месте временного проживания, то структура их потребления рассмат- ривается как совокупность обязательных, специфических и до- полнительных потребностей.
Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализа- ции экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:
• средства размещения туристов (гостиницы и др.);
• объекты общественного питания;
• средства транспорта, обслуживающего туристов;
•объекты познавательного, оздоровительного, культурно-ис- торического, религиозного, спортивного, развлекательного ха- рактера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;
• организации, предоставляющие экскурсионные услуги, ус- луги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.
Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг яв- ляется то, что многие организации и объекты этой инфраструк- туры обслуживают не только туристов, но и других субъек- тов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающие- ся санитарными, полицейскими и другими формальностями.
Большинство средств производства туристских услуг аренду- ется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельст- вует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 — 95% общей стоимости средств производства.
Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских ус- луг является неравномерность (сезонность) функционирова- ния в течение года.
Средства размещения — любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площад- ках. Различают коллективные и индивидуальные средства раз- мещения. К коллективным средствам размещения относят: гос- тиницы, аналогичные им средства, специализированные заведе- ния и прочие предприятия размещения.
Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, име- ющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.
Объекты общественного питания — рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного но- мера или тура.
Классификатор видов экономической деятельности, продук- ции и услуг предусматривает также самостоятельное приготов- ление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в сис- темах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость пи- тания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.
Различают следующие виды оплаченного питания:
• полный пансион (завтрак, обед и ужин);
• полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин);
• только завтрак.
Формы обслуживания питанием туристов:
«шведский стол» — туристам предоставляется право выбора
любого блюда и в любом количестве из имеющихся в наличии;
«табльдот» — форма обслуживания туристов официантом по единому меню с ограниченным числом блюд;
«а ля карт» — форма, предполагающая обслуживание офи- циантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.
Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухо- путного транспорта), оказывающие услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.
На воздушном транспорте существует около 20 классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения реги- страции, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и пр. - На водном транспорте при морских и речных путешестви- ях в обслуживании туристов основной упор делается на воз- можность получения всех доступных развлечений и сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится вто- ростепенным показателем.
Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения I класса) и вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный). По европейским стандартам различают классы поездов: меж- континентальный экспресс (TD), международный экспресс (JC), скорый суперэкспресс (JCL), фирменный экспресс (ТЕЕ), ско- рый экспресс (ЕС) и др.
- Лекция №1 Введение в страхование
- Государственные фонды:
- 1. Рассмотрим риски на уровне индивидуального производства:
- Лекция № 2 Основные понятия и определения в страховании
- Лекция №3 Понятие риска и его оценка, классификация рисков. Управление рисками.
- I. Понятие риска
- 2Ступень:
- 3 Ступень:
- II. Оценка рисков
- III. Классификация рисков
- IV. Управление рисками
- 1 Этап: идентификация риска
- 2 Этап: измерение риска (анализ и оценка);
- 3 Этап: контроль риска.
- V. Критерии страхуемости рисков. Условия передачи риска страховщику
- VI. Критерии отбора рисков
- Лекция № 4 Организация страхового дела.
- Лекция № 5 Основы правового обеспечения и регулирования страховой деятельности
- Лекция № 6 Организационная структура процесса страхования (Балабанов и.Т. Балабанов а.И. Страхование:.-сПб:Питер,2002.-256с.)
- 1. Рисковые обстоятельства.
- 2. Оценка стоимости риска.
- Ситуация риска.
- Страховые события.
- 5 .Страховой случай.
- 6. Страховой ущерб.
- 7. Оценка убытка (ущерба)
- 8. Страховая выплата
- Лекции № 7 Классификация страхования
- 1. Основы классификации страхования.
- 2.Обязательное и добровольное страхование
- Классификация страхования
- Лекция № 8. Личное страхование
- 1. Основные категории личного страхования
- 2. Классификация личного страхования
- 3. Договор страхования жизни.
- 4. Страхование на случай смерти.
- 5. Сберегательное страхование
- 6. Смешанное страхование жизни
- 7. Коллективное страхование
- 8. Страхование от несчастных случаев
- Имущественное страхование
- 1. Общие положения имущественного страхования
- 1. Каско страхование
- 2. Карго страхование
- Лекция №10 Страхование ответственности
- 1. Законодательные основы страхования ответственности
- 1)Гражданский кодекс
- 2)Комментарии к Гражданскому кодексу
- 3)Примеры страхования ответственности
- 3.1.Страхование ответственности строительных организаций
- 3.2.Страхование ответственности турфирм
- Когда заключается договор страхования
- Что можно застраховать
- Какая сумма может быть выплачена туристу
- Когда туристу могут отказать в возмещении ущерба
- 3.3.Страхование ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности
- 3.4.Страхование ответственности заемщика за непогашение кредита
- 3.5.Страхование ответственности топ-менеджеров
- Актуальность страховой защиты
- Типовые условия и особенности страховых полисов d&o
- Рынок страхования ответственности топ-менеджеров: история развития и основные показатели
- Принципы формирования цены
- 1. Принципы страхования коммерческих рисков
- 2. Финансовые риски и их страхование
- Перестрахование.
- 1. История перестрахования.
- 2.Сущность, теоретические основы и функции перестрахования.
- 3. Содержание и виды договоров перестрахования.
- 4. Перестрахование как основа обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.
- 5. Перестрахование и ретроцессия.
- Лекция № 13 Страхование туристов
- 1. Сущность и специфика туристского рынка
- 2. Туризм как динамичная экономическая система
- 2.1. Необходимость страхования туристов
- 2.2. Виды страхования в туризме
- 2.3. Личное страхование туристов
- 2.4. Имущественное страхование туристов
- Система обязательного медицинского страхования
- Общие сведения об обязательном медицинском страховании
- Модели системы обязательного медицинского страхования
- Расчет и использование фонда обязательного медицинского страхования
- Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения.