logo search
Kursovaya

3. Существующие проблемы коммерческих банков Республики Беларусь

коммерческий банк беларусь

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как государственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее непростой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полного отрицания роли денег в народном хозяйстве и господства натурального обмена, длительное время существовала в условиях, когда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в плановом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в последние годы.

Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 год предусматривается дальнейшее усиление кредитной поддержки коммерческими банками реального сектора экономики государства. В частности предусматривается увеличить такое кредитование не менее чем на 41 процент.

Таким образом, с учетом изложенного можно отметить тот факт, что банковская система Республики Беларусь динамично развивается, о чём свидетельствуют вышеприведённые показатели по росту собственного капитала, активов и пассивов коммерческих банков. В то же время, ещё имеется ряд нерешённых проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.

Основными из них являются:

1. Всё ещё напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий и организаций реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, снижение ставки процента по кредитам и увеличение объёмов кредитования. Доля денежных средств предприятий и организаций в ресурсной базе банков продолжает снижаться. Так, за прошлый год, доля денежных средств предприятий и организаций в ресурсной базе банков снизилась на 0,4 пункта (с 23,2 процентов на начало 2007 года до 22,8 процента на начало 2008 года), а по сравнению с 2001 годом, то есть за семь лет снижение составило 12,2 пункта. При этом задолженность предприятий и организаций по кредитам на начало 2008 года составила 22,3 трлн. рублей, а сумма денежных средств на счетах предприятий и организаций, составляющая ресурсную базу банков, всего лишь 9,5 трлн. рублей. Таким образом, в сложившей системе экономических отношений рост заимствования предприятиями и организациями денежных ресурсов в банках в два раза превышал рост их вкладов, что негативно влияет на структуру активов и пассивов банков. Для уменьшения влияния рисков нефинансового сектора экономики на банки, в 2008 году продолжится рост капитала банковской системы Республики Беларусь, который, как предполагается, будет содействовать, как обеспечению устойчивости банков, так и сохранению инвестиционной привлекательности банковского сектора. За 2008 год прирост капитала банков должен составить 17-21 процент, а его рентабельность превысить 8 процентов.

2. Сохраняющаяся в стране всё ещё высокая налоговая нагрузка при её незначительном снижении в последнее время по отдельным видам налогов и объектов налогообложения. Это ограничивает финансовые возможности, как субъектов хозяйствования, так и населения и, соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, а также развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.

3. Значительный моральный и физический износ активной части основных фондов ряда предприятий и организаций не позволяет резко повысить технологический уровень общественного производства в целом. В свою очередь, это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обуславливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, что выражается в низком уровне производительности труда, высокой материало- и энергоёмкости производства продукции. И в конечном итоге всё это оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных товаропроизводителей.

4. Низкая обеспеченность банковской системы Республики Беларусь долгосрочными ресурсами. В условиях высокой инвестиционной активности банков и, в первую очередь, при реализации важнейших государственных программ, это приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в результате, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора государства и к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком.

5. Неразвитость рынка корпоративных ценных бумаги производных финансовых инструментов. Как известно, привлечение заемных денежных средств подобным способом обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным кредитованием. В этом случае заемщики обычно получают средства на более длительные сроки и под меньший процент, так как размещение облигаций происходит на организованном рынке, где их может приобрести любой инвестор. И если предприятие финансово устойчиво, то каждый инвестор готов предоставить ему свои денежные ресурсы. Конкуренция среди покупателей ценных бумаг и приводит к снижению их стоимости. При этом, полученные от размещения ценных бумаг денежные средства не связаны целевым образом с финансированием определенного проекта. В настоящее время, на Белорусской валютно-фондовой бирже обращаются в основном ценные бумаги государства: Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь. Предпринятые, в последнее время, коммерческими банками попытки размещения своих облигаций, (а в будущем, и ценных бумаг белорусских предприятий), оказались успешными. Все они были размещены. Кроме этого, изменения в налогообложении банков происшедшие в текущем году и повлекшие снижение налогообложения их доходов от операций с ценными бумагами (с 40 до 24%), делает привлекаемые ресурсы для банков не слишком дорогими и, следовательно, выгодными к размещению.

6. Концентрация банковского потенциала государства в основном в государственных банках. Такая ситуация ущемляет интересы остальных банков Республики Беларусь, так как в результате создаются неравные условия при обслуживании предприятий всех форм собственности. Поэтому ими были сформулированы предложения о необходимости устранения этой негативной ситуации, а также о необходимости создания благоприятных условий для участия предприятий-резидентов в инвестировании средств в уставные фонды как государственных, так и негосударственных банков. Соответствующие предложения были направлены от имени Ассоциации белорусских банков в Национальный банк Республики Беларусь. В прошлом году Указом Президента нашего государства А.Г.Лукашенко был отменен «институт золотой акции» в банках, то есть права государства беспрепятственно вмешиваться в работу открытого акционерного общества и накладывать запрет на решения акционеров. В настоящее время, по сути дела, идёт частичное разгосударствление банковской системы нашего государства. При этом упор делается на привлечение «серьёзного» иностранного инвестора – крупного банка, промышленной или банковской группы. Уже проданы доли государства в таких банках как ЗАО «Славнефтебанк», ОАО «Белвнешэкономбанк». В ближайшем будущем, предполагается уменьшение доли государства еще в двух банках нашего государства – ОАО «Паритетбанк» и ЗАО «Межторгбанк». Эти процессы, с одной стороны, будут способствовать повышению эффективности государственных предприятий, т.к. они смогут получать кредиты только на коммерческих условиях, а также увеличению бюджетных доходов государства. С другой стороны, необходимость обеспечения эффективного банковского менеджмента, в конечном счете, требует приватизации кредитных учреждений. Кроме этого, в Основных направлениях денежно-кредитной политики на текущий 2008 год предусмотрено введение в действие механизма конкурсного размещения среди банков предложений на участие в кредитовании государственных программ и мероприятий, совершенствование практики предоставления и исполнения государством обязательств перед банками, в том числе и по гарантиям, выдаваемым в качестве обеспечения банковских кредитов. Все это, несомненно, будет способствовать улучшению качественных характеристик работы банковской системы Республики Беларусь.

7. Необходимость более тесного сотрудничества с международными финансовыми организациями для более масштабной интеграции Республики Беларусь в мировое финансовое сообщество. В связи с этим всё актуальнее становится решение вопроса открытости и прозрачности, как банковской системы, так и экономики Республики Беларусь в целом, для мирового экономического сообщества. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – отдельными банками и нашим государством получены суверенные кредитные рейтинги, которые присвоены им известными мировыми рейтинговыми агентствами. В прошлом году Национальный банк Республики Беларусь принял решение, которым обязал коммерческие банки Республики Беларусь наряду с обычной (финансовой) отчётностью, составляемой в соответствии с требованиями законодательства государства, составлять за 2008 год и последующие годы годовую финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств и др.) в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Но говорить о полном переходе банков и Национального банка на международные стандарты финансовой отчётности при составлении финансовой отчетности пока преждевременно, так как основная работа по их внедрению ещё ждет банковскую систему нашего государства в будущем.

8. В Программе развития банковского сектора Республики Беларусь на 2006-2010 годы в числе нерешенных проблем, ограничивающих эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора, отмечена и недостаточная развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках. Это проявляется в том, что проводимая политика в этих банках не учитывает в полной мере необходимость динамичного и устойчивого их развития и, более того, характеризуется отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций. Это приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также к снижению эффективности работы данных банков. В настоящее время, вопросы развития и совершенствования системы корпоративного управления в банках в банковских системах многих стран выходят на первый план. Актуальность этой проблемы объясняется той непереоценимой ролью, которую играют коммерческие банки сегодня в экономике любого государства. А также пониманием того, что в конечном итоге результаты их деятельности зависят от установления правильных взаимоотношений между акционерами банка, Наблюдательным Советом, их представляющим, с одной стороны, и исполнительным органом банка (Правлением), с другой; от четкости внутренней организации работы банка. Наличие системы корпоративного управления предполагает, что Наблюдательный Совет и Правление, осуществляя общее руководство банком в соответствии с требованиями законодательства, оказывают влияние на то, как банк: устанавливает стратегические цели; осуществляет текущую деятельность; учитывает интересы «заинтересованных сторон»; защищает интересы кредиторов и вкладчиков; использует имеющиеся ресурсы и возможности. В настоящее время в белорусских банках созданы и функционируют органы управления банками (Наблюдательные Совет, Правление), ежегодно отчитывающиеся перед Общим собранием акционеров банка. Однако, существующая практика взаимоотношений между акционерами и работниками банка, система принятия управленческих решений, оценка результатов выполненной работы и определения вознаграждения за её выполнение, подведение итогов деятельности банка за отчетный период и определение задач на будущее уже требуют совершенствования в соответствии с существующими реалиями настоящего времени. Базельский комитет по банковскому надзору выпустил специальный документ, касающийся вопросов усиления систем корпоративного управления в коммерческих банках. Согласно этому документу эффективная система корпоративного управления включает:

Исходя из этого, представляется целесообразным и своевременным дальнейшее развитие и совершенствование системы корпоративного управления в банковской системе Республики Беларусь.

В заключение главы можно сделать следующие выводы: