Техническое нормирование и стандартизация безопасности
В июле 2004 года вступили в силу Законы Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" (взамен Закона "О стандартизации") и "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" (взамен Закона "О сертификации продукции, работ и услуг").
Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:
- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
- повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- единства измерений;
- национальной безопасности;
- устранения технических барьеров в торговле;
- рационального использования ресурсов.
Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:
- обязательности применения технических регламентов;
- доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;
- приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
- использования современных достижений науки и техники;
- обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;
- добровольного применения государственных стандартов.
В соответствии с новой системой технического нормирования и стандартизации к техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:
- технические регламенты;
- технические кодексы установившейся практики;
- государственные стандарты Республики Беларусь;
- технические условия.
На основании белорусского законодательства о техническом нормировании, определение технического регламента звучит как: документ особого рода, содержащий исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент, но не документами. Таким образом, это - не обрывки нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности, что принципиально меняет ситуацию.
Регламент на вид деятельности является единицей такого нормирования, и это удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля. Игнорирование этого принципа может привести к ситуации, когда задействовано более шестидесяти тысяч документов, содержащих обязательные требования, но в то же время их полный объем неизвестен ни контролируемым, ни контролирующим.
Данный документ является комплексным законодательным актом РБ и устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РБ и имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.
Технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, работам, услугам и процессам. Техническим регламентом может называться документ, принятый по специальной процедуре и устроенный особым образом.
Обязательные требования к объектам технического регулирования составляют основу технического регламента. Обязательно указано, что это должны быть требования, обеспечивающие:
- безопасность жизни и здоровья граждан;
- безопасность имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- охраны окружающей среды; охраны жизни и здоровья животных и растений;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
- безопасность излучений;
- биологическую безопасность;
- взрывобезопасность;
- механическую безопасность;
- пожарную безопасность;
- промышленную безопасность;
- термическую безопасность;
- химическую безопасность;
- электрическую безопасность;
- ядерную и радиационную безопасность;
- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
- единство измерений.
В регламенте должен содержаться полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования. Не имеют необходимости в обязательном внесении: не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:
- техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;
- техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;
- техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;
- техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.
Базовым принципом системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.). [6]
- Описание структуры предприятия
- Общая информация о предприятии
- Организационная структура предприятия
- Нормативно-правовое обеспечение безопасности производственной деятельности
- Иерархическая структура нормативно-правовых актов и порядок их принятия.
- Состав нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению при реализации проектируемой продукции, их характеристики.
- Техническое нормирование и стандартизация безопасности
- 2.4 Производственные документы в системе управления трудоохранной деятельностью
- Расчет прибыли и цены на программное средство
- Исходные данные
- Определение объема пс вт На основании информации о функциях разрабатываемого пс по каталогу функций определяется объем функций (таблица 1).
- Общий объем пс рассчитывается по формуле
- В связи с достаточно быстрым изменением вт рекомендуется определить скорректированный объем функций по формуле
- Расчет трудоемкости выполняемой работы
- Расчет основной заработной платы
- Расчет дополнительной заработной платы
- Расчет отчислений в Фонд социальной защиты населения
- Расчет отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Расчет расходов на материалы
- Расчет расходов на оплату машинного времени
- Расчет экономического эффекта от применения пс у пользователя
- Расчет объема работ
- Расчет капитальных затрат
- Расчет экономии основных видов ресурсов в связи с использованием нового пс
- Расчет экономического эффекта
- 4.5 Вывод
- Приложение а
- Исходные данные для расчета
- ПриложениеБ
- Данные расчета экономического эффекта
- Приложение в
- Приложение в