Тема 2. Информационная база анализа банка
Информационное обеспечение аналитических служб банка состоит из информационных ресурсов и способов их организации. К основным элементам информационного обеспечения относятся: данные аналитического и синтетического учета; массивы нормативно-справочной информации; должностные и технологические инструкции; система документации; система классификации и кодирования; картотеки и др. Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т.е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений и др.
Количественная информация концентрируется в основном в функциональных подразделениях банка, качественная информация – в специальных аналитических центрах (подразделениях, группах).Общая схема экономического анализа включает в себя показатели:
- характеризующие темпы (скорость) развития исследуемого объекта (процесса, операции);
- отражающие пропорции и сбалансированность развития исследуемого объекта;
- оценивающие эффективность и факторы сдерживания (интенсификации) развития изучаемых процессов;
- характеризующие эффективность методов управления, организации и стимулирования;
- отражающие развитие территориальной сети;
- показатели уровня цен;
- показатели банковских рисков;
- показатели ликвидности и др.
В экономической (методической) литературе, на практике в ряде случаев используются различные методы расчета одних и тех же показателей.
Информационное поле должно обеспечивать сравнимость данных и отвечать требованиям его качественных характеристик: понятность, значимость (с учетом своевременности), достоверность, консерватизм, полнота, эффективность. Понятие достоверности включает в себя требование нейтральности информации, осмотрительности, завершенности, преобладания сущности над формой. Консерватизм означает, что в случаях многозначной оценки актива следует избрать наименьшую оценку из возможных. Полнота указывает, что информация содержит максимум того, что необходимо и достаточно для проведения анализа. Кроме этого, следует определить необходимый и достаточный объем выходных данных, которые следует знать различным группам пользователей в целях соблюдения банковской тайны для определенной части информации . Эффективность означает, что соотношение затрат при получении информации и выгод от ее использования должно складываться в пользу последних.1 Кроме этого система показателей должна отвечать следующим общим условиям: быть свободным от влияния факторов, не зависящих от деятельности банка; характеризовать конечные результаты деятельности; отражать реальную роль структуры подразделений в достижении оптимальных конечных результатов деятельности банка.
Отвечающая этим критериям информация сопоставима во времени и пространстве, позволяет выявить тенденции и отклонения, общее и отличия, оценить кредитные риски банка и извлечь другую полезную информацию.
Основные черты системы показателей- всесторонняя характеристика изучаемого объекта и взаимосвязь отдельных показателей.
«Значимость», роль и место каждого показателя, последовательность их расчета весьма относительны, они зависят от конкретных целей и условий деятельности.
Различают систему внешней и внутренней информации. Содержание внешних сведений дает возможность оценить рыночную ситуацию. Источником внешней информации (импорта данных) являются в первую очередь деловые партнеры и клиенты банка. Система внутренних показателей деятельности формируется банками самостоятельно. Основной источник информации – это данные, содержащиеся в первичных документах, циркулирующих в автоматизированной банковской системе (АБС): бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты выборочных целевых исследований, акты ревизий и проверок, деловые записки и справки. По каждому направлению анализа ( прибыльность, риски, ликвидность) формируются локальные системы показателей, отражающие их специфические особенности. Наибольшую ценность представляет информация, которая позволяет оценить изменения в финансовом положении банка. Пользователи нуждаются в этих данных при оценке текущей, финансовой и инвестиционной деятельности банка в отчетном периоде.
Информационная база складывается из данных различного вида: плановых и нормативных, внеплановых данных, бухгалтерских и статистических , оперативных, отчетных, учетных, внеучетных. Банк накапливает информацию об продаваемых клиентам услугах, предоставленных им или получаемым от них денежных ресурсах, о расчетах между банком и его контрагентами за эти ресурсы и услуги. В анализе используется информация, относящаяся к различным уровням иерархии управления и разным временным интервалам.
Большую группу отчетов составляют банки в целях контроля коммерческих рисков своей деятельности.
В информационном обеспечении важное место занимает блок внешних стандартов и нормативов. Их большая часть носит рекомендательный характер (международные стандарты). Нормативы, устанавливаемые центральным банком для кредитной организации обязательны.
Внутренние показатели и экономические нормативы банковской деятельности подразделяют на следующие группы:
- директивные (утверждаемые) руководством банка либо руководством вышестоящего подразделения (управления, департамента) ;
- отчетные ;
- оценочные (аналитические) показатели и нормативы (в зависимости от уровня выполнения которых оцениваются конечные результаты деятельности).
По сфере доступности различают информацию открытую и закрытую. Банковским кодексом, нормативными актами Национального банка, внутрибанковскими положениями определяется информационное поле, доступ к которому отдельных пользователей ограничен коммерческой (банковской) тайной.
Информационные потоки постоянно оцениваются по критериям полезности, важности, эффективности, точности, отсутствие дублирования. Процесс фильтрации состоит из:
анализа данных на достоверность и отсечения недостоверных сведений, а также не отвечающих шкале важности и пороговым значениям;
агрегации данных (переход к макроэлементам);
типологических выборок.
При первоначальной обработке данных объем исходного множества значений уменьшается до относительно небольшого числа статистик при соблюдении условия отсутствия потерь необходимой для принятия решений информации.
Полученный в результате первичной обработки очищенный от дублирующей, неточной и неактуальной информации массив и представляет собой «вход» в систему анализа.
К основным элементам информационного обеспечения относятся: данные аналитического и синтетического учета; массивы нормативно-справочной информации; должностные и технологические инструкции; система документации; система классификации и кодирования; картотеки и др. Главными направлениями организации информационного обеспечения являются работа с хранилищем данных, структурирование информации, мониторинг показателей, т.е. систематический автоматический расчет и проверка значений ряда данных на предмет нарушения ими заданных ограничений и др.
По сфере доступности различают информацию открытую и закрытую. Банковским кодексом, нормативными актами Национального банка, внутрибанковскими положениями определяется информационное поле, доступ к которому отдельных пользователей ограничен коммерческой (банковской) тайной.
В банках циркулируют следующие потоки информации:
с низу вверх – для обеспечения руководства среднего и высшего звеньев управления необходимыми и первичными, и агрегированными, и аналитическими сведениями о текущем состоянии банка, принятых рисках и их уровне, качестве соблюдения границ безопасного и эффективного ведения бизнеса;
с верху в низ – для доведения до каждого работника банка (в рамках его компетенции) целей, стратегии, установленных регламентов и процедур деятельности;
по горизонтали – в целях полноценного информационного обмена взаимодействующих подразделений банка в процессе выполнения ими своих функций.
Отчетность коммерческого банка многообразна, ее общий поток может быть классифицирован по следующим признакам:
-периодичность составления (ежедневная; ежедекадная; месячная; квартальная; годовая и предоставляемая по требованию);
-по адресу (в чей адрес высылается, например, );
-по степени детализации и охвата сфер деятельности банка (аналитическая и синтетическая);
-по степени консолидации (с учетом филиалов ; без учета филиалов);
-по степени прозрачности и конфиденциальности (открытая к публикации информация; конфиденциальные данные).
Финансовая отчетность содержит всю существенную информацию о финансовом состоянии банка на определенную дату, отражает результаты его работы.
прочие формы отчетности. К прочим формам отчетности относятся расшифровки отдельных статей балансовых счетов, ведомости остатков по внебалансовым счетам и др.
Финансовая отчетность, предоставляемая в НБ РБ содержит формы, отвечающие международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Бухгалтерская и статистическая отчетность банка, ее использование в аналитическом обеспечении процесса управления банком.
Статистическая отчетность банка это совокупность информации о результатах работы кредитной организации, предоставляемая им в центральный банк, органы государственной статистики, налоговые органы и др. Эти информационные потоки позволяют данным вышестоящим инстанциям, с одной стороны, адекватно оценить финансовое состояние и финансовую дисциплину банка, его экономическую политику, с другой стороны, составить общее представление о качестве функционирования денежно-кредитного механизма государства в целом. Статистическое отчеты составляются на стандартных бланках установленной формы. В случае необходимости к отчету даются краткие пояснения о причинах изменения отдельных показателей. Статистические отчеты проверяются и подписываются руководителем банка и главным бухгалтером, либо другим должностным лицом, на которое возложена эта обязанность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Тема 1. Экономический анализ в управлении деятельностью банков
- 1.1. Предмет, задачи и содержание анализа банковской деятельности.
- 1.2. Методологические основы анализа деятельности банка.
- Предмет, задачи и содержание анализа банковской деятельности.
- Методологические основы анализа деятельности банка.
- Тема 1.
- Тема 2. Информационная база анализа банка
- Тема 2.
- Тема 3. Анализ баланса банка
- Тема 3.
- Тема 4. Анализ пассивов банка
- Анализ уставного фонда банка
- Анализ собственных средств банка.
- Анализ балансовых обязательств банка.
- Анализ привлеченных средств банка.
- Анализ стабильности привлеченных средств
- Анализ заемных средств банка.
- Тема 5. Анализ активов банка, его значение
- Анализ активов и внебалансовых обязательств подверженных кредитному риску
- Группировка активов по степени кредитного риска
- Группировка активов по степени кредитного риска
- 5.3. Анализ кредитных вложений.
- Оценка качества кредитного портфеля банка.
- Анализ межбанковских операций.
- Тема 6. Анализ операций с ценными бумагами.
- Особенности анализа отдельных активов банка
- Тема 6.
- Тема 7. Сущность банковских рисков, измерение и прогнозирование основных банковских рисков.
- 7.2. Методы и приемы анализа банковских рисков.
- 7.3. Понятие дюрации. Направления ее использования в анализе.
- 7.4. Оценка рыночного риска кредитной организации.
- 7.5.Анализ операционного риска банка.
- 7.6. Методологические основы методик VaR.
- Тема 7.
- Тема 8. Анализ доходов и расходов банка.
- 8.2. Анализ состава и структуры доходов и расходов банка.
- 8.3. Анализ процентных доходов и расходов банка.
- 8.4. Оценка стабильности доходов банка, резервы роста банковских доходов.
- 8.5. Анализ состава и структуры расходов банка.
- 8.6. Анализ налогов и платежей банка
- 8.7. Анализ внутренней стоимости банковских операций.
- Тема 9. Анализ прибыли и рентабельности банка.
- 9.2. Методы анализа прибыли.
- Анализ распределения чистой прибыли банка.
- 9.4. Понятие рентабельности и ее измерение.
- Тема 9.
- Тема 10. Особенности отдельных направлений банковского анализа.
- 10.1. Изучение реальных и потенциальных клиентов банка.
- 10.2. Методика оперативного анализа прибыльности операций.
- 10.1. Изучение реальных и потенциальных клиентов банка.
- Примерная тематика курсовых работ
- Вопросы
- Список литературы Законодательные и нормативные акты
- Литература Основная:
- Дополнительная: