Тема 4 – 4
Общественная собственность В Украине, как и в других республиках прежнего Советского Союза, длительное время, вплоть до начала 90-х годов, преимущество предоставлялось общественной собственности в ее двух основных формах - государственной и колхозно-кооперативной. Из приведенных данных видно, что государственная собственность хотя и на сегодня преобладает все же ее удельный вес в последнее время существенно уменьшился. Необходимо отметить, что социальные превращения в Украине, как и в других республиках прежнего Союза, основывались на ошибочных, догматичных представлениях о сути общественной собственности. Назовем основные из них. Во-первых, за марксистско-ленинской теорией, которая господствовала, установление общественной собственности на средства производства само по себе открывает пространство для развития производительных сил. И действительность (достаточно высокие темпы роста промышленного производства в 30-ые годы, послевоенное восстановление народного хозяйства за сравнительно короткие сроки) словно подтверждала справедливость такого представления. При этом пытались не обращает внимания на нездоровую подпочву достаточно высоких темпов индустриального развития, на использование таких средств их обеспечения, которые не могут быть свойственными цивилизованному обществу. Однако последующие годы развеяли иллюзии относительно темпов и качества экономического роста. Во-вторых, считалось, что отчуждение трудящихся от средств производства, создаваемого ими продукта и управления производством, какое свойственное эксплуататорским формам собственности, устраняется установлением общественной собственности на средства производства. Однако в начале 80-х годов отчуждения трудящихся от средств производства, от присвоения продукта и управления достигло таких размеров, что стало неопровержимым: оно может возникать и на почве общественной собственности, если не изобретены необходимые формы ее реализации именно как общественной. В-третьих, главная ошибка заключалась в утверждении, что государство должно опосредствовать как можно больше, а в идеале - все процессы присвоения. Считалось, что социалистическая собственность выступает в двух основных формах - государственной и колхозно-кооперативной, причем роль ведущей формы предоставлялась государственной собственности, а колхозно-кооперативная имела "влитися" в государственную. Это значило, что реальным субъектом присвоения постепенно становилось государство. Другие участники общественного производства получали свою частицу изготовленного продукта лишь после того, как государство, сосредоточив в своих руках ресурсы и продукт, перераспределит их за собственными рассуждениями. Огосударствление процессов присвоение неминуемое вело к огосударствлению процесса управление: управлял тот, кто имел в своем распоряжении ресурсы. Количество хозяйственных вопросов, которые решались на уровне государства, неуклонно росла, а трудовые коллективы все больше отстранялись от них. Экономические связки между предприятиями могли устанавливаться лишь на государственном уровне. Вопрос: что, как и для кого производить также приходились до предприятий "зверху"; нормативы оплаты труда формировались государственным аппаратом и министерствами. В целом практическое воплощение теоретических догм относительно общественной собственности не могло не привести к отчуждению трудящихся и их коллективам от общественного богатства и управления им, избыточного роста роли государства в системе ведения хозяйства, расширения масштабов перерозподильчих процессов, в экономике, абсолютизации административных методов ведения хозяйства, ограничения самостоятельности предприятий, попытки возвести все формы ведения хозяйства к одной, - государственной. Для реализации такой попытки, как показал опыт, не обязательно притеснять (как было, например, с личным подсобным хозяйством) какие-либо формы собственности или объявлять, скажем, кооператив государственным предприятием (так произошли со многими колхозами и промышленной кооперацией). Возможный и опосредствованный путь огосударствления, когда принципы управления государственным предприятием распространяются на другие формы ведения хозяйства. Именно так были уничтожены кооперативные принципы в колхозах и особенно в потребительской кооперации. Монополия порождала паразитизм и загнивание. Это проявилось в таких явлениях. 1. Огосударствление собственности привело к игнорированию личных интересов. Неопровержимым, в сущности, стало то, что общественная собственность - это собственность всех, но никого в частности, что социалистическое производство существует для удовлетворения потребностей всех, но никого в частности. Экономическое развитие осуществлялось под лозунгом построения светлого будущего для всех, хоть более логически было бы сначала построить его для каждого, а затем для всех. 2. Огосударствление собственности порождало отчуждение от нее трудящихся; они теряли чувство хозяина, а в то же время и заинтересованность в рациональном использовании народного богатства, которое неминуемо приводило к огромным потерям в обществе. При этом необходимо различать связь "відчуження - привласнення" при условиях частной и общественной собственности. При частной собственности отчуждения обязательно связано с присвоением: если от одного лица что-то отчуждают, то кто-то другой обязательно присваивает это "щось". При общественной собственности то, которое отчуждается, являет собой общественный продукт и тратится на общественные потребности. Однако нередко это оказывается в колоссальных избыточных расходах (грандиозные строения, которые не дают народнохозяйственный эффект, потерю и порчу продукта, после его производства, которые иногда достигают 40% и больше, и тому подобное). Все это, конечно, порождает безразличие к общественной собственности, отношение к ней, как к ничьей. 3. На первый взгляд кажется, что государство выражает интересы всего народа, потому и свою собственность использует для удовлетворения общенародных потребностей. Однако в любом обществе существует государственный аппарат, то есть определен круг людей, которые, выступая от имени общества, имеют возможность самостоятельно, по своему усмотрению решать его дела и управлять другими людьми. При данных условиях индивидуальные, корпоративные интересы конкретных лиц государственного аппарата могут приобрести самодостаточное значение, в результате состоится подмена общенародных интересов индивидуальными и корпоративными. Это свидетельствует о том, что государственная форма собственности при неразвитой демократии (и политической, и экономической) скрывает в себе возможность появления под вывеской общенародной собственности элементов корпоративного и индивидуально эгоистичного присвоение. Данные процессы многоразово усиливаются тем обстоятельством, что от имени государства на практике выступают министерства, ведомства и их многочисленные органы, которые имеют свои особенные интересы, способные подняться над общественными. Необходимость разнообразных форм собственности Огосударствление собственности, которое осуществлялось в нашей стране, не мало научной подпочвы и противоречило потребностям общественного развития. Объективной необходимостью является существование разнообразных форм ведения хозяйства, а следовательно, и форм присвоения. Причины этого таковы. Во-первых, сегодня уровень развития производительных сил и обобществления производства в разных секторах народного хозяйства неодинаков. Еще хранятся стойкие и значительные разрывы в техническом уровне на отдельных предприятиях, в разных отраслях, регионах, условиях труда и тому подобное. Недаром иногда говорят о технологической многоукладности современной экономики. Все это неминуемо предопределяет разнообразие форм хозяйственной деятельности, усложняет структуру отношений собственности. Во-вторых, по мере развития НТП происходят два взаимосвязанных процесса - концентрация и дифференциация. Обобществление производства в экономической литературе связывается преимущественно с концентрацией производства, а следовательно, и обобществлением присвоения. Однако при этом упускаеться достаточно важный момент, а именно то, что НТП не только не свертывает, а наоборот, усиливает дифференциацию, ответвления, а также возникновения новых предприятий и производств. В итоге структура производства перестраивается, усложняется, возникают новые, относительно самостоятельные звенья. Открываются возможности для мелкого производства и индивидуальной трудовой деятельности. Все это не может не разнообразить как субъектов собственности, так и формы собственности. Данный вывод подтверждается и опытом развитых капиталистических стран, который свидетельствует, что НТР не только не исключает разнообразие форм ведения хозяйства, но и, напротив, требует поддержания такого разнообразия. Следовательно, разнообразие форм присвоения и ведения хозяйства - потребность не только сегодняшнего, но и завтрашнего, дня, который означает всеобщность принципа разнообразия. Таким образом, представление о том, что общественная собственность имеет лишь одну (государственную) форму реализации, противореччит общим законам экономического развития. Именно так следует оценивать осуществляемый в течение многих десятилетий курс на огосударствление собственности. Кроме того, трагическим фактором в истории нашей страны стало и чрезвычайное преувеличение роли волевого момента в создании форм собственности. Следствием этого волюнтаризма стало возникновение соответствующего аппарата, его бюрократизация и все растущая власть бюрократии, которая пыталась наверстать своим могуществом и активностью недостаточность объективных условий обобществления производства. Все это свидетельствует о том, что отношения собственности в нашей стране должны быть в корне перестроены. Формы собственности в народном хозяйстве Украины При условиях демократизации экономики и формирования рынка происходят существенные изменения в отношениях собственности. Эти изменения основываются на принятых Верховной Радой Украины законах "Про власнисть", "Про приватизацию имущества государственных пидприемств", "Про приватизацию небольших государственных предприятий (малую приватизацию)", "Про приватизационные папери". Отмеченные законы предусматривают конкретные мера для осуществления перехода от монополии государства на присвоение средств и результатов производства и на управление им к разнообразным формам собственности, прежде всего идет речь о широком разгосударствлении собственности и приватизации предприятий. Что означают эти понятия? Разгосударствление - это превращение государственных предприятий в таких, которые основаны на других (негосударственных) формах собственности. Оно означает существенное сокращение государственного сектора экономики и масштабов государственного вмешательства в экономику. Разгосударствление может осуществляться двумя путями: приватизации и коммерциализации государственных предприятий. Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое находится в общегосударственной и коммунальной власностях, в интересах физических и негосударственных юридических лиц. Коммерциализация государственных предприятий означает лишение несвойственных государству функций хозяйственной деятельности и превращения их в самостоятельные хозяйственные единицы, которые строят свою деятельность на принципах предпринимательства, то есть самостоятельно и полностью берут ответственность за результаты хозяйственной деятельности. При осуществлении приватизации возникают два вопроса, которые имеют незаурядное значение как в теоретическом плане, так и для хозяйственной практики: 1. Какой должна стать частица государственной собственности в условиях разгосударствления собственности? 2. Допустимая частная собственность ли? Эти вопросы были особенно дискуссионными во время принятия законов о собственности. Высказывалась мысль о необходимости полной приватизации государственной собственности. Однако вряд ли можно признать ее умной. Мировой опыт свидетельствует о том; что современное производство не может успешно развиваться без наличия в больших или более малых размерах государственной собственности и государственной регуляции. Сегодня экономика эффективно функционирует лишь в тех странах, где - есть сильна-держава. На наш взгляд, общая приватизация стала бы таким же насилием над экономикой, которым в свое время были общая национализация и сплошная коллективизация сельского хозяйства. Исходя из этого, суть политики разгосударствления в первую очередь оказывается: во-первых, в резком сокращении сферы государственной собственности при соответствующем расширении других форм собственности; во-вторых, в качественном изменении самой государственной собственности путем превращения трудовых коллективов государственных предприятий у реальных субъектов собственности и ведения хозяйства. При этом следует отметить, что государственная собственность всегда должна быть в оптимальном соотношении с другими формами собственности. Дискуссионным является вопрос о возможности существования частной собственности и о ее пределах в условиях плюрализма форм собственности. Известно, что длительное время в марксистской литературе частная собственность считалась несовместимой с социалистической (обобществленной). Однако это были ошибочные выводы. Анализ показывает, что нигде в мире, в том числе и в нашей экономике, объективная подпочва частной собственности до конца не снята. Следовательно, она существует и будут существовать в будущем. Согласно принятому Верховной Радой Украины законодательством о собственности и развитии предпринимательства в современных условиях формируется новая система отношений собственности, которую можно представить следующим образом. Индивидуальная собственность граждан: а) личная собственность - формируется за счет трудовых доходов от ведения собственного хозяйства, от средств, вложенных в кредитные заведения, акции и другие ценные бумаги; бы) собственность трудового хозяйства - это собственность членов семьи и других лиц, которые совместно ведут трудовое хозяйство: мастерские, другие малые предприятия в сфере бытового обслуживания, торговли, общественного питания, жилые дома и хозяйственные здания, машины, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и другое имущество, необходимое, для самостоятельного ведения хозяйства; в) собственность крестьянского и личного подсобного хозяйства. Крестьянское хозяйство может иметь в собственности жилые дома, хозяйственные здания, насаждения на земельном участке, производительный и рабочий скот, Сельскохозяйственную технику, транспортные средства и другое имущество, необходимое, для самостоятельного ведения сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продукции. Выработанная продукция и полученные доходы является собственностью крестьянские о хозяйства и используются им по своему усмотрению. Коллективная собственность: а) собственность арендного предприятия - это выработанная продукция, полученные доходы и другое, приобретено за счет средств этого предприятия имущество; бы) собственность коллективного предприятия - это форма собственности, которая возникает в том случае, когда все имущество государственного предприятия переходит в собственность трудового коллектива, выкупа арендного имущества или приобретения имущества, другими законными средствами. Имущество коллективного предприятия, включая выработанную продукцию и полученные доходы, является общим приобретением его коллектива; в) собственность кооператива - это имущество, которое создается за счет денежных и других имущественных взносов членов кооператива, выработанной продукции, доходов, полученных от ее реализации, и другой деятельности, предусмотренной уставом кооператива; г) собственность акционерного общества. Акционерное общество является владельцем имущества, созданного за счет продажи акций, а также полученного в результате его хозяйственной деятельности; д) собственность хозяйственных ассоциаций (объединений). Хозяйственная ассоциация имеет право собственности на имущество, добровольно переданное ей предприятиями и организациями, а также получено в результате ее хозяйственной деятельности. В то же время она не имеет права собственности на имущество тех предприятий, что к ней входят; е) собственность общественных организаций. Эти организации могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, имущество культурно-образовательного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги. Здесь могут находиться предприятия, которые создаются согласно целям, указанным в их уставах и за счет средств этих организаций; есть) собственность религиозных организаций: здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и имущество, необходимое, для деятельности данных организаций. Государственная собственность: а) общегосударственная собственность - имущество органов власти и управления: оборонные объекты; энергетическая система; системы транспорта общего пользования, связи и информации, что имеют общегосударственное значение; средства государственного бюджета; государственные банки; предприятия и народнохозяйственные комплексы; страховые, резервные и другие фонды; культурные и исторические ценности народов; высшие и средние учебные заведения и другое имущество, которое составляет материальную основу суверенитета Украины и обеспечивает ее экономическое и социальное развитие; бы) коммунальная собственность - это собственность административно-территориальных образований (корнаю, области, району). Сюда принадлежат собственность органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд, коммунальное хозяйство. В ведении местных органов могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные, строительные и другие предприятия и комплексы, заведения народного образования, культуры, здравоохранения, и другое имущество; в) имущество государственных предприятий - это то имущество, которое закреплено за государственным предприятием и которым оно может распоряжаться. Оно может выступать в форме фондов, хозрасчетного дохода, акций и другого имущества, какое необходимое для деятельности предприятия. Сюда может входить не только производственное оборудование, но и культурно-образовательные и оздоровительные заведения. Собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций, и держал Совместные предприятия, которые создаются на территории Украины в форме акционерных и других хозяйственных обществ, имеют собственное имущество, необходимое для осуществления деятельности, предусмотренной учредительными документами. Также иностранные юридические лица имеют право на территории Украины иметь в собственности промышленные и другие предприятия, здания, сооружения и другое имущество, необходимое для осуществления ими хозяйственной деятельности. Иностранные государства и международные организации имеют право иметь на территории Украины имущество, необходимое для осуществления дипломатических, консульских и других международных отношений в соответствии с международными договорами и законодательством Украины. Частная собственность Законом Украины "Про власнисть" предусмотрено существование частной собственности. В частности, отмечается, что в собственности граждан могут находиться: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления; средства; акции, облигации и другие ценные бумаги; средства массовой информации; предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли, в другой сфере предпринимательской деятельности; здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие средства производства; любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и другого назначения, за исключением отдельных видов имущества, которое с точки зрения государственной и общественной безопасности не может принадлежать гражданину. Характерно, что количество имущества, приобретенного гражданином в соответствии с Законом или договором, не ограничивается. Причем частная собственность должна иметь преимущественно трудовой характер. По этому поводу в Законе отмечается: собственность гражданина создается и преумножается за счет его доходов от участия в производстве и другого распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведение собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные заведения, акции, другие ценные бумаги, от приобретения имущества за наследством и другими путями, которые не противореччат Закону.
- Тема 2 -2 економічні інтереси - рішуйна сила соціально економічного розвитку
- Тема 2 -3
- Тема 2 - 4 виробництво і науково-технічний прогрес
- Тема 3 - 4 перехідна (трансформаційна) економіка і її особливості
- Тема 4 - 2 Суб’єкти та об’єкти власності їх еволюція.
- Тема 4 -3 Світові тенденції розвитку відносин власності .
- Тема 4 – 4
- Тема 5 – 4
- Тема 6 – 2 функції грошей та їх еволюція
- Тема 6 – 3 Грошовий обіг
- Тема 6 -4
- Тема 7 – 5 Попит і пропозиція на макрорівні.
- Тема 8 – 1
- Тема 8 – 3 Товарний ринок у загальній економічній структурі.
- Тема 8 – 8 Ринок цінних паперів
- Тема 9 – 3 Економічна природа і форми монополій. Необхідність та методи антимонопольного регулювання. Антимонопольне законодавство України.
- Тема 11 -2 : Підприємство (фірма): сутність, функції, умови діяльності, класифікація
- Тема 13 - 4
- Тема 12
- Аграрні відносини їх зміст і особливості.
- Форми власності на землю і форми господарювання в аграрному секторі економіки.
- Агропромислові інтеграції й агропромисловий комплекс
- 4. Державна політика регулювання і підтримки сільськогосподарського виробництва