logo search
Отчет по преддипломной практике

3 Способы оценки и минимизации банковских рисков

ОАО «Банк Уралсиб», как и другие банки, в процессе своей операционной деятельности постоянно подвергается так называемым банковским рискам. Банковский риск – это поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду.

Цель управления рисками – мониторинг и контроль уровня и концентрации рисков, возникающих в связи с деятельностью Банка.

Надежность банка определяется в известной степени умением управлять рисками. Процесс управления банковскими рисками включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.

Основные категории риска, свойственные бизнесу Банка – это кредитный риск, рыночный риск, географический риск, риск ликвидности, операционный риск и юридический риск.

Политика Банка в области управления рисками позволяет выявлять и анализировать перечисленные выше типы рисков, устанавливать приемлемые лимиты и проводить соответствующий мониторинг на постоянной основе, опираясь на передовые административные и информационные системы.

Банк осуществляет управление рисками, опираясь на принципы непрерывности, предусмотрительности и хеджирование.

Методы и системы управления рисками, используемые Банком, постоянно модифицируются, отражая изменения условий рынка и продуктов.

Органы управления рисками.

Как уже было отмечено выше, Банк, осуществляя банковские операции, принимает на себя различные виды финансовых и нефинансовых рисков. С целью управления этими банковскими рисками в Банке применяют лучшие мировые практики, базирующиеся на базельских подходах к управлению рисками.

Наблюдательный Совет (Совет Директоров) Банка выполняет надзорные функции в области управления рисками и обеспечивает функционирование системы управления рисками. Ключевая роль в этом принадлежит Комитету по аудиту и рискам.

Правление Банка обеспечивает реализацию стратегии, утверждает политику в области управления рисками, распределяет функции по управлению рисками между коллегиальными органами и подразделениями Банка и контролирует их исполнение.

В зону ответственности Правления входит утверждение лимитов по разным типам риска и их распределение по видам бизнеса. Тем самым Правление реализует стратегию управления рисками, операционализируя ее на уровне видов бизнеса и типов риска. Помимо этого Правление принимает решение по всем индивидуальным сделкам, связанным с принятием на Банк существенных рисков. На регулярной основе Правление получает отчеты о текущем уровне риска и принимает решение по перераспределению лимитов с целью оптимизации соотношения риск/доходность.

Правление делегирует полномочия по оперативному принятию решений по управлению рисками ряду коллегиальных органов. Так, к основным задачам и вопросам, рассматриваемым в Комитете по Управлению Активами и Пассивами (КУАП) относятся:

Казначейство Банка в рамках делегированных КУАПом полномочий осуществляет оперативное управление валютными и процентными рисками.

Через систему Кредитных комитетов, покрывающих всю региональную сеть, реализовано управление кредитным риском. Кредитные комитеты принимают решения в соответствии с лимитами делегированных им Правлением полномочий.

В 2008 году был создан Комитет по управлению качеством активов. Основной целью данного комитета является оперативное управление кредитным риском путем предупреждения и исправления положения на ранних стадиях ухудшения качества кредитов, управления проблемной и сомнительной задолженностью.

Создание данного комитета определяется стремлением Банка более гибко и оперативно управлять кредитным риском в условиях финансового и экономического кризиса.

Кредитному комитету по операциям на денежном рынке и рынке капитала Правление делегировало полномочия по реализации политики управления кредитным риском при проведении операций на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг. Комитет устанавливает лимиты на эмитентов, контрагентов, а также страновые лимиты.

Служба риск-менеджмента является основным подразделением, обеспечивающим методологическую централизованную поддержку, включая разработку методик, политик и процедур. Эта служба выполняет также контрольные функции за соблюдением установленных Коллегиальными органами лимитов. Служба риск-менеджмента подчиняется заместителю Председателя Правления, в сферу ответственности которого не входит ни одно подразделение, принимающее на себя какие-либо риски. Этим обеспечивается независимость Службы риск-менеджмента.

Также в Банке создана Служба внутреннего аудита, в задачу которой среди прочего входит оценка эффективности системы управления рисками. Результаты оценки Службы внутреннего аудита предоставляются Совету Директоров.

Помимо этого в Банке существует Служба внутреннего контроля, в задачу которой входят контрольно-ревизионные функции по всем бизнес-процессам Банка. Результаты деятельности Службы внутреннего контроля представляются Правлению Банка.

Основные риски.

В отчетном году ОАО «Банк Уралсиб» уделял серьезное внимание управлению рисками, формированию адекватных резервов на покрытие рисков. При этом Банк выделяет следующие группы банковских рисков, характерных именно для данной сферы деятельности:

а) финансовые риски, а именно:

б) а также группа нефинансовых рисков:

Банк использует различные способы защиты от многочисленных рисков. Среди них можно выделить управление качеством и диверсификацию.

Под управлением качеством понимается – способность руководителей и сотрудников банка решать возникающие проблемы до того, как они станут серьезными осложнением для банка.

Под диверсификацией – распределение кредитов и депозитов банка между широким кругом клиентов, различными отраслями промышленности с разнообразными источниками прибыли, привлечение клиентов из разных географических районов. Такие формы диверсификации наиболее эффективно уменьшают банковский риск, когда доходы от различных групп клиентов меняются во времени в разных направлениях. В этом случае уменьшение доходов, поступающих от одной группы клиентов, компенсируется увеличением доходов от другой группы.

Сущность управления рисками заключается в анализе финансового состояния банка и его подразделений, оценке рисков осуществления конкретных операций банка и разработка наиболее оптимальных решений с точки зрения минимизации возможных потерь при их проведении.

Управление кредитным риском.

Кредитный риск – риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту в соответствии со сроками и условиями кредитного договора.

Управление осуществляется на основе проведения количественного и качественного анализа кредитного портфеля каждого клиента.

Основными способами управления кредитным риском, которыми пользовался Банк в 2009 году, были:

1. Диверсификация портфеля ссуд. Суть политики диверсификации состоит в предоставлении кредитов большому числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов и ценных бумаг по срокам, по назначению кредитов, по виду обеспечения под различные виды активов, по способу установления ставки за кредит, по отраслям и прочим критериям. В целях диверсификации Банк осуществляет рационирование кредита – устанавливает плавающие лимиты кредитования или кредитные потолки для заемщиков, сверх которых кредиты не предоставляются вне зависимости от уровня процентной ставки. Сбалансированный таким образом кредитный портфель является диверсифицированным.

Стратегия Банка была направлена на кредитование корпоративных клиентов, это объясняется тем, что Сегмент «Корпоративного банковского бизнеса» является для Банка более стабильным в плане прибыли сегментом, нежели кредитование частных клиентов. При этом основной упор был сделан на кредитование предприятий среднего и малого бизнеса, поскольку с ними связан меньший кредитный риск по сравнению с кредитованием крупных корпоративных клиентов.

По состоянию на 31.12.2009г. в корпоративном кредитном портфеле наиболее высокую долю занимали кредиты малому и среднему бизнесу – 58%. При этом в структуре корпоративной клиентской базы предприятия малого и среднего бизнеса занимали почти 95%.

С тем, чтобы свести к минимуму кредитный риск значительная часть кредитного портфеля состоит из краткосрочных схем кредитования.

2. Проведение комплексного анализа потенциальных заемщиков и их ранжирование по степени надежности. Здесь особенно важным является проведение анализа финансового состояния потенциального заемщика, которое подкрепляется автоматическим запросом в базы кредитных историй клиентов.

  1. Резервирование. Банком Ежегодно проводится формирование резервов на покрытие возможных убытков по кредитам. Для формирования в обязательном порядке данных резервов Банком проводится оценка кредитных рисков, как по рублевым кредитам, так и валютным. Включая МБК, вексельные кредиты, а также задолженность, приравненную к ссудной (по векселям третьих лиц, приобретенных банком и т.п.).

4. Внесение заемщиком залога. Один из классических способов минимизации кредитных рисков. Однако определенную сложность несет в себе возникающая при управлении кредитными рисками рефлексивная взаимосвязь между займом и залогом.

В заключение отметим, что управление кредитными рисками требует высокой квалификации специалистов ОАО «Банк Уралсиб», которые должны не только владеть основами современного количественного финансового анализа, но и обладать высокой профессиональной интуицией. И данный уровень квалификации в Банке поднят достаточно высоко.

Управление риском ликвидности.

Риск ликвидности – это риск, обусловленный тем, что банк может быть недостаточно или слишком ликвиден. Риск недостаточной ликвидности – это риск того, что банк не сможет своевременно выполнить свои обязательства или для этого потребуется продажа отдельных активов банка на невыгодных условиях. Риск излишней ликвидности – это риск потери доходов банка из-за избытка высоколиквидных активов, но мало или не имеющих дохода активов и, как следствие, неоправданного финансирования низкодоходных активов за счет привлеченных ресурсов.

Функции контроля, управления, формирования методологии и программного обеспечения данного процесса выполняются специалистами Комитета по управлению качеством активов.

Минимизация этого риска достигается путем умения прогнозировать возможность отлива вкладов «до востребования», а также «ненадежных» срочных вкладов; увеличение спроса на кредит со стороны клиентуры; изменение экономической конъюнктуры и так далее.

Управление риском ликвидности в банке осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Управление и контроль за соблюдением нормативных требований ЦБР по показателям мгновенной (Н2), текущей (Н3), краткосрочной (Н4) ликвидности.

  2. Управление и контроль за соблюдением нормы обязательного резерва на корреспондентском счете, открытом в ЦБР.

Кроме перечисленного, в Банке разработана внутренняя система контроля за ликвидностью. К ней относятся:

  1. Политика управления ликвидностью, которая определяет: принципы и методы управления и надзора за риском ликвидности; комплекс мероприятий, которые применяет банк с целью оценки и управления риском ликвидности; ответственные службы и распределение их полномочий в процессе управления данным риском.

  2. Процедура расчета, управления и контроля ликвидности Банка – определяет и устанавливает: конкретный порядок применения мер для управления и контроля риска ликвидности; количественное значение показателя риска ликвидности; применение мер воздействия при нарушении со стороны региональных подразделений показателя риска ликвидности; порядок взаимодействия подразделений Банка в процессе управления риском ликвидности.

В качестве одного способов обеспечения необходимого уровня ликвидности можно привести распределение активов и пассивов ОАО «Банк Уралсиб» путем составления таблицы всех счетов пассивов в целях выявления, какую часть каждого вида пассивов следует разместить в ликвидные статьи активов для поддержания определенных коэффициентов ликвидности.

Сопоставление активов и пассивов по срокам проводится по принципу осторожности, то есть активы сомнительного характера исключаются из потока поступления средств или переносятся на «дальние» сроки, а обязательства перед клиентами с просроченным сроком возврата отражаются по сроку «до востребования».

Управление рыночным риском.

Рыночный банковский риск связан с потерями из-за колебания норм ссудного процента, изменениями прибыльности и финансового благополучия компаний (банков) – эмитентов ценных бумаг, а также инфляционным обесцениванием денег. Данный вид риска тесно связан с процентным, валютным рисками. При работе с рыночными рисками весьма важным является определение стоимости каждой операции в определенное время. Этот метод носит название mark-to-market (MTM; корректировка по рынку).

Помимо использования метода МТМ, для минимизации риска на проводимые операции Банком налагаются определенные ограничения. Это, прежде всего, ограничения, налагаемые на спектр продуктов, с которыми работает банк, из этого ограничения логически вытекает ограничение на объем операций с данным продуктом. Эти ограничения должны соответствовать следующим критериям:

Управление операционным риском.

Операционный риск – риск финансовых потерь, связанных с управленческими ошибками, мошенничеством, неэффективностью предоставленных услуг, невозможностью своевременного принятия банком мероприятий по устранению угроз интересам банка, в частности, со стороны его сотрудников, злоупотребляющих своими полномочиями или тех, кто ведет свою деятельность с нарушением этических норм и неоправданно высокими рисками, которые приводят к ослаблению позиций банка на рынке или к его банкротству.

Другие аспекты операционного риска – серьезные сбои в работе информационно-технологических систем, а также пожары и другие стихийные явления.

Для контроля и снижения уровня операционного риска применяются такие методы, как:

Управление правовым риском.

Правовой риск – риск возникновения у Банка убытков вследствие несоблюдения Банком требований нормативных правовых актов и заключенных договоров; допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности; несовершенства правовой системы; нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

В целях минимизации правового риска в банке применяются следующие методы:

Управление стратегическим риском.

Под управлением стратегическим риском понимается совокупность действий, направленных на повышение качества анализа на этапе написания стратегии и минимизацию рисков, связанных с реализацией стратегии Банка. Управление стратегическим риском в ОАО «Банк Уралсиб» можно охарактеризовать следующими ключевыми особенностями:

  1. Управление стратегическим риском осуществляется на регулярной основе, как при формировании и пересмотре стратегии банка, так и в процессе ее реализации. Для целей снижения (минимизации) рисков при стратегическом планировании ОАО «Банк Уралсиб» использует следующие методы: SWOT-анализ и другие методы, на основе которых формируются необходимые стратегические мероприятия (программы, проекты), позволяющие обеспечить эффективное использование потенциала Банка, максимально использовать синергию различных бизнесов.

  2. Сценарный анализ и моделирование, позволяющие обеспечить рассмотрение широкого набора вариантов развития Банка в различных условиях и обеспечить сбалансированность ресурсов и темпов роста.

  3. Корректировка полученных количественных показателей по результатам анализа чувствительности к изменению параметров развития.

  4. Разработка планов мероприятий на случаи непредвиденного изменения условий деятельности Банка.

  5. Регулярный мониторинг рыночных позиций Банка и степени достижения стратегических целей.

Управление риском потери деловой репутации.

Риск потери деловой репутации (репутационный риск) может возникнуть у ОАО «Банк Уралсиб» в случае неблагоприятного восприятия имиджа Банка и отрицательной оценки его деятельности клиентами, контрагентами, акционерами (участниками), деловыми партнерами, органами власти и другими участниками гражданского оборота.

В целях предотвращения возникновения репутационного риска в ОАО «Банк Уралсиб» разработан механизм, обеспечивающий совокупность эффективных действий, направленных на выявление, оценку, мониторинг, анализ, контроль и минимизацию репутационных рисков, также принимаются все меры направленные на уменьшение возможных убытков, сохранение и поддержание деловой репутации Банка перед клиентами и контрагентами, учредителями (участниками), участниками финансового рынка, органами государственной власти и местного самоуправления, банковскими союзами (ассоциациями), саморегулируемыми организациями, участником которых является Банк.

Особое внимание уделяется обеспечению соблюдения законодательства РФ, в том числе по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствия деятельности Банка обычаям делового оборота и принципам профессиональной этики, а также обеспечения стабильности финансового положения.

С целью исключения формирования негативного представления, уделяется особое внимание организации полноценной и достоверной системы публичного раскрытия информации о деятельности Банка и связанных с ним лиц.

Организация, мониторинг и контроль управления риском потери деловой репутации возложены на коллегиальные органы Банка и Службу риск-менеджмента.

Заключение

ОАО «Банк Уралсиб» – динамично развивающийся, многопрофильный, высокотехнологичный, конкурентоспособный Банк, очевидным свидетельством чего является динамичный рост финансовых показателей банка, высокие рейтинговые оценки, которые год из года становятся все лучше, не смотря на сложную экономическую обстановку на рынке банковских услуг, так и стране в целом.

Руководство Банка уделяет постоянное внимание вопросам повышения эффективности и надежности обслуживания клиентов, внедрения новых продуктов и услуг на основе использования современных информационных технологий, как разрабатываемых самостоятельно, так и приобретаемых у ведущих российских и зарубежных поставщиков.

Банк не только работает с определенными видами операций, но и постоянно находит и анализирует проблемы, касающиеся кадровой политики, депозитной политики, кредитной и т.д.

В целях повышения эффективности деятельности, достижения конкурентного преимущества и поддержания соответствия между целями Банка и имеющимися ресурсами в условиях меняющейся рыночной экономики приоритетное внимание должно уделяться применению современных технологий и соблюдению международных стандартов качества обслуживания, развитию различных форм электронного обслуживания клиентов посредством использования глобальных и локальных сетей.

Стратегия Банка сфокусирована на развитии ключевых клиентских сегментов и направлена на создание эффективного бизнеса федерального масштаба, занимающего лидирующие позиции среди коммерческих банков России. Развитие региональной сети филиалов и отделений является одним из приоритетных направлений стратегического развития Банка.

Стратегическая карта Банка имеет в своей структуре четыре перспективы: финансы, клиенты, процессы и потенциал. В каждой из них выделены приоритеты. Общекорпоративные приоритеты каскадируются на нижестоящие уровни управления, становясь более конкретными.

Основные приоритеты ОАО «Банк Уралсиб», зафиксированные впоследней редакции карты — операционное совершенство, эффективное распространение бизнес-возможностей, конкурентоспособность и финансовая результативность, устойчивость и репутация.

Банком разработаны основные необходимые инструкции для должностных лиц, создана трехуровневая система защиты безопасности информации системы Банка. При этом установлены определенные правила для доступа пользователей к базе данных Банка и осуществления операций в банковской системе программного обеспечения.

В Банке действует система последующего контроля, который заключается в проверке уже выполненных операций с целью проверки их на соответствие инструктивных материалов, правилам и нормативным актам действующего законодательства. Однако следует обратить внимание на необходимость усиления внутреннего контроля в части использования в бухгалтерском учете балансовых и внебалансовых счетов по назначению.

В заключение хотелось бы отметить, что учитывая современное положение ОАО «Банк Уралсиб» на рынке банковских услуг, можно с уверенностью сказать, что достигнутые результаты – это далеко не предел возможностей Банка. Развиваясь в нужном направлении, совершенствуя свою деятельность, ОАО «Уралсиб» достигнет грандиозных успехов и поднимется на еще более высокий уровень.

Приложения

Приложение 1 – Организационная структура ОАО «Банк Уралсиб»

Общее Собрание Акционеров

Председатель Правления Банка

(единоличный исполнительный орган)

Наблюдательный Совет

Ревизионная Комиссия

Избрание

Избрание

Избрание

Правление Банка

(коллегиальный исполнительный орган)

Избрание

Служба внутреннего аудита

Создание

Создание

Приложение 2 – Бухгалтерская отчетность ОАО «Банк Уралсиб»

(формы №1, №2) за период 2007-2009 гг.