logo search
Kurs_lektsy_Bankovskoe_delo

Формирование банковских ресурсов.

Банковские ресурсы представляют собой денежную массу в виде безналичных денежных средств на коррсчетах и наличных денег в кассе банка, посредством которой банк осуществляет все активные операции. Банковские ресурсы представляют собой главный инструмент осуществления банком своей основной деятельности. Величина банковских ресурсов характеризует потенциальную финансовую мощь банка в конкретно взятый момент времени. Банковские ресурсы – это деньги, которые находятся в распоряжении банка, но еще не вложены ни в какую активную операцию.

Банковские ресурсы образуются в результате проведения банками пассивных операций и отражаются в пассиве баланса банков.

Не следует банковские ресурсы отождествлять с суммарными остатками по клиентским счетам в банке. Речь идет об остатках по коррсчетам самого банка в других банках, в т.ч. РКЦ ЦБ.

Существует несколько форм пассивных операций коммерческих банков:

1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

3) получение кредитов от других юридических лиц.

4) депозитные операции.

5) выпуск банком собственных неэмиссионных долговых бумаг.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций.

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Следующие три формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Значение собственных ресурсов банка состоит прежде всего в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы, без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы. Порядок формирования собственных средств банка уже рассматривался выше.

Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеют особенную специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Иногда государство устанавливает для банков минимальную границу соотношения между собственными и привлеченными ресурсами. Так, в России на начальном этапе развития двухуровневой банковской системы (до 1996 г.) это соотношение было установлено в размере не менее 1:25 (от 1:15 до 1:25 в зависимости от типа банка). Начиная с 1996 г., в соответствии с Инструкцией № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» ЦБ РФ отказался от определения прямого соотношения собственных и заемных средств, перейдя к косвенному регулированию на основе обязательных экономических нормативов, таких как

В соответствии с инструкцией №1 максимальный размер привлечения денежных вкладов граждан ограничивается величиной собственных средств (капитала) банка. При этом, для привлечения во вклады средств физических лиц требуется наличие специальной лицензии, которая может быть выдана вновь созданному коммерческому банку только через 2 года безупречной работы с момента регистрации.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Собственные и привлеченные средства находятся в определенной взаимозависимости. За счет привлеченных ресурсов банк может проводить активные операции с клиентами либо на открытом рынке. Заработанная в результате прибыль пополняет собственные средства, увеличивает собственный капитал. Увеличение собственного капитала, в свою очередь, стимулирует возможности банка по привлечению заемных средств для новых активных операций.

Как собственные, так и привлеченные ресурсы коммерческого банка отражаются на корреспондентском счете, открываемом в РКЦ Центрального банка России. Это активный счет 30301, поэтому ресурсы отражаются по дебету этого счета, а вложения средств - по кредиту.

Таким образом, величина дебетового сальдо отражает размер свободного резерва банка (величину ресурсов, которые еще не вложены в активные операции). Чем больше размер свободного резерва, тем устойчивее данный банк, но и тем меньше прибыли он получает. Наоборот, чем меньше величина свободного резерва, тем менее устойчив банк, но и тем больше прибыли он извлекает. Поэтому каждый коммерческий банк стремится к тому, чтобы оптимизировать остаток средств на корреспондентском счете.

К наиболее традиционным пассивным кредитным операциям прежде всего относят депозитные операции.

Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится до 95 % пассивов.

В качестве субъектов пассивных операций (т.е. вкладчиков) могут выступать:

Объектами депозитных операций являются депозиты - суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций за определенный интерес вносят в банк и которые в силу действующего порядка осуществления банковских операций на определенное время сосредоточиваются на счетах в банке.

Депозит имеет двойственную природу. С точки зрения клиента это и деньги как инструмент платежей, и капитал, приносящий новую стоимость. Вместе с тем, это капитал с пониженным процентом. Как правило, процент, под который привлекаются денежные ресурсы, не превышает ¾ величины банковского ссудного процента. Множество депозитов составляют для банка заемный капитал, который банк размещает на выгодных для себя условиях под более высокий процент. Собственно говоря, именно за счет существования разницы величин депозитного и ссудного процентов и существует банк как коммерческое предприятие (банк «дешево покупает» деньги, а потом их «дорого продает»). Следовательно, депозит выгоден не только вкладчику, но и банку.

По своему экономическому содержанию депозиты принято подразделять на 3 группы:

В свою очередь каждая из этих групп классифицируется по разным признакам. Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока:

Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах: средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций разных форм собственности, в т.ч. средства на «лоро»-счетах сторонних коммерческих банков; средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов.

Сберегательные вклады в зависимости от особенностей их хранения подразделяются на срочные, срочные с дополнительными взносами, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, молодежно-премиальные, условные, на предъявителя, на текущие счета, до востребования, сберегательные сертификаты, пластиковые карточки. Каждый из видов депозитов имеет свои достоинства и недостатки.

Депозиты до востребования наиболее ликвидны. Их владельцы могут в любой момент использовать деньги, находящиеся на счетах до востребования.

Особенности депозитного счета до востребования следующие:

Основными недостатками депозитов до востребования являются:

Срочные депозитные счета имеют четко установленный срок, по ним владельцам уплачивается фиксированный процент и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию вкладов. Для денежных средств, хранящихся на срочных депозитных счетах, устанавливается более низкая норма обязательных резервов, чем по депозитам до востребования.

Достоинством срочных депозитных счетов для клиента является получение высокого процента, а для банка - возможность поддержания ликвидности с меньшим оперативным резервом.

Недостаток срочных депозитных счетов для клиентов состоит в низкой ликвидности и невозможности использовать средства на счетах срочных депозитов для расчетов и текущих платежей, а также для получения наличных денег. Для банка недостаток состоит в необходимости выплат повышенных процентов по вкладам и снижении таким образом маржи.

Сберегательные вклады выгодны банкам тем, что они, как правило, носят долгосрочный характер и, следовательно, могут служить источником долгосрочных вложений. Недостатком их является подверженность этих вкладов самым различным факторам (политическим, экономическим, психологическим), что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих вкладов и потери ликвидности банка.

Различные виды депозитов соответствуют различным уровням стабильности ресурсов. Наиболее стабильны долгосрочные депозиты, наименее стабильны депозиты до востребования. В своей деятельности по осуществлению активных операций банк должен принимать во внимание эти уровни стабильности во имя неснижения общей ликвидности банка. «Золотое» банковское правило гласит: величина и сроки финансовых требований должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями в последнее время четкие границы между отдельными видами депозитов размываются: появляются счета, сочетающие в себе качества счетов до востребования и срочных депозитов. Так, в США одной из новых форм счетов стали "нау"-счета - депозитные счета, по которым выплачивается рыночная ставка процентов; в то же время на них можно выписывать расчетные тратты, аналогичные чекам, т.е. использовать эти счета для платежей.

Депозиты оформляются договором между банком и клиентом. Банки самостоятельно разрабатывают формы таких договоров. Договорами о депозите до востребования являются по сути и договор на расчетно-кассовое обслуживание, и договор на открытие и ведение корреспондентского счета «лоро».

Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы. Важным средством конкурентной борьбы при этом является процентная политика банка. Процентная политика формируется каждым банком индивидуально, исходя из особенностей клиентской базы и специфики самого банка, с обязательной привязкой к величине ставки рефинансирования. Одновременно, все без исключения банки соблюдают несколько единых для всех принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:

В российской банковской системе традиционно применяются простые проценты, как по аннуитетам, так и по дисконтным операциям.

С Е Р Т И Ф И К А Т Ы

Широкое развитие в банковской практике получили производные от депозитов банковские инструменты - депозитные сертификаты. Депозитный сертификат - это ценная бумага, свидетельствующая о том, что в банк внесен срочный вклад с фиксированным сроком и ставкой процента. Существует две разновидности депозитных сертификатов - непередаваемые, которые хранятся у вкладчика и по наступлении срока предъявляются в банк, и передаваемые, которые свободно продаются на вторичном финансовом рынке.

Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые как на определенный срок, так и до востребования.

Помимо деления сертификатов на депозитные и сберегательные, существует их классификация и по другим признакам:

Банк, выпускающий сертификаты самостоятельно разрабатывает условия их выпуска и обращения. Для обеспечения успеха выпусков сертификатов необходимо учитывать:

В случае выпуска сертификатов банку необходимо разработать официальные условия их выпуска и направить их на экспертизу в ГТУ ЦБ РФ.

Сертификаты имеют существенные преимущества перед срочными депозитами…

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение займов на межбанковском рынке; соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом; учет векселей и получение ссуд у Центрального банка; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов; выпуск капитальных нот и облигаций.

М Б К

На первоначальном этапе становления банковской системы России большинство этих недепозитных источников привлечения ресурсов не получали развития. Российские банки из этих источников в основном использовали межбанковские кредиты и кредиты Банка России. На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Кредиты ЦБ РФ в настоящее время большей частью не предоставляются.

Централизованные и межбанковские кредиты удобны тем, что они поступают в распоряжение банка-заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами. Как показывают статистические данные по 100 крупнейшим банкам России, доля централизованных и межбанковских кредитов в общей сумме пассивов банков колеблется от 0.19% до 61.5%.

Значение рынка межбанковских кредитов состоит в том, что, перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковской системы в целом. Кроме того, наличие развитого рынка межбанковских кредитов позволяет сосредоточивать в оперативных резервах банков меньше средств для поддержания их ликвидности.

«Донорами» на рынке МБК традиционно являются коммерческие банки, аккумулирующие средства населения, бюджетов, негосударственных бюджетных фондов и т.п.

Централизованные кредиты Банка России… До 1995 года по, сути, распределялись исходя из императива расширения кредитных вложений в приоритетные отрасли народного хозяйства (например, кредитование СБС-Агро, северных завозов и т.п.). Впоследствии распределение было заменено рыночными инструментами рефинансирования:

Передача банку приобретенного кредита оформляется кредитным договором между КБ и ГУ ЦБ.

В Е К С Е Л Я

Одной из наиболее удобных и для клиента, и для банка форм привлечения банком денежных ресурсов является продажа клиентам банковских векселей. По уровню стабильности привлекаемых ресурсов этот инструмент может варьироваться, как и депозит. Вместе с тем, для клиента вексель более удобен, поскольку, даже принося доход, без ограничений может быть использован как платежное средство. Позитивной стороной применения вексельного инструментария для привлечения ресурсов является также высокий уровень проработанности правовой базы вексельного обращения.

Вексель…

Существенным требованием является доскональное соблюдение процедур оформления векселей, а также их обращения и оплаты.

Существует два типа реализации векселей клиентам:

С клиентом заключается договор купли-продажи векселя. Клиент оплачивает денежные средства на соответствующий балансовый 523 счет, после чего ему выписывается вексель и передается по акту приема-передачи.

В случае продажи векселя с дисконтом перечисляемая клиентом сумма меньше номинала векселя. В этом случае разница (дисконт) относится на расходы будущих периодов, а после погашения векселя списывается на расходы.

В случае продажи векселя по номиналу расходы формируются непосредственно в момент погашения векселя. Процентный доход клиента, начисленный на номинал векселя. списывается банком на расходы.

ОБЛИГАЦИИ

Если прием депозитов, выпуск векселей, заимствования на рынке МБК представляют собой процедуры привлечения ресурсов на более-менее короткие сроки, то эмиссия банком собственных облигаций может означать привлечение ресурсов на длительные сроки.

Позитивная сторона привлечения ресурсов через размещение облигаций состоит в сосредоточении «длинных» стабильных денег в банке, и соответствующей возможности их «длинного» размещения под процент более высокий, чем размещение «коротких» денег. Попутно следует отметить, что именно наличие возможностей «длинных» кредитных вложений способствует развитию промышленного предпринимательства. В противном случае имеет шанс развиваться только финансовый сектор рынка.

Негативная сторона связана с необходимостью соблюдения длительной и документоемкой процедуры выпуска облигаций. Кроме того, сам процесс размещения облигаций в условиях переходной экономики представляется весьма непростым. Инвестор подвергается воздействию ряда факторов рыночного риска (в первую очередь, риска изменения процентных ставок). Сама психология инвестора восстает против долгосрочных вложений в непредсказуемой ситуации (известно, какова ситуация сегодня, можно более-менее уверенно судить о ситуации завтра, можно прогнозировать ситуацию через неделю, но очень сложно предсказать, что произойдет на финансовом рынке через несколько месяцев и, тем более, лет). Поэтому размещение облигаций представляет собой отдельную сложную задачу, решение которой сопряжено с использованием множества рыночных приемов и технологий.