logo search
Документ Microsoft Word

2.2 Преобразование страхового дела в советской России

В

1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб., в том числе на долю акционерных страховых обществ приходилось 65% этой суммы, земств -- 15, взаимных городских обществ -- 8%. Российские акционерные страховые общества собрали в 1913 г. 129 млн. руб. страховых платежей, иностранные акционерные -- 12, городские взаимные -- около 14 млн. руб. Доля операций губернского страхования и государственных сберегательных касс составляла около 15,5 млн. руб. Всего в 1913 г. было собрано по всем видам страхования 204,9 млн. руб. страховых платежей.

Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательной способности рубля, начавшееся в годы Первой мировой войны, обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи.

В результате инфляции к началу 1915 г. официальный курс рубля снизился до 80 коп., к концу 1916 г. -- до 60 коп., к марту

1917 г. -- до 27 коп. Купюры бумажных денег выпускались без номеров. Функции денег стали выполнять денежные суррогаты. Финансовая сфера России находилась в полном хаосе. К октяб- рю 1917 г. денежная масса почти удвоилась, а цены поднялись на 224%, покупательная способность рубля в это время не дос- тигала 10 довоенных копеек.

На фоне усиливающегося недовольства в обществе на политическую сцену вышла партия большевиков, которая в качестве одного из требования своей экономической программы пролетарской революции выдвинула идею национализации банков и страхового дела. Установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить эти идеи в жизнь.

Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики Советской власти -- национализации банков, промышленности, транспорта, связи, установления государственной монополии на внешнюю торговлю, аннулирования царских государственных займов.

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1) установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

Еще в декабре 1917 г. правления страховых обществ выдали своим служащим жалованье за два месяца вперед в целях поддержки и поощрения саботажа новой власти. Организовывалась выдача средств с текущих счетов и вкладов. Выписывались чеки на получение денежных средств без указания цены.

Между тем в Москве, Петрограде и некоторых других городах страховые общества включились в общую кампанию саботажа новой власти. Предпринимались попытки переправить капиталы за границу. Учитывая создавшуюся экономическую и политическую ситуацию в стране, В.И. Ленин подписал 23 марта

1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров "Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кро- ме социального". Введение государственного контроля рассматривалось правительственным кабинетом в качестве временной, переходной меры на пути к последующей национализации, вызванной объективно сложившимися обстоятельствами.

Был организован Совет по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом. Аппаратом Совета стал Комиссариат по делам страхования во главе с комиссаром. По рекомендации В.И. Ленина на пост комиссара по делам страхования был выдвинут государственный и политический деятель партии большевиков М.П. Елизаров, до революции какое-то время работавший генеральным страховым агентом и знавший основы страхового дела.

Ввиду того, что новая власть аннулировала все обязательства по царским государственным внешним займам, сохранилась реальная угроза, что иностранные банки наложат арест на капиталы российских страховых обществ, размещенные за границей (в основном по заключенным договорам перестрахования). Чрезмерно поспешная национализация страхового дела могла обречь на арест и конфискацию этих денег в счет погашения внешнего государственного долга царской России.

На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу угла извлечение прибыли. Общее направление экономической политики этого времени характеризовалось "красногвардейской атакой на капитал". Поэтому с введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подверглись прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками выступали центральные правления страховых обществ. Комиссариат выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую отчетность, следил за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Согласно декрету о государственном контроле над всеми видами страхования, кроме социального, начисленные за 1917 г. дивиденды акционеров акционерных страховых обществ и пайщиков, обществ взаимного страхования были конфискованы в доход государства.

Одновременно в центре и на местах, там, где была установлена Советская власть, осуществлялась организационная перестройка страхового дела. Земское и взаимное страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и Совнархозов и преобразовалось в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Личное страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного банка РСФСР. К началу 1918 г. в Республике Советов насчитывалось до 1500 земских страховых агентств, которые были включены в структуры советско-народного страхования.

Гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной жизни. Они ускорили национализацию страхового дела.

28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет "Об организации страхового дела в Российской Республике". Согласно этому декрету страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием Республики.

Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Однако этим декретом не была создана государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10 ООО руб., аннулировались без каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервов взносов.

"Реорганизацию" по декрету от 28 ноября 1918 г. с большой натяжкой можно считать национализацией страхового дела, фактически это был его разгром. До середины 1919 г. проходила кампания по ликвидации акционерных и других страховых обществ и организаций, определению и инвентаризации их активов и пассивов, затем последовали дальнейшие реорганизации. Долгосрочное страхование жизни было передано в ведение Народного банка РСФСР, а имущественное страхование -- Наркомата земледелия. В условиях гражданской войны, разрухи и почти полного обесценения денежных знаков страхование, предусматривающее выплаты страхового возмещения и страховых сумм в денежной форме, теряло свое значение. Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было отменено имущественное страхование[12с290].

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что в течение первых трех лет после Октября 1917 г. государство фактически пыталось использовать сохранившуюся систему дореволюционного частного и земского страхования не столько в целях страховой защиты интересов страхователей, сколько в качестве важного источника финансовых ресурсов на пополнение государственного бюджета разоренной войной страны. Формальное провозглашение государственной страховой монополии преследовало по существу ту же цель, хотя и не дало ожидаемых результатов. Фактически страховая монополия не была проведена в жизнь, да и не могла быть проведена, поскольку для этого как минимум необходима деятельность государственной специализированной страховой организации, что декрет от 28 ноября 1918 г. даже не предусматривал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.

Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики.

К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как:

· низкая финансовая устойчивость страховщиков;

· низкий уровень профессионализма и страховой культуры;

· внутрисистемная разобщенность;

Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие:

· экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)

· юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.)

· политические (общеполитическая нестабильность).

В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др.

На данном этапе развития кризиса на российском страховом рынке ожидаются следующие тенденции:

ь существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование;

ь падение капитализации и ухудшение финансового состояния собственников поставщиков страховых и перестраховочных услуг;

ь обострение противоречий между потребителями и поставщиками страховых услуг вследствие резкого усиления присущей современному страхованию тенденции к игнорированию интересов страхователей;

ь снижение надежности страховщиков;

ь дальнейший рост недоверия в отношениях между страхователями и страховщиками, перестрахователями и перестраховщиками.

ь В целом, перспективы развития страхового рынка сводятся к следующим направлениям:

ь развитие страховых операций в регионах;

ь принятие ряда законодательных актов об обязательном страховании, опасных производств, а также ряда других нормативных актов;

ь отказ от зарплатных схем, рассчитанных только на оптимизацию налогообложения; принятие антидемпингового законодательства в части регулирования тарифных ставок;

ь разработка определенных стандартов качества, рост сотрудничества страховщиков с банками.

Реализация стратегии позволит создать предпосылки для повышения прозрачности законодательства Российской Федерации о страховании, формирование конкурентной среды, повышение уровня финансовой грамотности участников страхового рынка, постепенного перехода к осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела на качественно новой основе.

Что касается финансовой устойчивости страховых компаний, то в с 1999 г. продолжается положительная тенденция, характеризующаяся увеличением страховых премий и резервных фондов. Если такое положение сохранится в будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате страхователи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ ч. II.

2. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. № 4015 - 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011)

4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (принят ГД ФС РФ 13.02.1998)

5. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. - М.: "Волтерс Клувер", 2007.

6. Александров А.А. Страхование. -- М.: Издательство "ПРИОР", 1999.

7. Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс: Учебник/Под ред. Е.В. Коломина. - М.: Финансы и статистика, 2006.

8. Бирючев О.И. Страхование: Пути развития. «Финансы», №12, 2000.

9. Власова М.В. Защита прав страхователя. Заключаем договор со страховщиком - М.: Эксмо, 2006. - 256 с. - (Защити свои права).

10. Галаганов В.П. Страховое дело. - М.: "Академия", 2006.

11. Гвозденко А.А. Основы страхования. Учебник. -- М.: Финансы и статистика/ 1999.

12. Гомеля В.Б. Основы страхового дела: Учебное пособие М., 1998

13. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Ефимов С.Л Экономика и страхование. Энциклопедический словарь. -- Церих -- ПЭЛ/ 1995.

15. Коломин Е.В. Раздумья о страховании.- М.: Издательский дом «Страховое Ревю», 2006

16. Краткий курс истории страхования Журавин С.Г.- М.: Анкил, 2005

17. Липсис И.В. Экономика без тайн. -М.: «Дело ЛТД», 1993

18. Сахирова Н.П. Страхование. - М.: "Проспект", 2006.

19. Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. Страховое дело: Учебное пособие. -М:ИНФРА-М, 2004

20. Сокол П.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (постатейный). - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

21. Соловьев А.А. Страховое дело: Конспект лекций.- М.: "ПРИОР", 2006.

22. Страхование: учебник/ под ред. Г.А. Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006.

23. Страхование / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф.: «ИНФРА-М», 2006.

24. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Под редакцией профессора А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005

25. Шахов В.В. Введение в страхование: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1999

26. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997

27. Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности : справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Анкил, 2006.

28. Юргенс И. О проблеме регулирования страхования в РФ. «Страховое дело», №9, 2000.

29. http://medinsurer.ru/ «Институциональное развитие страхового рынка России»

30. http://www.consultant.ru/ поисковая система «Консультант плюс»