Глава 3. Особенности развития кредитования аграрного сектора экономики России.
В качестве главного незаменимого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в Российской Федерации насчитывалось 167,6 млн га сельскохозяйственных угодий (около 80 % из них принадлежит сельскохозяйственным организациям). За период 1990–2006 годов площадь пашни сократилась на 29,6 млн га, причем в восьми регионах Российской Федерации больше чем на 1 млн га. Серьезные опасения вызывает деградация сельскохозяйственных земель. За последние 15 лет объемы вносимых минеральных удобрений значительно сократились. Так, на 1 га посевной площади в 1990 году вносилось 88,0 кг действующего вещества, в 2005 году - всего 25,0 кг. В последнее время наблюдается тенденция увеличения внесения минеральных удобрений. В 2008 году в среднем было внесено 36,0 кг действующего вещества в расчете на 1 га. Наибольший прирост внесения минеральных удобрений отмечался в Центральном и Южном федеральных округах. Объемы внесения органических удобрений год от года также сокращались: с 3,5 т на 1 га в 1990 году до 1 т в 2008 году.
Темпы роста сельхозпродукции:
В 2004–2007 годах средний темп прироста производства продукции сельского хозяйства составлял около 3 %. В 2008 году данный показатель увеличился до 10,8 % и объем валовой продукции сельского хозяйства в текущих ценах составил 2,6 трлн руб. Такой рост был обусловлен увеличением производства продукции животноводства, а также высоким урожаем зерна. Наиболее динамично развивались фермерские хозяйства. Однако их доля в производстве невелика (около 9 %), поэтому они слабо влияют на развитие отрасли в целом. Хозяйства населения производят около 42 % сельскохозяйственной продукции. В последние годы прироста производства в них практически не наблюдалось. Главными поставщиками товарной продукции остаются сельскохозяйственные организации, которые в 2008 году значительно повысили темпы своего развития: с 4,8 % в 2004 году до16% в 2008 году. В общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2008 году на долю растениеводства приходилось 56 %, животноводства — 44 %. Собранный в прошлом году урожай зерновых был наибольшим за последние десять лет и составил 108,2 млн. т. Он полностью обеспечил внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне и позволил направить на экспорт около 20 млн. т зерна. Валовой сбор зерновых в целом увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8 %, в том числе пшеницы - на 29 %, ячменя - почти на 49 %, кукурузы на зерно - на 76 %.
Перевыполнен показатель Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» (далее госпрограмма) по производству скота и птицы в живом весе. Этот рост в основном был обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства мяса птицы.
Производство мяса крупного рогатого скота увеличилось всего на 2 %, овец и коз - на 3 %. В 2008 году удалось достичь некоторой стабилизации производства молока - было надоено 32 млн. т - за счет увеличения продуктивности коров до 4,2 тыс. кг.
Инвестиции:
В 2000 году удельный вес сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений по народному хозяйству составлял 20 %. В ходе реформирования аграрного сектора положение в корне изменилось. Произошло разрушение его материально-технической базы. Так, в 1992 - 2008 годах парк тракторов, культиваторов, плугов, сеялок, зерноуборочных комбайнов сократился в 3–4 раза. Также увеличился размер пашни, приходящейся на 1 трактор, комбайн. Состояние основных фондов зависит от размера инвестиций, направляемых на их обновление. В связи с принятием национального проекта «Развитие АПК», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы появилась положительная тенденция по увеличению инвестиций в аграрный сектор. Так, анализ динамики основных средств в сельскохозяйственных организациях показывает, что прирост вложений по таким направлениям, как машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот осуществлялся высокими темпами, опережающими уровень инфляции. Удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в инвестициях в основной капитал по всем видам экономической деятельности в 2007 году составил 5 %. Физический объем инвестиций по сравнению с 2006 годом (в сопоставимых ценах) вырос на 31 % (опередив средний показатель по экономике на 10 пунктов) и достиг 338 млрд. руб.
Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства составили 212 млрд руб. В 2008 году из-за финансово-экономического кризиса ситуация изменилась. Рост инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности составил в сопоставимых ценах 109 %, в сельском хозяйстве произошло сокращение данного показателя на 2,5 %.
В общем объеме инвестиций доля сельского хозяйства сократилась до 2,5 %, составив в фактически действующих ценах 224 млрд. руб. Важнейшим источником вложений в основной капитал сельского хозяйства остаются собственные средства предприятий и организаций. В 2000 году их доля составляла 74 % от всех капиталовложений. В целом
по экономике этот показатель равнялся 47,5 %.
В сельском хозяйстве в связи с развитием финансово-кредитной политики и проводимой государством политикой субсидирования части процентной ставки по привлекаемым кредитам в структуре инвестиций значительно повысилась доля заемных и прочих привлеченных средств. К 2008 году удельный вес собственных средств в инвестициях в основной капитал сельского хозяйства практически сравнялся со средним показателем по экономике и составил 40 %.
Рентабельность:
Возможности расширения инвестиций за счет собственных и привлеченных средств зависит от финансового состояния отрасли. До осени 2008 года в экономике страны отмечалось оживление. Наблюдался рост промышленного производства, увеличивались инвестиции и реально располагаемые доходы населения, рос валовой внутренний продукт. В сельском хозяйстве тоже наметились положительные сдвиги: улучшилось финансово-экономическое положение сельскохозяйственных организаций, росли собственные и приравненные к ним средства, увеличивалось количество прибыльных хозяйств. Так, в 2002 году прибыльных предприятий было меньше половины, в 2008 году их доля поднялась до 82 % от общего количества. Это было обусловлено, с одной стороны, повышением рентабельности сельскохозяйственного производства, а с другой стороны тем, что многие убыточные организации обанкротились и просто перестали существовать. По оценкам Минсельхоза России, в 2008 году выручка от реализации продукции сельхозпредприятий достигла 887,8 млрд. руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 768 млрд. руб., прибыль увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 11 % и приблизилась к 117 млрд. руб. В 2008 году в 1,8 раза вырос размер бюджетных субсидий и составил 100 млрд. руб. Более половины субсидий из бюджетов, относимых на финансовый результат, получили сельхозпроизводители Приволжского и Центрального федеральных округов Несмотря на улучшение финансово-экономических показателей в отрасли полученный размер прибыли недостаточен для ведения расширенного воспроизводства, к тому же пятая часть организаций убыточны. Согласно сельскохозяйственной переписи 2006 года около 30 % крупных и средних предприятий, 37 % малых, 48 % крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 14 % личных подсобных хозяйств были не в состоянии осуществлять свою деятельность.
Программа финансового оздоровления:
В ходе реализации Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по состоянию на 1 октября 2008 года число организаций, участвующих в Программе финансового оздоровления, достигло 12,9 тыс., причем значительная часть их сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах (34,8 % и 22,6 % соответственно). Меньше всего предприятий, принимающих участие в программе, в Дальневосточном (около 3 %), Северо-Западном и Уральском (по 5 %) федеральных округах. Сумма списанной задолжен-ности по пеням и штрафам по налогам и сборам составила 30 млрд. руб. В то же время более 5 тыс. организаций, вошедших в программу, утратили право на реструктуризацию долгов. Больше всего таких предприятий сосредоточено в Приволжском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Это связано с невозможностью выполнить все условия соглашения из-за неустойчивого финансового положения.
Кризис:
С осени 2008 года под влиянием мирового финансового спада начали наблюдаться кризисные явления и в реальных секторах российской экономики. Так, в 2008 году рост промышленного производства замедлился и составил 102,1 % (аналогичный показатель 2007 г. - 106,3 %). Ухудшение условий кредитования и, как следствие, падение спроса негативно сказались на темпах роста прежде всего обрабатывающих производств. Рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 % по сравнению с предыдущим годом, что практически в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. В 2008 году реальные располагаемые доходы населения увеличились всего на 2,7 %, что намного ниже темпов предыдущего года (12,1 %). Это было во многом обусловлено высоким уровнем инфляции.
По сравнению с промышленностью более высокими показателями характеризовалось сельскохозяйственное производство. За 2008 год производство сельхозпродукции выросло на 10,8 %. Но несмотря на высокие темпы роста производства экономическое положение отрасли практически не улучшилось: понизился уровень рентабельности, сократился объем инвестиций в основной капитал. На реализацию мероприятий Госпрограммы из федерального бюджета в 2008 году было направлено 138 млрд. руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу «Достижение финансовой устойчивости хозяйств» является повышение доступности кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2008 году, по данным Министерства сельского хозяйства России, привлечение кредитных ресурсов в целом увеличилось на 38 % по сравнению с предыдущим годом и составило 420,9 млрд. руб., из которых 53 % - краткосрочные кредиты, 35 % - инвестиционные, 12 % - кредиты, полученные на развитие малых форм хозяйствования данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Объем кредитных средств и выделенных субсидий из федерального бюджета, млрд. руб. (по данным Минсельхоза России)
| 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Объем кредитов | Сумма субсидий | Объем кредитов | Сумма субсидий | Объем кредитов | Сумма субсидий | Объем кредитов | Сумма субсидий | |
Всего по кредитам | 114,5 | 6,6 | 277,7 | 1,8 | 304,4 | 5,2 | 420,9 | 4,0 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
краткосрочные | 89,0 | 4,4 | 96,2 | 4,2 | 146,9 | 7,2 | 224,2 | 7,1 |
инвестиционные | 25,2 | 2,1 | 104,6 | 5,4 | 110,5 | 4,6 | 148,5 | 1,7 |
на развитие малых форм | 0,3 | 0,1 | 41,0 | 2,2 | 47,0 | 3,4 | 48,2 | 5,2 |
Объемы субсидий, выделенных на компенсацию части процентной ставки за счет федерального бюджета, ежегодно увеличиваются.
Так, в 2008 году сумма средств, выплаченных по этому направлению, увеличилась в пять раз по сравнению с 2005 годом и составила 34 млрд. руб. На эти цели также выделяются компенсации и за счет средств региональных бюджетов.
В 2008 году доля субсидий из бюджетов субъектов Федерации к общему объему выплаченных субсидий равнялась: по краткосрочному кредитованию - 25 %, по инвестиционным кредитам - 34 % и по кредитованию малых форм хозяйствования - 6,5 %.
Больше всего кредитных ресурсов привлечено сельскохозяйственными товаропроизводителями Центрального и Приволжского федеральных округов (около 60 %).
Антикризисные меры:
Для выполнения показателей Госпрограммы, а также в рамках антикризисного плана Правительства РФ из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса в 2009 году было выделено 183 млрд. руб., что на 30 % больше, чем в предыдущем году. Непосредственно в рамках антикризисного плана в АПК дополнительно направлено 87 млрд. руб., в том числе :
- на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» - 45 млрд. руб.,
- на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» - 25 млрд. руб. ,
- на субсидии на уплату процентов по кредитам - 17 млрд. руб.
То есть значительная часть финансовых ресурсов, направляемых в аграрный сектор, приходится на стимулирование кредитования производителей. В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления Правительства РФ о пролонгации краткосрочных кредитов еще на шесть месяцев с субсидированием процентной ставки и инвестиционных кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены сроки лизинга оборудования до 15 лет и на 12 месяцев продлены сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80 % от ставки рефинансирования. По животноводству этот показатель установлен в размере 100 %).
Ценовые соотношения в АПК:
В оптимизации пропорций воспроизводства в аграрной сфере значительную роль играют ценовые отношения. Проведенный анализ показал, что обмен продукцией между сельским хозяйством и другими отраслями АПК характеризуется неустойчивостью. Это подтверждают отношения индексов цен в 2002–2008 годах. В 2002–2003 годах рост цен на промышленные средства производства и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, превышал рост цен на продукцию сельского хозяйства. В 2004 году сложилась противоположная ситуация. В 2005–2006 годах ценовые соотношения для аграрного сектора опять стали ухудшаться. Резкий скачок цен на сельскохозяйственную продукцию в III–IV кварталах 2007 года несколько изменил ситуацию - индекс цен на продукцию сельского хозяйства был выше индекса цен на промышленные товары и услуги на 6 %. В 2008 году эта тенденция сохранилась: темпы роста цен производителей сельскохозяйственной продукции превысили их изменение на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельхозпроизводителями, на 1,8 %.
В целом за период 2001–2008 годов ценовые соотношения показали, что индексы цен на продукцию сельского хозяйства за исследуемый период увеличились в 2,4 раза, а индексы цен на промышленные товары, приобретаемые сельским хозяйством, выросли почти в 3 раза, причем на электроэнергию, топливо и строительные материалы - более чем в 4 раза, минеральные удобрения - в 3,8 раза, ГСМ - в 3,1 раза.
Неэквивалентность обмена зарождается во взаимоотношениях сельского хозяйства и перерабатывающей (пищевой) промышленности, которая устанавливает тот ценовой уровень, по которому сельхозпроизводителям приходится реализовывать свою продукцию для последующей переработки, а проявляется между первой и второй сферами АПК, когда в силу низких доходов сельхозтоваропроизводители не могут приобрести необходимые им средства производства. При этом на уровень цен, формирующихся в пищевой промышленности, в свою очередь оказывает влияние торговля, присваивая себе значительную часть прибыли. Поэтому при совершенствовании межотраслевых ценовых диспропорций следует учитывать не только диспаритет цен между I и II сферами АПК, тем более что среди отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, наблюдается значительная дифференциация. Например, сельскохозяйственное машиностроение находится в еще более бедственном положении, чем аграрное производство. Целесообразно совершенствовать межотраслевые ценовые соотношения в цепочке: сельскохозяйственный товаропроизводитель — пищевая промышленность — транспортировка — ретейлеры. В связи с этим необходимо как можно быстрее принять закон «О торговле».
Социальное развитие:
Одной из злободневных проблем аграрной сферы остается социальное развитие. На селе сохраняется тревожная демографическая ситуация. Снижается численность людей трудоспособного возраста, особенно молодежи. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий. Низкий, социально-несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимое стимулирование и тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает главным фактором непрестижности сельскохозяйственного труда. В 2008 году в целом по экономике среднемесячная номинальная зарплата одного работника составляла 17 226 руб., в сельском хозяйстве данный показатель был почти в два раза меньше (8 034 руб.). И это при том, что уровень заработной платы в отрасли по сравнению с 2007 годом повысился на 39 %.
Заработная плата работников сельского хозяйства имеет большую региональную дифференциацию. Наименьший ее уровень сложился в Северо-Кавказских республиках и республиках Сибирского федерального округа.
В 2008 году уровень заработной платы в сельском хозяйстве составил почти 47 % от среднего уровня по экономике. В целях улучшения трудового и кадрового потенциала отрасли, на наш взгляд, этот показатель целесообразно довести хотя бы до 70–80 % уровня в экономике, как было в дореформенное время, так как расширенное воспроизводство трудовых ресурсов при существующей оплате труда практически невозможна.
В целях повышения эффективности производства в аграрном секторе экономики необходимо усилить роль инноваций в инвестиционном процессе. Несмотря на многочисленные решения, постановления и программы научно-технического развития, значительного улучшения пока нет, а начавшийся финансово-экономический кризис еще больше обострил проблему выхода нашей экономики из «инновационной ямы». В нашей стране еще не создана целостная национальная инновационная система. В Госпрограмме до 2012 года намечен ряд мероприятий, направленных на стимулирование инноваций: развитие элитного семеноводства и племенного животноводства, техническая и технологическая модернизация отрасли, создание системы государственного информационного обеспечения и развитие сети консультационных центров. Но в Госпрограмме нет конкретных показателей по расширению инновации, стимулирование этого процесса осуществляется косвенными методами. Еще одним сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным Росстата, в 2008 году объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства увеличился на 27 % по сравнению с 2007 годом и составил 35,2 млрд. долл. США. В связи с этим необходимо скорейшее принятие «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», на основе которой можно было бы регулировать рынок по объемам закупок и реализации сырья, качеству продукции, а также разрабатывать федеральные и региональные проекты защиты внутреннего рынка и развития собственной внешнеторговой деятельности. Целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенос акцента с экспорта сельскохозяйственного сырья на поставки продовольственных товаров. России необходимо расширять участие в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.
Таким образом, проблема повышения эффективности воспроизводства в аграрном секторе экономики в условиях кризиса со стороны государства должна решаться в сфере совершенствования системы экономического регулирования отрасли, корректировки проводимой экономической политики, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей — на базе рационального использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций в производство.
Заключение
В данной работе я рассмотрела сущность и проблемы, которые присущи кредиту в современных условиях, и изменения его функциональной динамики. В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков.
Как известно, в 90-х годах в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации". В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию,эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования современной экономики. Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой.
Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран. Опасность полномасштабного коллапса финансового сектора России сегодня уже проигнорирована. К сожалению, сейчас, когда нет основы финансовой стабилизации, для выхода из депрессии правительство не может себе позволить воспользоваться теми стандартными макроэкономическими рычагами, результаты которых сводятся главным образом к увеличению предложения денег. Еще в меньшей степени способны помочь настойчивые призывы к банкирам уделить наконец внимание нуждам отечественной экономики. Поэтому надежды на возрождение кредитного рынка связываются нами прежде всего с мерами, призванными снизить “фоновый” риск на микроуровне - законодательными и институциональными изменениями среды функционирования как реального, так и финансового секторов экономики. Среди этих мер - принятие новых законов о банкротстве производственных предприятий и финансовых учреждений, страховании депозитов, ответственности руководителей кредитных учреждений; предоставление надежных государственных гарантий инвесторам (как иностранным, так и отечественным), финансирующим наиболее значимые с народнохозяйственной точки зрения проекты. В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Список использованной литературы:
1.Банковское дело: Учебник./под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2006. – 576с.
2.Деньги, кредит, банки: Учебник./ под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464с.
3.Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. – 304с.
4.Основы банковского дела в Российской Федерации: Учебное пособие./под ред. О.Г. Семенюты – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 448с.
5.Современные банковские системы: Учебное пособие./ под ред. Л.П. Куракова – М.: «Гелиос АРВ», 2006. – 262с.
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 512с.
7.Финансы, деньги, кредит: Учебник./под ред. О.В, Соколовой – М.: Юристъ, 2003. – 784с.
8. Финансы и кредит: Учебное пособие/ под ред. А.П. Ковалевой – Ростов н/Д: Феникс,2008. – 416с.
9. ФЗ «О рынке ценных бумаг»
10.Совместное заявление Банка России и Правительства РФ «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации».
11.И. Т. Балабанова Банки и банковская деятельность. Санкт – Петербург. Питер, 2003, 345с.
12.Банки и банковские операции / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. Москва. Банки и биржи, 2004, 399 с.
13.Банковское дело / Под ред. проф. В.И.Колесникова, проф. Л.Л. Кроливецкой. Москва. Финансы и статистика, 2003. 312 с.
14.Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой Москва. Финансы и статистика, 2004, 458 с.
15.Б. Н. Белоглазова, Г. В. Толоконцева Денежное обращение и банки. Москва. Финансы и статистика, 2003, 355с.
16.А. Б. Борисов Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Москва. Книжный мир, 2004, 1196с.
17.Е. Ф. Жуков Банки и банковские операции. Санкт – Петербург. Питер, 2004, 234с.
18.А.Н. Трошин, В.И. Фомкина Финансы, денежное обращение и кредит. Москва. Инфра – М, 2000, 358 с.
19.О. Г. Семенюта Деньги, кредит, банки в РФ. Москва. Банки и биржи, 2003, 188с.
20.В. Е. Черкасов Банковские операции: финансовый анализ. Москва. Консалтбанкир, 2004, 288с.
21.О.М. Солнцев Источники роста кредитных ресурсов. Журнал «Эксперт». Выпуск 38. 2002. с. 41 – 45.
22.Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
23.Гражданский кодекс Российской Федерации.
24.Федеральный закон от 09.07.2002 . № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
25.Сайт ОАО «Росбанк» Web: http: //www. rosbank.ru.
- Курсовая работа
- Выполнила:
- Проверила:
- Глава1.Кредит:его сущность и функции.......................................................4
- Глава2.Направления и степень влияния кредита на экономику.................8
- Глава3.Особенности развития кредитования аграрного сектора экономики России.........................................................................................19
- Глава1. Кредит: его сущность и функции.
- 1.1. Необходимость кредита в рыночной экономике.
- Глава 2. Направление и степень влияния кредита на экономику.
- 2.1.Систематизация взглядов на роль кредита в экономике.
- 2.2.Роль кредита в содействии непрерывности воспроизводственного процесса.
- 2.3.Формы кредитных отношений.
- 2.4. Роль кредита в повышении жизненного уровня населения.
- 2.5.Роль кредита в международных связях.
- 2.6.Роли кредитных отношений на уровне хозяйствующих субъектов.
- Глава 3. Особенности развития кредитования аграрного сектора экономики России.