logo search
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВК И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Объем операций на валютном, кредитном и финансовом рынках россии

(в среднем за день в млн долл.)

Рынки

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998**

Валютный рынок*

28-30

75—78

198—248

332—382

190—240

900—1000

900—1000***

Рынок госуда­рственных ценных бумаг

24

196

472

863

424

Рынок меж­банковских кредитов

1

32

50

99

...

...

Рынок корпо­ративных цен­ных бумаг

2

15

71

49

Общий объем

28— 30

76— 79

254— 304

580— 630

776— 826

1834— 1934

1373—1473

Доля валют­ного рынка, %

100

99

80

59

27

50

67

* Без рынка наличной валюты.

** Экспертные оценки.

*** До августа 1998 г. Источник: 1992—1996 гг. — ММВБ: валютный рынок России в фак­тах и цифрах (1992—1996). — М., 1997. Приведено по: «Деньги и кре­дит», № 2, 1998, с. 56; 1997—1998 гг. — данные ММВБ.

 

Замедление инфляции в 1996—1997 гг. в результате жесткой кредитно-денежной политики и введение валютного коридора по­высили привлекательность рублевых инструментов, в первую оче­редь государственных ценных бумаг. Оборотной стороной этого было постепенное уменьшение роли иностранной валюты в каче­стве инвестиционного актива. В итоге операции с рублевыми инструментами заняли на российском финансовом рынке преоб­ладающее место. Функции валютного рынка стали ограничиваться обслуживанием реальной внешнеэкономической деятельности.

В 1997 г. в связи с массированным притоком в Россию ино­странного капитала, привлеченного главным образом сверхвысо­кой доходностью государственных ценных бумаг, объем валют­ного рынка стремительно вырос. Согласно данным таблицы 10.3, ежедневные его обороты увеличились, по сравнению с предыду­щим годом, более чем в 4 раза. В 1998 г. в условиях финансового кризиса валютный рынок обслуживал приток иностранного капи­тала, и его отток из страны. Его доля в общем объеме операций всех сегментов рынка ссудных капиталов России возросла против 1996 г. приблизительно в 2,5 раза.

Непомерное разбухание рынка ГКО-ОФЗ, обусловленное со­хранением крупного дефицита федерального бюджета, привело к превращению этого рынка в хрупкую финансовую пирамиду. Дело закономерно завершилось обрушением этой пирамиды, воз­никновением практически ситуации дефолта. Это нашло свое вы­ражение в принятии Правительством в августе 1998 г. решения о принудительном обмене эмитированных им финансовых обяза­тельств со сроком погашения до конца 1999 г. на новые ценные бумаги со сроком погашения три — пять лет. Крушение рынка государственных обязательств, а также резкое снижение уровня капитализации фондовых ценностей вернули структуру финансо­вого рынка России на несколько лет назад. Валютный рынок на какое-то время снова оказался единственным эффективно дейст­вующим сегментом этого рынка.

Постоянные операции с государственными ценными бумага­ми — характерная особенность современных мировых финансо­вых рынков; они используются центральными банками в качестве инструмента регулирования денежного предложения. Поэтому этот рынок должен восстановиться и в России. Что касается валютного рынка, то и его роль будет оставаться весьма сущест­венной. Этот рынок прошел пору младенчества и с точки зрения его насыщенности средствами телекоммуникации и обработки информации, квалификации участников, объема и видов валютных сделок, взаимосвязи с денежным рынком приобрел достаточно цивилизованные формы. Более того, присоединение России к Ста­тье VIII устава МВФ и соответственно принятие ею обязательств по расширению конвертируемости рубля для нерезидентов открывает перспективу не только роста объема операций на валют­ном рынке, но и более тесной его интеграции в структуру мирово­го валютного рынка.

10.3. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИ

В СССР платежный баланс страны был секретным документом и никогда не публиковался. В составлении его участвовали Мини­стерство финансов и Внешэкономбанк. С 1992 г. платежный ба­ланс России составляется в соответствии с пятым изданием (1993 г.) Руководства МВФ по составлению платежного баланса. Ответственность за составление платежного баланса лежит на Центральном банке РФ, который на основе представленной ему отчетности составляет финансовые счета, и Госкомстате РФ, кото­рый несет ответственность за обобщение данных по текущим операциям платежного баланса.

В соответствии с требованиями Руководства платежный баланс составляется по методу начислений, т.е. операции отражаются в момент передачи прав собственности на товары, активы и завер­шения оказанных услуг. Этот метод отличается от метода учета на кассовой основе, в соответствии с которым операция отражается на момент ее оплаты. Однако составить балансы по такому мето­ду сложно, и они редко встречаются на практике. Платежный баланс РФ формируется на поквартальной основе, составляются и публикуются сводные балансы за первое полугодие и за год (табл. 10.4).

Руководство по платежному балансу ориентирует на увязку его основных показателей с показателями системы национальных сче­тов, которая является основой для анализа макроэкономических процессов и включает показатели ВВП, сбережений, инвестиций, потребления. Измененное Руководство учитывает распростране­ние в международной практике новых финансовых инструментов, расширение масштабов реструктуризации долга развивающихся стран. Последнее обстоятельство особенно важно для составления платежного баланса России.

Таблица 10.4