Билет 11 вопрос №1 Спрос как экономическая категория. Факторы, определяющие спрос
СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный. Закон спроса имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика спроса.
ГРАФИК СПРОСА – график, показывающий зависимость величины спроса от цены. Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса. Эту зависимость можно выразить графически, в виде кривой спроса (линии спроса) на графике спроса. Обратите внимание на то, что хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике спроса, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q).
КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений. Кривая спроса может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов спроса.
ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:
Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.
К другим неценовым факторам спроса относят:
Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.
- Билет 1 вопрос №1 Предмет и метод экономической теории
- Билет 1 вопрос № 2. Основные макроэкономические показатели.
- Билет 2 вопрос №1 Производительные силы и производственные отношения.
- Билет 2 вопрос № 2 Макроэкономическое равновесие
- Билет 4 вопрос №1 Экономические системы: понятие, основные типы, объективные основы развития.
- Билет 4 вопрос №2 Парадокс бережливости. Теория мультипликатора-акселератора
- Билет 5 вопрос № 1 Отношения собственности и их роль в жизни общества. Субъекты и объекты собственности
- Билет 5 вопрос №2 Государственные расходы и налоги
- Билет 6 вопрос№ 1. Разгосударствление и приватизация государственной собственности
- Билет 6 вопрос №2 Налоговая система, ее элементы. Виды налогов
- Билет 7 вопрос № 1 Основные структурные элементы рынка и рыночной экономики.
- Билет 8 вопрос № 2 Госбюджет и государственный долг
- Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг
- Билет 10 вопрос №1 Денежное обращение и его законы
- Билет 10 вопрос №2 Основные цели и задачи Центрального банка
- Билет 11 вопрос №1 Спрос как экономическая категория. Факторы, определяющие спрос
- Билет 11 вопрос №2 Виды и инструменты кредитно-денежной политики
- Билет 12 вопрос №1 Предложение и факторы на него влияющие. Функция предложения
- Билет 12 вопрос №2 Факторы экономического роста
- Билет 13 вопрос №1 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.
- Билет 13 вопрос №2 Теории экономического цикла. Виды циклов
- Билет 14 вопрос №1 .Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Экономическая рента
- Билет 14 вопрос №2 Полная занятость и безработица. Виды безработицы.
- Билет №15 вопрос №1 Рынок капитала. Заемные средства и ссудный процент
- Билет 15 вопрос №2 Методы борьбы с безработицей. Закон Оукена
- Билет 16 вопрос №1 Равновесие на рынке земли. Земельная и дифференциальная рента
- 1.1. Предложение земли
- 1.2. Спрос на землю
- Абсолютная (чистая) рента
- Дифференциальная рента
- Билет 16 вопрос №2 Инфляция в современной рыночной экономике и ее последствия
- Инфляция вызывает множество последствий, как в экономике, так и в социальной сфере.
- Билет 17 вопрос №1 Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
- Билет 17 вопрос №2 Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса
- Билет 18 вопрос №1 Неконкурентные виды рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция
- Билет 18 вопрос №2 Антиинфляционная политика. Сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской антиинфляционной политики.