6.4. Союзы и ассоциации страховщиков
Статьей 14 Закона о страховом деле определено, что субъекты страхового дела, в целях координации деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.
Поскольку указанные формы объединения страховщиков - некоммерческие организации, то законодатель не требует лицензирования деятельности союзов или ассоциаций страховщиков.
Порядок образования и деятельности объединений субъектов страхового дела в форме союзов или ассоциаций определен нормами гражданского законодательства, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, а именно ст. 50 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" *(95). Кроме того, следует отметить, что порядок создания объединений субъектов страхового дела носит разрешительный характер, так как в соответствии с Приказом МАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков в обязательном порядке должны получить согласие Федеральной антимонопольной службы РФ для государственной регистрации объединений страховщиков в Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Процедура получения данного согласия установлена Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденного названным выше Приказом МАП РФ.
В частности, учредители объединения страховщиков для получения согласия на регистрацию обязаны представить в Федеральную антимонопольную службу РФ или его территориальное управление следующие документы:
- ходатайство о даче согласия на регистрацию объединения страховщиков;
- копии учредительного договора и протокола учредительного собрания;
- копия устава объединения;
- копии лицензий участников объединения на осуществление страховой деятельности;
- сведения о страховых суммах, страховых взносах (страховых премиях) и страховых выплатах за прошедший финансовый год каждого участника объединения по отдельным видам страхования.
"После получения согласия Федеральной антимонопольной службы РФ на регистрацию объединения страховщиков, необходимо также направить определенный перечень документов в ФССН для внесения в реестр объединений субъектов страхового дела. Ранее данный перечень документов был определен Приказом Минфина РФ от 28 января 2003 г. N 9н "О порядке внесения объединений страховщиков в единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков", который с 30.01.2006 г. не действует и отменен Приказом Минфина от 30.01.2006 г. N 13н. Но, так как требование о внесении сведений об объединении субъектов страхового дела в реестр страховщиков прямо предусмотрено п. 2 ст. 14 Закона о страховом деле, то помимо представления копий свидетельств о государственной регистрации объединений страховщиков и их учредительных документов, на наш взгляд, следует также представлять заявление о внесении в единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, как это было предусмотрено ранее Приказом Минфина от 28.01.2003 г. N 9н.
В настоящее время в Российской Федерации создано и действует порядка 73 объединений субъектов страхового дела, которые внесены в Государственный реестр страховщиков"
Предпосылками, побуждающими субъектов страхового дела к объединению, являются объективные и субъективные причины. В общих чертах их достаточно обоснованно в свое время указывал К.Г. Воблый, полагая, что таковыми могут быть следующие причины:
- обострение конкуренции;
- понижение прибыли;
- рост капиталов, вкладываемых в страховые предприятия;
- возникновение и расширение государственного контроля;
- законодательное регулирование страхования;
- необходимость усовершенствования технической базы и т.д. *(96)
Существует еще одна причина - необходимость объединения страховщиков по виду страхуемых объектов.
По законам рыночной экономики конкуренция является одним из существенных факторов, побуждающих субъектов предпринимательской деятельности к экономическому развитию. Соответственно, в данных условиях объективно находятся и субъекты страхового дела. Это обстоятельство, в свою очередь, влечет за собой необходимость добросовестной конкуренции, обмена профессиональным опытом и прочих форм экономического и профессионального взаимодействия. Причем интеграции как внутрироссийской - региональной, так и международной страховой деятельности.
Что касается интеграции - объединения страховщиков внутри государства, в настоящее время существующие в России объединения страховщиков в большей степени интегрированы по региональному признаку. Подтверждением тому является то, что из 73 объединений страховщиков, внесенных в реестр страховщиков, большую часть составляют региональные объединения, например следующие:
- Ассоциация страховщиков Вологодской области;
- Тульская ассоциация медицинских страховых организаций (ТАМСО);
- Ассоциация страховщиков Тверской области;
- Ассоциация страховщиков Башкортостана;
- Симбирская ассоциация медицинских страховых организаций;
- Ассоциация страховщиков Вологодской области;
- Вятская ассоциация страховщиков;
- Всероссийская ассоциация страховщиков и т.д.
В России активная интеграция страховщиков в союзы и ассоциации началось сравнительно недавно - в конце 90-хгг. прошлого столетия. Обусловлена данная тенденция тем, что коммерческий рынок страховых услуг в современной России является относительно молодым.
Исторически объединение страховщиков по профессиональному признаку возникло в Европе в середине XIX в., и при этом, по утверждению В.К. Райхера, имело следующие цели: изучение вопросов страховой убыточности, выработка типовых условий страхования, представительство в области ликвидации убытков и т.д. Наиболее характерными представителями этого типа объединений являются соответствующие ассоциации морских страховщиков (комитеты, институты и т.п.) в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии, Испании и т.д. *(97) В частности, в 1874 г. был основан Международный союз морского страхования, объединявший страховые компании стран Европы, в который входили также страховые компании России. Принимая во внимание суждения В.К. Райхера, можно сделать вывод, что ранее объединения страховщиков преимущественно интегрировались по профессиональному признаку, основу которого составляли интересы, связанные с обеспечением безопасности караванных путей, мореплавания и т.п.
В 1934 г. был создан Международный союз авиационных страховщиков, объединявший компании, которые страховали в основном воздушные суда, авиационные грузы, экипажи, пассажиров, а также гражданскую ответственность авиаперевозчиков. Целью создания подобного рода ассоциаций послужила необходимость выработать единую международную систему авиационного страхования и установить контакты между страховыми компаниями.
По одному из видов страхования, а именно по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, создание профессионального объединения страховщиков является обязательным, так как данное требование прямо предусмотрено законодателем. В частности, в соответствии с Законом об ОСАГО страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств вправе заниматься только страховщики, являющиеся участниками профессионального объединения страховщиков, в частности Российского союза автостраховщиков (РСА).
РСА является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. Этот союз создан с согласия ФССН, чего не требуется для добровольного объединения страховщиков. РСА является открытым для вступления новых членов, имеющих лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Деятельность РСА развивается в следующих направлениях:
- обеспечение взаимодействия своих членов при осуществлении ими обязательного страхования;
- разработка обязательных для профессионального объединения и его членов правил профессиональной деятельности и контроле за их соблюдением;
- представительство и защита в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов, связанных с осуществлением членами профессионального объединения обязательного страхования;
- осуществление компенсационных выплат потерпевшим в соответствии с учредительными документами профессионального объединения и требованиями Закона об ОСАГО, а также реализация прав требования, предусмотренных ст. 20 этого Закона;
- осуществление иных функций, предусмотренных учредительными документами РСА, в соответствии с его целями и задачами.
Для реализации указанных целей и задач законодатель наделил РСА определенными правами, в соответствии с которыми союз вправе:
- формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством РФ требований о защите информации ограниченного доступа;
- осуществлять защиту в суде интересов членов профессионального объединения, связанных с осуществлением ими профессионального страхования, а также иные права, предусмотренные Законом об ОСАГО.
Принимая во внимание сказанное, правовой режим объединений страховщиков можно охарактеризовать следующими признаками:
- порядок и принцип объединения страховщиков определен законодателем;
- страховщики могут объединяться и совместно решать профессиональные задачи только путем создания юридического лица (союза или ассоциации);
- образование объединений страховщиков носит разрешительно-уведомительный характер;
- объединение страховщиков должно основываться только на некоммерческой основе;
- цель объединения - координация совместных действий для защиты профессиональных интересов страховщиков - участников объединения;
- принципы объединения - профессиональный, территориальный (внутригосударственный и международный), по видам страховых услуг и т.п.;
- в процессе осуществления своей деятельности объединение страховщиков наделяется определенными обязанностями и правами, которые определяются законом и учредительными документами объединения.
- Страхование: теория и практика
- Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Возникновение и основные этапы развития страхования
- Глава 2. Понятие страхования, его задачи и цели
- Глава 3. Соотношение экономической и юридической сущности страхования
- Глава 4. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности
- Глава 5. Особенности создания, лицензирования и прекращения деятельности страховой организации
- 5.1. Особенности создания страховой организации и порядок выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности
- 5.2. Государственный надзор за страховой деятельностью
- 5.3. Прекращение деятельности страховой организации
- Глава 6. Формы взаимодействия участников страхования
- 6.1. Общества взаимного страхования
- 6.2. Сострахование
- 6.3. Страховые пулы
- 6.4. Союзы и ассоциации страховщиков
- 6.5. Перестрахование
- 6.6. Виды страхования
- Глава 7. Участники страховых отношений
- 7.1. Страховщик
- 7.2. Страхователь
- 7.3. Выгодоприобретатель
- 7.4. Застрахованное лицо
- Глава 8. Страховые посредники
- 8.1. Страховые агенты
- 8.2. Страховые брокеры
- Глава 9. Основные элементы страхования
- 9.1. Категория интереса в страховании
- 9.2. Страховой риск
- 9.3. Страховой случай
- 9.4. Страховая сумма, неполное и дополнительное страхование
- 9.5. Страховая премия
- 9.6. Страховая выплата, франшиза, абандон Страховая выплата
- Франшиза
- Абандон
- 9.7. Суброгация
- Глава 10. Порядок установления, реализации и прекращения страховых правоотношений
- 10.1. Договор страхования и порядок его оформления
- 10.2. Правила страхования
- 10.3. Существенные условия договора страхования
- 10.4. Права и обязанности участников страховых правоотношений
- 10.5. Действия сторон договора страхования при наступлении страхового случая
- 10.6. Прекращение договора страхования. Основания и порядок
- Список источников
- Примечания