Общественное назначение банка
При оценке роли банка важно принимать во внимание и его общественное назначение. Банк с позиции собственности представляет собой неоднородный институт. Центральный банк чаще всего является собственностью государства. На макроуровне он выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства, всей нации. Выступая при этом как экономический институт центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли. На прибыль работает другой уровень банковской системы — коммерческие банки, чаще всего представляющие собой акционерные, паевые, кооперативные и частные банки. Общественное назначение данного типа банков проявляется в том, что они работают не ради своей собственной прибыли, а прежде всего ради прибыли их клиентов. Не нужно забывать, что банки создавались для удовлетворения, прежде всего, определенного общественного интереса — потребности в платежах и ресурсах, сохранности капиталов.
Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественной необходимостью.
Попытка осуществлять политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, приводила к уходу банков с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда находились инструменты, посредством которых банки лишались лицензий, их деятельность постепенно сворачивалась. Дело не только в историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических субъектов производства, является «гражданином» той страны, в которой он «живет» и развивается. Гражданская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.
На переломных этапах общественного развития, при переходе общественного строя к другому, от одной системы хозяйствования к другой общественное назначение банков проявлялось в более сложной форме, зачастую оказывалось «отодвинутым на второй план». Работа ради собственной прибыли для некоторых банков начинала превалировать над общественными интересами. Прибыль для себя, зачастую любой ценой (в ущерб интересам клиентов), в итоге приводит к нарушению законодательных и экономических норм и как следствие - к ликвидации тех банков, которые провозгласили исключительно коммерческие цели, поставили собственные интересы над интересами клиентов. Подрыв доверия предприятий и населения к таким банкам, так или иначе, увеличивает их убытки, оборачивается потерями, предопределяет переход к политике в интересах клиента как гарантии получения банковской прибыли.
Большое воздействие на данный процесс оказывает сложившийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге.
Чем быстрее в сознании банкиров утверждается идеология деятельности, направленной на удовлетворение потребностей клиентов, тем положительнее становится роль банков в общественном развитии.
Важно при этом не забывать, что банк — не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительностью, не имеет права покрывать деньгами своих вкладчиков убытки несостоятельных заемщиков. Однако из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность как предприятия-заемщика, так и самого банка.
- Часть 3. Банки
- Тема 2. Кредитная и банковская системы
- 2.1. Кредитная система: содержание, структура и элементы
- I. Фундаментальный блок:
- II. Организационный блок:
- III. Регулирующий блок:
- II. По степени развитости:
- III. По географическому признаку.
- 2.3. Признаки банковской системы
- 2.4. Банковская система и ее элементы
- I. Фундаментальный блок (сущность его элементов):
- 1.1. Банк как денежно-кредитный институт.
- 1.2. Структура банка.
- 1.3. Функции банка.
- 1. Функция аккумуляции денежных средств.Особенности аккумуляции средств банками состоят в том, что:
- 1.4. Роль банка.
- Количественная сторона деятельности банка
- Качественная сторона деятельности банка
- Общественное назначение банка
- 1.5. Принципы банковской деятельности.
- II. Организационный блок (сущность его элементов):
- 2.1. Виды банков.
- 2.2. Основы банковской деятельности.
- 2.3. Организационная основа банковской деятельности.
- III. Регулирующий блок(сущность его элементов):
- 2.5. Развитие банковской системы
- 2.6. Особенности развития банковской системы России
- 2.7. Организация банковских систем зарубежных стран
- Организационная структура Федеральной резервной системы сша