19.1. Общая характеристика центральных банков
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
• процедура назначения (выбора) руководства банка;
• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.
Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
- Авторы:
- Содержание
- Введение
- Раздел I. Деньги Глава 1. Необходимость денег, их возникновение и сущность
- 1.1. Предпосылки и значение появления денег
- 1.2. Сущность денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2. Функции, виды денег
- 2.1. Функции денег, состав и особенности
- 2.2. Виды денег
- 2.3. Деньги безналичного оборота
- 2.4. Денежная масса и денежная база
- Денежная масса в рф (трлн руб.)1
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Роль денег в воспроизводственном процессе.
- 3.1. Роль денег в воспроизводственном процессе
- 3.2. Различия в характеристике роли денег
- 3.3. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 4.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии
- 4.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора
- 4.3. Эмиссия наличных денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Денежный оборот. Его содержание и структура.
- 5.1. Понятие «денежный оборот», его содержание и структура
- 5.2. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики
- 5.3. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Безналичный денежный оборот, его организация
- 6.1. Основы организации денежного оборота
- 6.2. Принципы организации безналичных расчетов
- 6.3. Формы безналичных расчетов
- 6.4. Платежный кризис и направления его смягчения
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Налично-денежный оборот, его организация.
- 7.1. Экономическое содержание налично-денежного оборота
- 7.2. Организация налично-денежного оборота
- 7.3. Денежные системы, их формы и развитие
- 7.4. Современный тип денежной системы, ее характеристика
- 7.5. Денежная единица и ее покупательная способность
- 7.6. Направления стабилизации денежной единицы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Инфляция
- 8.1. Сущность, формы проявления и причины инфляции,
- 8.2. Особенности инфляции в России
- 8.2.1. Причины и формы проявления инфляции
- 8.2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям
- Показатели темпов падения ввп по сравнению с предыдущим годом и роста инфляции (%)
- 8.2.3. Основные направления антиинфляционной политики
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел II. Кредит Глава 9. Необходимость и сущность кредита
- 9.1. Необходимость кредита
- 9.2. Введение к сущности кредита
- 9.3. Сущность кредита
- 9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита
- 9.3.2. Структура кредита
- 9.3.3. Стадии движения кредита
- 9.3.4. Основа кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10. Функции и законы кредита
- 10.1. Функции кредита
- 10.2. Законы кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11. Формы и виды кредита
- 11.1. Формы кредита
- 11.2. Виды кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 12. Роль кредита в развитии экономики, его границы
- 12.1. Роль кредита
- 12.2. Изменение роли кредита
- 12.3. Границы кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13. Ссудный процент
- 13.1. Природа ссудного процента
- 13.2. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента
- 13.3. Банковский процент
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14. Взаимодействие кредита и денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 15. Основы международных валютно-кредитных
- 15.1. Валютные отношения и валютная система
- 15.2. Платежный баланс: понятие и основные статьи
- Структура платежного баланса:
- 15.3. Валютный курс как экономическая категория
- Состояние экономики
- Политическая обстановка в стране Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках
- 15.4. Международные расчеты
- 15.5. Международный кредит: сущность и основные формы
- 15.6. Международные финансовые потоки и мировые рынки
- 15.7. Международные финансовые институты
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел III. Банки Глава 16. Понятие и элементы банковской системы
- 16.1. Понятие и признаки банковской системы
- 16.2. Характеристика элементов банковской системы
- 16.3. Развитие банковской системы
- 16.4. Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы
- 16.4.1. Современные представления о сущности банка
- 16.4.2. Методологические основы анализа сущности банка
- 16.4.3. Функции и роль банка
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 17. Возникновение и развитие банков
- 17.1. Возникновение банков
- 17.1.1. Храмы и храмовое хозяйство как основной источник
- 17.1.2. Децентрализация денежного хозяйства, расширение его основы и форм
- 17.1.3. Возникновение устойчивых форм организации денежного
- 17.1.4. Стабилизация форм и методов регулирования денежного и кредитного хозяйства
- 17.1.5. Особенности зарождения банков в отдельных странах Европы
- 17.2. Развитие банков
- 17.2.1. Внешние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.2. Внутренние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.3. Формирование депозитной основы устойчивой деятельности банков
- 17.2.4. Зарождение финансовых рынков и усиление позиций центральных банков
- 17.2.5. Упрочение тенденции специализации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 18. Особенности современных банковских систем.
- 18.1. Особенности построения банковских систем
- 18.2. Из опыта организации банковских систем зарубежных стран
- 18.3. Особенности построения банковской системы России
- Численность коммерческих банков
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 19. Центральные банки
- 19.1. Общая характеристика центральных банков
- 19.2. Задачи и функции центральных банков
- 19.3. Денежно-кредитное регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 20. Коммерческие банки, их деятельность
- 20.1. Операции коммерческих банков
- 20.2. Банковские услуги
- 20.3. Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков
- Вопросы для самоконтроля
- Литература*