logo search
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

2.1 Доходы и расходы банка

К доходам от банковских операций относятся, доходы:

1) в виде процентов от размещения от своего имени и за свой счет привлеченных банком денежных средств клиентов;

2) от открытия и ведения банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов и осуществления расчетов по их поручению;

3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

4) от операций с иностранной валютой в наличной и безналичной формах;

5) от операций с драгоценными металлами;

6) от операций с валютными ценностями, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже валюты за счет и по поручению клиентов;

7) от операций по предоставлению банковских гарантий, обязательств, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

8) от размещения резервов Федерального казначейства РФ и его территориальных органов (кроме случаев, когда указанные действия совершаются ЦБ РФ и его территориальными органами);

9) от приобретения права требования исполнения обязательств в денежной форме;

10) от доверительного управления денежными средствами или иным имуществом по договорам с клиентами, включая депозитарное обслуживание;

11) от операций с ценными бумагами;

12) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений и сейфов для хранения документов и ценностей;

13) в виде средств, полученных от клиентов в возмещение услуг связи;

14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), ранее списанным на убытки банка, либо списанным за счет созданных резервов (при поступлении средств от должника), ранее сформированных банком для покрытия возможных потерь по сомнительной задолженности.

Учет доходов, расходов и прибыли коммерческих банков.

Доходы, расходы и прибыль коммерческих банков называются финансовыми результатами их деятельности. Учет финансовых результатов - наиболее сложный и ответственный участок учета, связанный с формированием налогооблагаемой базы и расчетом налогов. При его ведении следует руководствоваться следующими основными нормативными и инструктивными документами:

- Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 490 от 16.05.94 г.

- Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 552 от 05.08.92 г.

Главная задача бухгалтерского учета связана с оперативным, правильным выявлением сумм доходов, расходов и прибыли банка для целей эффективного управления и правильного расчета налогов, а также для составления установленной отчетности. Одним из принципиальных положений учета является то, что доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от даты поступления или перечисления денежных средств. Для раздельного учета доходов и расходов отчетного и будущего периодов планом счетов предусмотрены отдельные позиции.

Учет финансовых результатов будущих периодов осуществляется на следующих синтетических счетах:

Учет финансовых результатов текущего периода осуществляется на счетах:

Расходы - это затраты банка, связанные с осуществлением операций, обеспечивающих функционирование их деятельности. Расходы коммерческого банка можно классифицировать, к расходом банка относятся:

1) проценты по:

- договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

- собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);

- межбанковским кредитам, включая овердрафт;

- приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком РФ;

- займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

- иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию.

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам (в том числе иностранным) за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка РФ, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы.

4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков.

5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью.

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы.

7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам.

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств).

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей.

10) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков.

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке.

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей.

13) расходы по аренде брокерских мест.

14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров.

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций.

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями.

17) комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов.

18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой.

19) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг.

20) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.

Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

Все перечисленные статьи расходов, полученные, уплаченные пени, штрафы, неустойки полностью отражаются в отчете о прибылях и убытках.

Кредитные организации имеют право вводить исходя из необходимости дополнительные статьи учета отдельных видов доходов и расходов, но отчет о прибылях и убытках должен составляться по специально утвержденной форме.

По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые затраты учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.

По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:

- расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (то есть учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;

- расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка;

- расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка.