logo search
126158

Заключение

В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика государства.

Практика показывает, что многочисленные льготы, которые делались в интересах отдельных регионов, отраслей и даже конкретных предприятий существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм. Предоставление таких льгот не сопровождается мерами специального контроля за фактическим их использованием, что создает незаслуженные преимущества одних участников валютных отношений перед другими и стимулирует иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот опасно, прежде всего, тем, что оно нарушает целостный и единообразный механизм государственного валютного регулирования и контроля. В-четвертых, необходимо сочетание активного нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. Решение этой проблемы видится в развитии комплексной системы государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в РФ.