logo search
Факторинг и факторинговые операции

Факторинг и факторинговые операции: новые возможности

Зарождение факторинговых операций произошло в Англии еще в XVII в. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Основой для формирования украинского законодательства в сфере факторинговых операций стала Конвенция Международного института унификации частного права (УНИДРУА) о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г. (УНИДРУА). В результате нормами ГКУ были урегулированы гражданско-правовые отношения по факторингу, ХКУ были затронуты факторинговые операции, правом на предоставление которых наделялись исключительно банки. В результате возникла неоднозначность в вопросах соотношения факторинга и факторинговых операций, субъектном составе, уполномоченном оказывать данные услуги, правовом статусе фактора. Все это, безусловно, не лучшим образом отразилось на развитии факторинговых услуг в Украине

Закон №2510 от 9.09.2010 г. является законодательной попыткой, направленной на упорядочение и устранение коллизий при осуществлении факторинговых операций. Закон №2510 в некотором смысле является спасательным кругом для банков, недостаточный уровень резервов которых не позволяет вести активную кредитную политику. А факторинг – это альтернатива банковскому кредиту. В конце июля 2009 г. НБУ запретил банкам, имеющим убытки, предоставлять бланковые кредиты, открывать новые филиалы и отделения, выкупать собственные акции, приобретать негосударственные ценные бумаги от своего имени, что, как следствие, повысило востребованность факторинга

Основываясь на нормах Закона №2510, мы приходим к выводу, что факторинг – это лишь одна из разновидностей факторинговых операций. Помимо факторинга, факторинговые услуги со вступлением в силу Закона №2510 включают в себя также следующие операции (ч.5. статья 5 Закона Украины «О финансовых услугах….»):

- услуги, связанные с ведением учета денежных требований,

- предоставление поручительств за выполнение должником своих обязательств по денежным требованиям поставщиков товаров (услуг);

- предъявление к оплате денежных требований от имени поставщиков товаров (услуг) или от своего имени;

- прочие услуги, направленные на получение денежных средств от должника.

Для банков данный перечень услуг дополняется предоставлением гарантий по денежным требованиям (ст. 47 закона Украины «О банках и банковской деятельности»).

Расширения спектра операций фактора и отсутствие исчерпывающего перечня услуг, которые может предоставлять фактор является достаточно существенной новацией, поскольку ранее исключительность вида факторинговой деятельности, ограниченная определением в статях 350 ХКУ, ст. 47 закона Украины «О банках и банковской деятельности», создавала сложности в реализации необходимых для фактора услуг.

А ведь коммерческая целесообразность предполагает предоставления фактором полного комплекса факторинговых услуг, включая управление дебиторской задолженностью, что шире по своему значению чем ведение учета денежных требований и предъявление их к оплате. Эти услуги также включают покрытие ряда рисков (потери ликвидности, кредитного, инфляционного, валютного), информационно-аналитическое обслуживание. Перечисленные услуги и формируют добавленную стоимость факторинга, которая отличает факторинг от обычного кредитования.

В свою очередь, фактором, предоставляющим весь комплекс факторинговых услуг, со вступлением закона №2510 может быть:

(а) банк;

(б) финансовые учреждения, которые в соответствие с законом имеют право осуществлять факторинговые операции. Следует обратить внимание на то, что право на проведение факторинговых операций имеют финансовые упреждения в случае, если это предусмотрено именно законом, а не прочими нормативными документами. К числу финансовых учреждений, для которых законодатель прямо предусмотрел возможность осуществлять приобретение права денежного требования можно отнести компании по управлению активами, действующие в интересах корпоративных и паевых инвестиционных фондов (статья 34 Закона Украины «Об ИСИ»). Однако, учитывая ограниченные виды допустимых действий КУА с приобретаемыми активами, можно прийти к выводу о том, что хотя факторинг для них и будет доступною операцией, однако предоставление прочих факторинговых услуг в интересах клиента для них является невозможным в виду исключительного вида финансовой деятельности, предусматривающего осуществление действий в интересах ИСИ и не предполагающего оказания услуг третьим лицам. Не исключено, что факторинг востребован и в деятельности других финансовых компаний (например, страховых компаний), перечень которых в виду изменяющихся экономических условий не всегда возможно определить. Вероятно, исходя из этих соображений ст. 1 закона Украины «О финансовых услугах…» была дополнена примерным перечнем финансовых учреждений, а в статье 5 отражено право для любого финансового учреждения оказывать услуги по факторингу с учетом требований ГКУ и закона о финуслугах.

Из числа факторов исключены физические лица–субъекты предпринимательской деятельности, которые в соответствие с законом имеют право осуществлять факторинговые операции.

К числу новых особенностей факторинга как финансовой услуги, которые придется освоить фактору, следует отнести следующие:

(а) факторинг предусматривает передачу клиенту денежных средств в счет приобретаемого права денежного требования за плату. При этом законом 2510 уточнено, что форма и способ определения размера платы может быть любым на усмотрение сторон договора и подлежит отражению в договоре как существенное условие. Плата может иметь форму дисконта, процента или комиссии. Комиссия факторинговой компании обычно складывается из нескольких составляющих—комиссия за сервис, процент за деньги, комиссия за кредитный риск и регистрацию поставки.

(б) вследствие внесения изменений в ст. 350 ГКУ, законодатель определил два возможных вида денежных требований, которые могут быть предметом уступки: срок платежа по которым уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и платежные обязательства, срок платежа по которым еще не наступил (будущие требования).

(в) как и ранее факторинг не рассматривается автономным видом финансовых услуг и не требует специального лицензирования.

Несмотря на произведенные усовершенствования в сфере факторинговых операций, украинское законодательство не регламентирует и соответственно не допускает факторинг с регрессом, при котором факторинговая компания производит финансирование Клиента и берет на себя ликвидные риски (риск несвоевременной оплаты поставки дебитором), кредитный риск принимает на себя компания клиента.