logo search
курсов

Теоретические основы проведения валютных операций банка

    1. Понятие, значение, виды валютных операций банка и экономическое содержание их проведения

Для того чтобы раскрыть сущность и содержание понятия «валютные операции», необходимо дать определение основным, ключевым терминам данной темы. Прежде всего, – это иностранная валюта. Иностранная валюта включает денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных или расчетных единицах.

Под валютными операциями следует понимать, операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности. В том числе операции, связанные с использованием в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; осуществление международных денежных переводов и др.

В процессе валютных операций у банков образуются определенные требования и обязательства к иностранной валюте, соотношение которых определяет валютную позицию банка.

Если требования и обязательства совпадают, то валютная позиция считается закрытой, если существует неравенство требований и обязательств, то у банка образуется открытая позиция.

Основная причина необходимости валютных операций связана с отсутствием универсального платежного средства, выступающего в качестве единого платежного средства и позволяющего проводить международные расчеты во внешней торговле, инвестировать иностранный капитал в экономику, осуществлять межгосударственные платежи. Покупка и продажа валюты может также быть использована как банками, так и их клиентами для получения в виде разницы курсов валют. [1, стр. 323-325]

В соответствии с законом РБ «О валютном регулировании и валютном контроле» 22 июля 2003 г. № 226-З валютными операциями являются:

- сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

- сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;

- сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь, платежных документов в белорусских рублях;

- ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

- банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, предусматривающим использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

- банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

- международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами;

- операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

- операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту. [2]

Многообразие валютных операций предполагает их классификацию. Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операций), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям. Все валютные операции тесно взаимосвязаны, поэтому очень сложно выбрать критерии для классификации банковских операций с иностранной валютой. Тем более, что операции могут быть отнесены к нескольким основным видам валютных операций. Валютные операции можно разделить на следующие группы:

- открытие и ведение валютных счетов клиентов;

- неторговые операции коммерческого банка;

- установление корреспондентских отношений с иностранными банками;

- конверсионные операции – при таких операциях происходит увеличение либо уменьшение актива или пассива в другой валюте при одновременном изменении актива или пассива в другой валюте, т. е. операции, приводящие к изменению открытой валютной позиции;

- операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

- операции по привлечению и размещению банком валютных средств.[]

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, в зависимости от порядка их осуществления, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;

- осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);

- перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;

- операции неторгового характера.

К валютным операциям неторгового характера относятся:

- переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами Республики Беларусь;

- перевод и получение денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;

- перевод и получение денежных средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;

- получение денежных компенсаций жертвами репрессий, членами их семей и наследниками;

- переводы денежных средств, связанные с оплатой содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь;

- получение денежных средств судами, международным арбитражным (третейским) судом, правоохранительными органами, государственными нотариальными конторами, нотариальными бюро, связанное с осуществлением их деятельности, а также государственными органами или иными организациями при совершении их должностными лицами нотариальных действий;

- перевод и получение денежных средств на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

- переводы, связанные с уплатой регистрационных, вступительных, членских взносов в общественные, религиозные, международные организации, а также осуществление иных обязательных платежей в связи с участием в международных организациях;

- перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение;

- переводы, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей, установленных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств, а также их возврат;

- переводы, связанные с уплатой в патентные ведомства пошлин и иных платежей;

- перевод и получение денежных средств, связанные с участием в конференциях, семинарах, спортивных мероприятиях, выставках, ярмарках;

- переводы, связанные с возвратом ошибочно и (или) излишне перечисленных денежных средств;

- иные операции, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, не относимые к текущим.

Порядок осуществления валютных операций урегулирован Правилами проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72.[3, стр. 150-153]

Для проведения операций в иностранной валюте Национальный банк Республики Беларусь предъявляет ряд квалифицированных и технических требований, которые зависят от группы валютных операций. Ведение текущих валютных счетов клиентов принципиально не отличается от ведения счетов в рублях. Особенностью ведения таких счетов является обязанность банка исполнять функции агента валютного контроля за операциями клиентов.

Для ведения текущих валютных счетов необходимо:

- знание порядка и условий открытия и ведения счетов в иностранной валюте;

- знание нормативных документов и правил продажи части валютной выручки предприятий и др.

Для проведения неторговых операций в иностранной валюте важно:

- знание законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь;

- знание инструкции о проведении валютных неторговых операций, кассовой работе с валютными ценностями, о порядке открытия и ведения счетов в иностранной валюте и белорусских рублях, о работе обменных пунктов;

- знание разновидностей платежных документов в иностранной валюте и особенностей работы с ними;

- наличие корреспондентского счета в иностранной валюте.

Для организации корреспондентских отношений с иностранными банками необходимо:

- знание основных тенденции современных международных экономических отношений, основ экономического анализа для оценки экономического и финансового положения отдельных банков и наличия у них рейтингов, присвоенных международными рейтинговыми агентствами;

- знание основных положений межбанковских корреспондентских соглашений;

- наличие каналов оперативной международной связи.

Проведение операций по международным расчетам, связанным с экспортом товаров и услуг также требует выполнения банком определенных условий, а именно:

- знание унифицированных правил и обычаев по международным расчетам (по инкассо, аккредитивам);

- знания порядка выверки расчетов и урегулирования расхождений;

- наличия средств международной связи;

- оснащения техникой ключевания и шифрования платежных инструкций, наличия образцов подписей и таблиц ключей для шифрования передаваемых сообщений;

- оснащения компьютерными терминалами.

Проведение операций по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке технически не представляет сложности, но связано с определенными операционными и валютными рисками, а потому требует:

- знания валютного законодательства Республики Беларусь;

- знания конъюнктуры валютных рынков, тенденций изменений валютных курсов;

- практических навыков оценки возникающих рисков, умения распределить эти риски;

- наличия средств в разных валютах.

Одним из наиболее сложных и рискованных видов операций банков с иностранной валютой являются кредитные операции в иностранной валюте. При этом размещение банками валютных средств может производиться как на внутреннем , так и на внешнем рынке.

К проведению кредитных операций в иностранной валюте предъявляются такие же требования, что и к операциям по покупке-продаже иностранной валюты, а именно:

- знание тенденции изменения процентных ставок на национальном и мировом валютных рынках;

- знание особенностей международных кредитных соглашений, правил их оформления;

- опыт работы с иностранными банками;

- оснащение компьютерной техникой и современными каналами связи.

К проведению депозитных и конверсионных операций предъявляются те же требования, что и к кредитным операциям. Кроме того, необходимы специальные знания обычаев и традиций проведения дилинговых операций на международных рынках капиталов, специальное оснащение.

Банк, получивший право на совершение операций в иностранной валюте, именуется в дальнейшем уполномоченным банком и выполняет функции агента валютного контроля за валютными операциями своих клиентов. Получившие общую лицензию и право на валютные операции банки могут производить следующие банковские операции и сделки:

- привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с кредитополучателем;

- осуществлять расчеты по поручению клиентов банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

- открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов;

- финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

- выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), проводить иные операции с ними;

- выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

- приобретать права требования по поставке товаров и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движение товаров;

- покупать у юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

- покупать и продавать драгоценные металлы;

- привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, выполнять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой и наличием соответствующих лицензионных полномочий;

- привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);

- оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;

- производить другие операции и сделки по разрешению Национального банка Республики Беларусь, выдаваемому в пределах его компетенции.

Любые сделки по покупке и продаже иностранной валюты за белорусские рубли между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами, осуществляемые минуя уполномоченные банки, являются недействительными. Юридические лица-резиденты могут приобрести иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для расчетов с нерезидентами. Покупка юридическими лицами-резидентами валюты с целью проведения расчетов с резидентами запрещается, за исключением случаев расчетов с уполномоченными банками, связанных с погашением полученных кредитов.

Иностранная валюта, приобретенная юридическими лицами-резидентами на внутреннем валютном рынке, должна быть переведена нерезиденту через уполномоченные банки в соответствии с условиями контрактов, договоров и соглашений между ними. [4,стр.327-329]

    1. Понятие и значение валютного регулирования и валютного контроля

Совершенствование действующей валютной системы в Республике Беларусь, включая определение принципов валютного регулирования, направленных на обеспечение оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства и интеграцию в мировую экономику, остается актуальной задачей для нашей экономики.

Проводимая в Республике Беларусь валютная политика осуществляется в соответствие с основными направлениями денежно-кредитной политики и, в своей основе, регулируется с применением экономических методов управления. Устойчивость белорусского рубля в настоящее время достигается путем поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля при поддержании таких инструментов денежно-кредитной политики, как эмиссия Национального банка, рублевая денежная масса, процентные ставки, резервные требования, в необходимых для этой цели пропорциях и уровнях. [5, стр. 50]

Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:

- создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля;

- установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;

- установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

- обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;

- регламентацию международных расчетов;

- поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

- обеспечение желательного (интеграционного или изоляционного) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

Объектом регулирования являются порядок и условия проведения:

- операций в валютах;

- операций и сделок с другими валютными ценностями;

- торговых и других экономических отношений с нерезидентами.

Методом валютного регулирования является установление и (или) изменение соотношения спроса и предложения на рынках.

В качестве предмета регулирования могут выступать:

- покупка-продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны;

- расчеты между резидентами и нерезидентами в национальной валюте;

- расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте;

- трансфертные перемещения реальных и финансовых ресурсов;

- сроки расчетов по текущим операциям;

- обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке или центральному банку;

- количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических лиц – резидентов;

- размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют;

- количество и виды перемещаемых через границу товаров; - размер импортных и (или) экспортных пошлин;

- размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами и на экономической территории страны-резидента;

- возможность, виды и размеры сделок с драгоценными металлами и камнями;

- размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты центрального банка);

- бюджетный дефицит;

- значения обменного курса валют.

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Полномочиями Национального банка Республики Беларусь как органа валютного регулирования являются:

- устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

- регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

- устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

- устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

- устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

- устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой и платежных документов в белорусских рублях;

- устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

- устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;

- определяет в соответствии с Законом и актами Президента Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

- привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

- выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательством;

- в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

- осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

Совет Министров, взаимодействуя с Национальным банком по вопросам валютного регулирования, в пределах своей компетенции:

- принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

- осуществляет другие полномочия, установленные иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Важнейшим элементом валютного регулирования является валютный контроль, который рассматривается как разновидность финансового контроля. В то же время валютный контроль обладает определенными особенностями. Во-первых, у него своя цель. Во-вторых, объектом валютного контроля являются операции с валютными ценностями. В-третьих, функции валютного контроля осуществляют уполномоченные на то органы, которые, как правило, являются органами финансового контроля. [7, стр. 110-112]

Валютный контроль — это деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля в Республике Беларусь являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

- предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Организационно-правовое обеспечение валютного контроля в Республике Беларусь возлагается на две категории субъектов: органы валютного контроля и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля в Республике Беларусь относятся:

1. Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

2. Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством.

3. Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством. Комитет государственного контроля осуществляет координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций.

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля вправе:

- проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и не резидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

- осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

- приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

К агентам валютного контроля в Республике Беларусь относятся:

1. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции:

- осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

- принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

- представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;- осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

2. Таможни, которые:

- производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

- контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

- осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

3. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

- осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

- получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

- выдавать кредит под залог недвижимости

- осуществлять иные функции, предусмотренные валютным законодательством. [6, стр. 304-306]