logo search
Ответы экономика

Билет 12 вопрос №1 Предложение и факторы на него влияющие. Функция предложения

Под предложением понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли. В то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции.

Закон предложения гласит: предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению, то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.

Кроме цены, на уровень предложения влияют следующие факторы:

1) наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R)

2) характер технологии (K)

3) налоги и дотации (TS)

4) природно-климатические условия (С)

5) цены на ресурсы и другие товары (от Р до Р).

Итак, объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:

Q = f(P, Р...Р, R, К, С, TS и др.).

Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизвестные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции от ее цены:

Q = f(P).

Зависимость объема предложения от цены может быть различной, однако самой типичной будет следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот. Функция предложения от цены может, как и функция спроса, задаваться тремя способами:

1) графическим;

2) табличным;

3) аналитическим.

Неценовые факторы, влияющие на объем предложения:

1) цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок;

2) цены на другие продукты;

3) число продавцов;

4) ожидания производителей. Например, производители зерна, ожидая, что цены на него вырастут, не станут продавать его ни государству, ни населению, потому что при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать;

5) налоги и дотации. Учитывая, что большинство производителей рассматривают налоги как затраты своего производства, повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и уменьшать предложение. Напротив, дотации фактически снижают затраты, а соответственно, увеличивают предложение.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. При единичной эластичности предложения 1 % увеличения цены товаров вызывает 1 % увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения 1 % увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более чем на 1 %. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.