55.Развитие интеграционных процессов в мировой экономике (ес, нафта, атес) Азиатско-тихокеанское эконономическое сотрудничество (атэс)
АТЭС был создан в 1989 году. Его возникновение было обусловлено желанием стран – основателей содействовать экономическому росту, стимулировать и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском регионе. АТЭС начался со скромной программы отраслевых и торговых переговоров. На сегодняшний день в АТЭС входит 21 страна, включая все основные страны региона и наиболее динамично и быстро растущие страны мира: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 г., одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.
С самого начала АТЭС рассматривал себя не как группировку стран, а как совокупность экономик. Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. АТЭС также был образован как свободный консультативный форум без какой-либо организационной структуры или крупного поддерживающего его бюрократического аппарата. Действительно, даже сегодня Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает в себя только 23 дипломата, выдвинутых экономиками – членами АТЭС в дополнении к 20 местным наемным сотрудникам. АТЭС не является основанной на правилах организацией с полномочиями правопринуждения в отношении торговых споров, как, например, ВТО. Напротив, АТЭС работает на основе консультаций и достижения консенсуса. Новая политика, выработанная на встречах АТЭС, выработана добровольно, и большая часть достигнутого АТЭС прогресса обязана тем примерам, который подают друг другу члены АТЭС, а также давлению со стороны членов «своего круга». Основным элементом процесса является открытый обмен информации между членами АТЭС и общественностью, в том числе созданной системой коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения определенных Форумом целей каждой из стран. Эти планы включают в себя подробную информацию о 15 секторах, к которым относятся следующие сферы деятельности: тарифы, нетарифные меры, услуги, инвестиции, стандарты и соответствие, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, конкурентная политика, государственный заказ, правила, касающиеся происхождения товара, посредничество в спорах, мобильность бизнесменов (деловых людей), внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле, сбор и анализ информации.
На долю участников АТЭС приходится около 40% населения. Совокупный ВВП стран - членов АТЭС составляет свыше 16 триллионов долларов (около 60% мирового ВВП). Страны – члены АТЭС осуществляют 42% мировой торговли. За прошедшее десятилетие АТЭС стал основным средством содействия открытой торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Роль АТЭС за последние годы выросла по своей глубине и масштабу и сейчас включает в себя либерализацию торговли, содействие бизнесу, экономическое и техническое сотрудничество, вопросы молодежи и женщин.
Члены АТЭС уже давно поняли, что бизнес является основной составляющей их работы, и что для достижения успеха бизнес должен активно привлекаться к деятельности организации. В начале деятельности АТЭС руководители Форума регулярно консультировались с видными представителями бизнеса Азиатско-тихоокеанского региона. В 1995 году лидеры АТЭС решили формализовать эти отношения и создали Деловой консультативный совет (ДКС), который является одним из ключевых рабочих органов АТЭС, через который осуществляется взаимодействие Форума с деловыми кругами экономик-членов АТЭС. Каждая страна-участница АТЭС назначает в ДКС своих представителей (до трёх человек), выражающих интересы широкого спектра национального бизнеса. Большинство стран АТЭС резервирует одно из принадлежащих им мест в ДКС для представителей малых или средних предприятий, в силу того, что малые и средние предприятия играют ключевую роль во всех странах АТЭС.
Европейское сообщество (ЕС)
Западноевропейский, наиболее "классический" вариант региональной экономической интеграции, представляет собой Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - "Общий рынок", с 1992 года- Европейский Союз (ЕС). Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - международной государственной организации, объединяющей каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и "Евратом", организацию, объединившую усилия группы стран для разработки и использования в мирных целях атомную энергию. В марте 1957 г. эти страны ("шестерка") подписали Римский договор, вступивший в силу в 1958 г., о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, разработка и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики. В целях претворения в жизнь этих установок была создана сложная и разветвленная организация, институциональная структура - Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский совет, каждый из которых, в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения. Были созданы также Европейский суд и Европейский парламент с целью обеспечить постепенный переход к политической интеграции.
Особенностью западноевропейской интеграции является ее институционализация - она осуществляется в условиях пнонерной роли государств, правительств, создающих влиятельные международно-государственные институции с исполнительно-координационными функциями. Таким образом, интеграционный процесс подталкивается согласованной политикой его участников.
На первом этапе "европейского строительства" был создан Таможенный союз, предполагающий ликвидацию торговых ограничений во взаимной торговле стран- участниц ЕЭС; был установлен единый таможенный тариф по отношению к
третьим странам; достигнута свобода передвижения инвестиций, кредитов, денежных переводов, обеспечена свободная миграция рабочей силы; разработан целый комплекс программ экономической политики; предприняты шаги по унификации налогового обложения.
Все это обеспечило ускорение промышленный интеграции. В дополнение к этому предпринимались неоднократные попытки к ускорению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма через деятельность сельскохозяйственного фонда и установление компенсационных сборов. Создана европейская валютная система (ЕВС). Все эти меры вели к углублению экономической интеграции и одновременно к расширению ее зон интеграции путем вовлечения в ЕЭС все новых стран. После вступления в ЕЭС Испании и Португалии "Общий рынок" насчитывает уже 12 членов.
Соглашения об ассоциации с сообшеством заключили Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция. Создана система "особых отношений" ЕЭС с более чем 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (страны АКТ).
Маастрихтские соглашения 1992 г. означают качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции, поскольку ставятся задачи сближения стран на микроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и иных барьеров, продолжающих играть сдерживающую роль в углублении интеграции. Еще раз проявилась активная регулирующая роль западноевропейских государств.
НАФТА
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)
Примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное: демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т. д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.
Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием "холодной войны" радикальным образом изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире: исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятельность организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные негативные последствия.
Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,
Помимо аргументов политического характера, каждая страна—участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких. И других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не эксплуататора.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.
- Вопросы к зачету по экономической теории.
- 1.Возникновение эк. Теории, школы. Значение в жизни общества. Меркантилизм.
- 2.Предмет эк. Теории, ее функции.
- Предмет экономической теории.
- Экономические законы.
- Функции экономической теории.
- 3.Методы исследования. Макро и микро.
- Методы исследования экономических процессов.
- 4.Собственность, типы, формы.
- 3 Типа собственности:
- Классификация собственности:
- 5.Капитал. Основной и оборотный.
- 6.Цели приватизации, что в России.
- 7.Факторы производства. Производительность общ. Труда.
- Факторы
- Прогресс
- 8.Производственные возможности экономики. Кривая. Эффективность.
- Экономические ресурсы.
- 9.Формы организации производства. Основы товарного хозяйства. Формы организации общественного производства.
- 10.Экономические системы их типы, модели.
- Традиционная система.
- Командно-административная система.
- Рыночная.
- Смешанная.
- 11.Рыночные отношения. Признаки и функции рынка. Экономические основы рынка.
- Понятие рынка, его характерные черты и причины возникновения
- Характерные черты рынка (свободного, совершенного)
- Причины возникновения рынка.
- Рыночные отношения.
- Функции и роль рынка в хозяйственной жизни страны. Его ограниченность.
- 12.Рыночная система в России. Общие условия и особенности становления рыночной системы в России.
- Система рынком и их инфраструктура.
- Критерии разделения рынков на группы:
- Инфраструктура рынка (ов)
- Элементы инфраструктуры
- 14.Рынок труда, проблема занятости, соцзащита безработных.
- 15.Рынок ценных бумаг, акции, облигации.
- 16.Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
- 17.Эластичность.
- Краткосрочный.
- Среднесрочный
- Долгосрочный.
- 18.Потребительское поведение. Бюджетная линия, кривые безразличия. Основы теории потребительского поведения.
- 19.Конкуренция. Типы, виды. Конкуренция, её виды и типы.
- 20.Причины возник. Монополизма, антимонопольное регулирование.
- Мировая практика антимонопольного регулирования.
- Особенности монополии в Российской экономике.
- 21.Типы рынков от конкуренции.
- 22.Формы монополий. Организационные формы монополии.
- 23 И 24.Издержки производства. Постоянные, переменные, валовые, предельные. Издержки производства и их структура.
- 25.Основы ценообразования. Функции цены. Теория цены товара. Равновесные цены.
- 26.Распределительные отношения, доходы в рыночной экономике.
- Понятие дохода в теории факторов производства.
- 27.Прибыль, формы, функции. Прибыль. Ее источники и функции, которые она выполняет в экономике страны.
- Источники прибыли
- 28.Заработная плата. Сущность заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
- Факторы определяющие размер заработной платы.
- Основные формы и системы организации заработной платы.
- 29.Макроэкономическкие цели. Внп, ввп, чнп, нд. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические цели.
- Альтернативные методы измерения макроэкономических результатов. Соп, внп, ввп, чнп, нд.
- 30.Внп. Подходы к измерению.
- 31.Номинальный и реальный внп. Дефлятор.
- 32.Национальное богатство. Структура и источники роста нац.Богатства. Национальное богатство общества и его структура.
- 33.Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Равновесное состояние макроэкономики. Эффект мультипликатора.
- 34.Потребление и сбережения. Функции, влияние на объем нац. Приозводства. Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения.
- Предельные склонности к потреблению и сбережению.
- 35.Инвестиции. Мультипликатор. Инвестиции и их роль в развитии национальной экономики. Факторы определяющие их величину.
- Равновесное состояние макроэкономики. Эффект мультипликатора.
- 36.Экономический рост. Сущность, цели, типы. Экономический рост: сущность, цели, типы, темпы.
- 37.Факторы эк. Роста. Показатели эффективности их использования.
- Показатели эффективности общественного производства.
- Факторы экономического роста.
- 38.Структурные преобразования общественного производства в рф. Экономический рост и структурные изменения в экономике.
- Современные тенденции экономического роста.
- 39.Цикличность, причины. Виды циклов. Циклический характер развития общественного производства. Виды экономических циклов.
- Виды экономических циклов.
- Короткие (краткосрочные).
- Средние (промышленные).
- Длинные.
- Промышленный цикл и его фазы.
- 40.Безработица. Последствия.
- Причины и виды безработицы.
- 41.Инфляция, виды, последствия. Сущность инфляции. Ее виды, типы и формы.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- 42.Причины и источники инфляции. Причины и источники инфляции.
- 43.Система антиинфляционных мер. Система антиинфляционных мер.
- 44.Экономические функции гос-ва. Роль государства. История эволюции представлений о роли государства в экономике.
- Сущность государственного регулирования экономики.
- Регулирование экономического цикла.
- Структура экономики (народного хозяйства страны).
- Денежное обращение.
- Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
- Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.
- 45.Кредитно-банковская система. Структура.
- Биметаллизм.
- Монометаллизм.
- Денежная масса и ее структура.
- 46.Реформирование Банковской системы в России
- 47.Сущность кредита, формы, функции.
- 48.Финансовая система, бюджет, профицит и дефицит, госдолг.
- 49.Деньги.
- Функции денег:
- Мера стоимости.
- Средства обращения.
- Средства накопления и образования сокровищ.
- Функция платежа
- Мировые деньги.
- 50.Налоговая система и налоговая политика в России.
- 51.Фискальная политика, механизм ее действия.
- 52.Возникновение и становление всемирного хозяйства. Важнейшие формы международных экономических отношений.
- 53.Международное разделение труда.
- 54.Вывоз капитала и его формы как проявление интернационализации хозяйственной жизни.
- 55.Развитие интеграционных процессов в мировой экономике (ес, нафта, атес) Азиатско-тихокеанское эконономическое сотрудничество (атэс)
- 56.Международая торговля
- 57.Международные экономические организации (мвф, мбр, ебрр,вто). Их роль в регулировании мирохозяйственных отношений.
- Цели мвф:
- Принципы мвф:
- Во всех своих инвестиционных операциях ебрр должен:
- Цель создания вто
- Основные принципы вто
- 58.Междунардная валютная система и валютный курс Валютная система
- Валютный курс
- 59.Интернационализация и глобализация международных экономических отношений
- 60.Рентные отношения на рынке земли и природных ресурсов. Земельная рента.