18.1. Особенности построения банковских систем
Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской системы, а также реорганизации существующих кредитных организаций. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих банков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути их деятельности не сможет привести к реальному улучшению их работы, а следовательно, и оказать положительное воздействие на экономику страны.
Исторический опыт свидетельствует, что та или иная структура банковской системы зависит от конкретных общественно-экономических условий. На практике используются различные модели построения банковских систем при главенствующей роли центрального банка. Тем не менее можно выделить следующие особенности банковских систем:
уникальность систем, обусловленная национальными традициями, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов (объективных и субъективных), к числу которых наряду с историческими, национальными традициями следует отнести также степень развития товарно-денежных отношений в стране, общий уровень роста экономики, способы регулирования денежного обращения (прямой и косвенный) и др. Например, на Североамериканском континенте две высокоразвитые страны мира - США и Канада, находящиеся в непосредственной близости друг к другу, имеют прямо противоположные подходы к организации своих банковских систем. В США насчитывается около 12 тыс. банков, в Канаде - всего шесть банков, имеющих филиалы и отделения на территории всей страны. Следовательно, вопрос заключается не в количестве банков как таковых, а в численности банковских учреждений (филиалов, отделений, агентств), обслуживающих предприятия, организации и население.
Количественная характеристика элементов банковской системы - вопрос не формальный для любой страны. В России, например, до проведения банковской реформы конца 80-х - начала 90-х гг. насчитывалось всего три государственных банка, которые имели разветвленную сеть учреждений по всей стране (Госбанк СССР - около 4,5 тыс. отделений, Стройбанк СССР - 2,5 тыс. и Внешторгбанк СССР - семь отделений на территории страны). Возможность проведения единой государственной политики в денежно-кредитной сфере и жесткий контроль за ее реализацией были важнейшим преимуществом подобной банковской системы. Однако отсутствие рыночных начал в экономике и межбанковской конкуренции тормозили поступательное движение российской банковской системы;
различия в понимании банка как основного элемента банковских систем. В мировой банковской практике конкуренция между банками и небанковскими кредитными учреждениями, а также среди последних порождает тенденцию к определенной универсализации их деятельности, что в свою очередь вызвало дискуссии о том, каковы же отличительные признаки банка, выделяющие его из ряда кредитных институтов, что такое современный банк. Полемика возникла в результате крупных изменений как в кредитной системе, так и в понимании, теоретическом осмыслении роли банков в условиях научно-технической революции, что привело к повышению значимости и банковской системы в целом. Среди изменений следует особо выделить рост числа финансовых институтов, именующих себя банками; диверсификацию услуг, предоставляемых банковскими и небанковскими кредитными организациями; существенные изменения в самом характере выполняемых услуг, сути банковских операций, вызванных широким внедрением электронно-вычислительной техники и оргтехники в банковскую сферу.
В последние годы быстро менялась традиционная роль банков и других (небанковских) кредитных организаций. Так, на Западе банки осуществляют ипотечные операции, используют закладные; строительные общества предоставляют клиентам банковские услуги; крупные магазины розничной торговли выпускают кредитные и дисконтные карточки; банки приобретают биржевые маклерские фирмы и т.д. При этом в соответствии с американским законодательством, например, небанковским кредитным институтам предоставлены те же юридические права, что и банкам. В Великобритании, напротив, кредитные институты (небанки) имеют определенные ограничения в деятельности;
положение банков на рынке ценных бумаг. Исторические, национальные особенности построения банковских систем проявляются также в том, что в отдельных странах (в Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии, других европейских странах) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг.
В Германии, например, банки исторически сочетают краткосрочные депозитно-ссудные и долгосрочные инвестиционные операции. Коммерческие банки могут быть владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг; создавать и владеть инвестиционными фондами; могут иметь представителей в советах компаний, в которых у них есть собственность, и т.д.
В США кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время как коммерческим банкам запрещено выполнять операции на фондовом рынке с корпоративными ценными бумагами.
Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, во многом была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.
В Великобритании, в отличие от стран континентальной Европы, коммерческие и инвестиционные банки также разделены (многие инвестиционные банки образовались из «торговых банков»). Они имеют привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работают с привлеченными средствами коммерческих банков. Наиболее влиятельные из торговых банков (около 60) входят в Ассоциацию эмиссионных домов. Результатом подобного подхода является различный правовой статус коммерческих и инвестиционных банков;
система надзора за деятельностью коммерческих банков. В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора. Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах:
• страны, в которых контроль (надзор) осуществляется центральным банком, - Австралия, Великобритания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Португалия;
• страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами, - Канада, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия;
• страны, в которых контроль производится центральным банком совместно с другими органами, - Швейцария (Центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией и Швейцарской банковской ассоциацией); Франция (Банком Франции совместно с Банковской комиссией); Германия (Бундесбанком совместно с Федеральной службой кредитного контроля); США (Федеральной резервной системой - ФРС - совместно с Министерством финансов - Казначейством через контролера денежного обращения и независимым агентством - Федеральной корпорацией страхования депозитов).
Наибольший интерес представляет опыт США. Известно, например, что банки в США двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляются федеральным правительством, а для другой части - властями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:
• национальные банки;
• банки штатов - члены ФРС;
• банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
• банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.
Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения (служба Министерства финансов) и подпадают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов - члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами ФРС и ФКСД.
Банки - не члены ФРС с вкладами, застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также правилам и инструкциям ФКСД. Банки - не члены ФРС с незастрахованными вкладами подпадают под действие лишь законодательства штатов. При этом банки определяют свою юрисдикцию, т.е. выбирают подчинение федеральным властям или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются частными).
Кроме того, порядок открытия отделений банков относится к компетенции властей штатов. В одних штатах (в 15) запрещено открывать отделения или филиалы (Техас, Иллинойс и др.); в других - разрешается делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная Каролина). В ряде штатов сеть отделений должна быть ограничена тем же географическим местом (округом, городом, поселком), где располагается главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в соседних округах.
Подобной практики нет не только в других странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. Это при условии, что банковское дело в этой стране признается крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле.
Итак, банковский надзор объективно необходим, следовательно, нужны и специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти всегда есть государственные. Система регулирующих (надзирающих) органов в той или иной стране всегда отражает особенности политического и социально-экономического развития данной страны, ее традиции, задачи, решаемые ею на том или ином историческом этапе. Вместе с тем рассмотрение практики построения системы регулирования банковской деятельности в отдельных странах в историческом аспекте показывает, что эти процессы в разных странах все же имеют больше общего, нежели различий;
уровни банковских систем. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:
• в стране еще нет центрального банка;
• в стране есть только центральный банк;
• центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.
Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и другие кредитные организации) без какой-либо координации их деятельности могли выполнять любые принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из общего правила. В качестве примера можно привести Люксембург и Гонконг. В Люксембурге в последние годы ведется работа по созданию центрального банка, а в Гонконге по соглашению с Великобританией функции центрального банка для этой страны выполнял Банк Англии.
Примером второго случая может служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской реформы). Подобная банковская система была по своей сути реализацией на практике идеи В.И.Ленина о создании единого банка с отделениями по всей стране.
Третий случай также апробирован в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим функции центрального банка и обслуживающим клиентуру. С 20-х гг. вплоть до принятия в 1987 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной и кредитной функциями одновременно, в случае потребности хозяйства в дополнительных кредитах мог при отсутствии ресурсов «в одном кармане» (аккумулированных свободных денежных средств и др.) брать средства «в другом», не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.
При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и вклад (ресурс) в хозяйстве. «Капиталотворческая» функция таким образом могла иметь и действительно имела место, вызвав формирование «мнимых» вкладов и увеличение платежных средств в хозяйственной практике. Необходимо отметить, что капиталотворчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской системы,
В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.
Однако нередко на страницах экономической литературы встречаются упоминания о трехуровневых (и более) системах. Такой подход предполагает включение в банковские (кредитные) системы также кредитных институтов небанковского типа (например, страховых компаний, инвестиционных фондов, финансовых компаний и др.), что позволяет вести речь о различиях в составе элементов банковских систем. Последними являются лишь банки, но крупные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении кредитных институтов небанковского типа, обусловили необходимость их учета и анализа при рассмотрении функционирования не только банковских, но и иных финансово-кредитных организаций в рамках кредитной системы. Примером в данном случае могут служить системы Японии, Швейцарии, Великобритании и других развитых стран Запада.
- Авторы:
- Содержание
- Разделi. Деньги Глава 1. Необходимость денег, их возникновение и сущность
- 1.1. Предпосылки и значение появления денег
- 1.2. Сущность денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2. Функции, виды денег
- 2.1. Функции денег, состав и особенности
- 2.2. Виды денег
- 2.3. Деньги безналичного оборота
- 2.4. Денежная масса и денежная база
- Денежная масса в рф (трлн руб.)1
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Роль денег в воспроизводственном процессе.
- 3.1. Роль денег в воспроизводственном процессе
- 3.2. Различия в характеристике роли денег
- 3.3. Особенности проявления роли денег при разных моделях экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 4.1. Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег». Формы эмиссии
- 4.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора
- 4.3. Эмиссия наличных денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Денежный оборот. Его содержание и структура.
- 5.1. Понятие «денежный оборот», его содержание и структура
- 5.2. Особенности денежного оборота при разных моделях экономики
- 5.3. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Безналичный денежный оборот, его организация
- 6.1. Основы организации денежного оборота
- 6.2. Принципы организации безналичных расчетов
- 6.3. Формы безналичных расчетов
- 6.4. Платежный кризис и направления его смягчения
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Налично-денежный оборот, его организация.
- 7.1. Экономическое содержание налично-денежного оборота
- 7.2. Организация налично-денежного оборота
- 7.3. Денежные системы, их формы и развитие
- 7.4. Современный тип денежной системы, ее характеристика
- 7.5. Денежная единица и ее покупательная способность
- 7.6. Направления стабилизации денежной единицы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Инфляция
- 8.1. Сущность, формы проявления и причины инфляции,
- 8.2. Особенности инфляции в России
- 8.2.1. Причины и формы проявления инфляции
- 8.2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям
- Показатели темпов падения ввп по сравнению с предыдущим годом и роста инфляции (%)
- 8.2.3. Основные направления антиинфляционной политики
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел II. Кредит Глава 9. Необходимость и сущность кредита
- 9.1. Необходимость кредита
- 9.2. Введение к сущности кредита
- 9.3. Сущность кредита
- 9.3.1. Общие требования к характеристике сущности кредита
- 9.3.2. Структура кредита
- 9.3.3. Стадии движения кредита
- 9.3.4. Основа кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10. Функции и законы кредита
- 10.1. Функции кредита
- 10.2. Законы кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11. Формы и виды кредита
- 11.1. Формы кредита
- 11.2. Виды кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 12. Роль кредита в развитии экономики, его границы
- 12.1. Роль кредита
- 12.2. Изменение роли кредита
- 12.3. Границы кредита
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13. Ссудный процент
- 13.1. Природа ссудного процента
- 13.2. Экономическая основа формирования уровня ссудного процента
- 13.3. Банковский процент
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14. Взаимодействие кредита и денег
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 15. Основы международных валютно-кредитных
- 15.1. Валютные отношения и валютная система
- 15.2. Платежный баланс: понятие и основные статьи
- Структура платежного баланса:
- 15.3. Валютный курс как экономическая категория
- Состояние экономики
- Политическая обстановка в стране Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках
- 15.4. Международные расчеты
- 15.5. Международный кредит: сущность и основные формы
- 15.6. Международные финансовые потоки и мировые рынки
- 15.7. Международные финансовые институты
- Вопросы для самоконтроля
- Раздел III. Банки Глава 16. Понятие и элементы банковской системы
- 16.1. Понятие и признаки банковской системы
- 16.2. Характеристика элементов банковской системы
- 16.3. Развитие банковской системы
- 16.4. Сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы
- 16.4.1. Современные представления о сущности банка
- 16.4.2. Методологические основы анализа сущности банка
- 16.4.3. Функции и роль банка
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 17. Возникновение и развитие банков
- 17.1. Возникновение банков
- 17.1.1. Храмы и храмовое хозяйство как основной источник
- 17.1.2. Децентрализация денежного хозяйства, расширение его основы и форм
- 17.1.3. Возникновение устойчивых форм организации денежного
- 17.1.4. Стабилизация форм и методов регулирования денежного и кредитного хозяйства
- 17.1.5. Особенности зарождения банков в отдельных странах Европы
- 17.2. Развитие банков
- 17.2.1. Внешние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.2. Внутренние факторы закрепления устойчивой деятельности банков
- 17.2.3. Формирование депозитной основы устойчивой деятельности банков
- 17.2.4. Зарождение финансовых рынков и усиление позиций центральных банков
- 17.2.5. Упрочение тенденции специализации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 18. Особенности современных банковских систем.
- 18.1. Особенности построения банковских систем
- 18.2. Из опыта организации банковских систем зарубежных стран
- 18.3. Особенности построения банковской системы России
- Численность коммерческих банков
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 19. Центральные банки
- 19.1. Общая характеристика центральных банков
- 19.2. Задачи и функции центральных банков
- 19.3. Денежно-кредитное регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 20. Коммерческие банки, их деятельность
- 20.1. Операции коммерческих банков
- 20.2. Банковские услуги
- 20.3. Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности банков
- Вопросы для самоконтроля
- Литература*