3.3 Осуществление сопровождения выданных кредитов
После заключения кредитного договора и получения кредита деятельность Заемщика должна находиться под постоянным контролем работников Кредитного подразделения.
Начисление и уплата процентов
Проценты за пользование кредитом начисляются по формуле простых процентов на остаток задолженности по кредиту (основному долгу), отражаемый на ссудном счете Заемщика на начало операционного дня в соответствии с расчетной базой, в которой количество дней в году и количество дней в месяце соответствует количеству фактических календарных дней. В автоматизированном режиме обеспечивается ежедневное начисление (расчет) процентов по ссудной задолженности Заемщика.
Расчетный период для определения суммы подлежащих уплате процентов устанавливается:
первый процентный период – со дня, следующего за днем предоставления кредита по день, определенный кредитным договором для уплаты процентов, или по дату полного погашения кредита (основного долга) в зависимости от того, какая дата наступит раньше;
последующие процентные периоды – со дня, следующего за днем окончания предыдущего процентного периода, по день очередной уплаты процентов, определенный кредитным договором, или по дату полного погашения кредита (основного долга) в зависимости от того, какая дата наступит раньше.
Уплата Заемщиком причитающихся процентов производится в сроки, установленные кредитным договором, а за последний процентный период – одновременно с погашением суммы основного долга.
Контроль за правильностью начисления и уплаты процентов, проведением необходимых проводок по начислению и зачислению в доходы Банка полученных процентов осуществляется Бухгалтерской службой Банка.
В случае неуплаты процентов в срок, установленный кредитным договором, руководитель Бухгалтерской службы обязан не позднее следующего дня проинформировать Кредитное подразделение об указанном факте в форме служебной записки. В записке указывается сумма просроченных процентов, номер счета для учета просроченных процентов, наименование Заемщика и номер кредитного договора.
Погашение основного долга
Погашение ссудной задолженности осуществляется заемщиками в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров, учет погашения ссудной задолженности осуществляется Бухгалтерской службой Банка в АБС «БИСквит».
Кредитное подразделение после предоставления кредита направляет Заемщику уведомление о сроках и суммах уплаты начисленных процентов и основного долга. В уведомлении указываются номера балансовых счетов (ссудный счет и счета по учету процентов и комиссионного сбора).
В случае возникновения просрочки по погашению основного долга Бухгалтерская служба Банка не позднее следующего дня информирует об указанном факте руководителя Кредитного подразделения Банка служебной запиской, в которой указывается: наименование Заемщика, номер кредитного договора, сумма просроченной задолженности, номер счета для учета просроченной задолженности.
Изменение условий действующих договоров
Решения об изменении условий действующих кредитных договоров путем заключения дополнительных соглашений или в одностороннем порядке принимаются Уполномоченным органом Банка, принявшим решение о предоставлении кредита в рамках установленных полномочий, с обязательным предварительным рассмотрением соответствующим Уполномоченным органом предыдущего уровня.
Решение о согласии Банка на досрочный возврат кредита (части кредита) по инициативе Заемщика без взимания комиссии принимается:
- руководителем Кредитного подразделения головного офиса Банка – по кредитным сделкам, которые находятся на сопровождении в головном офисе, а также по кредитным сделкам региональных филиалов и их дополнительных офисов, рассмотрение которых относится к полномочиям головного офиса;
- руководителем кредитного подразделения регионального филиала по согласованию с руководителем службы (отдела) ресурсов филиала – по кредитным сделкам, рассмотрение которых относится к полномочиям регионального филиала в соответствии с установленными ему лимитами;
- управляющим дополнительным офисом – по кредитным сделкам, рассмотрение которых относится к полномочиям дополнительного офиса в соответствии с установленными ему лимитами.
Принятие решения осуществляется на основании анализа следующего пакета документов:
- контрольный лист за ходом исполнения кредитного договора (договора об открытии кредитной линии);
- оценка хода реализации проекта;
- акт проверки залогового имущества на текущую дату;
- заключение о финансовом положении Заемщика (и, при необходимости, Залогодателя – третьего лица) на последнюю отчетную дату в сравнении с положением на момент принятия решения о предоставлении кредита;
- заключение по обеспечению кредитного проекта с обоснованием возможности его изменения: уменьшения – без снижения ликвидности обеспечения, а также установленного на момент принятия решения о предоставлении кредита коэффициента увеличения суммы обязательств; увеличения – при соблюдении требований, установленных нормативными документами по кредитованию;
- заключение Юридической службы по Залогодателю и обеспечению;
- решение Уполномоченного органа регионального филиала.
После принятия самостоятельного решения региональный филиал в трехдневный срок уведомляет Кредитное подразделение головного офиса Банка об изменении обеспечения.
Закрытие кредитной сделки
После полного выполнения обязательств Заемщика по кредитному договору оригиналы кредитных документов, находящиеся в Хранилище ценностей, а также материалы кредитного дела по закрытой кредитной сделке, хранящиеся в Кредитном подразделении и Бухгалтерской службе, в срок, не превышающий 180 дней, подлежат передаче в архив Банка в соответствии с порядком, определенным Инструкцией №9-И.
В этих целях выполняются следующие действия:
- При закрытии кредитной сделки кредитное дело изымается из Хранилища ценностей работником Бухгалтерской службы и передаются не позднее третьего рабочего дня после даты изъятия дела из хранилища в Кредитное подразделение по акту приема-передачи, с приложением описи передаваемых документов.
- Выдача документов из Хранилища ценностей осуществляется на основании ранее сформированного и оформленного работником Бухгалтерской службы мемориального ордера по выдаче ценностей, переданного внутренним порядком в операционную кассу.
- Работник Кредитного подразделения, осуществляющий сопровождение кредитной сделки, после ее закрытия помещает надпись «ПОГАШЕНО» на обложке кредитного дела, содержащего документы по обеспечению, выдаче и сопровождению кредитного проекта, и контрольном листе, копия которого подшивается в дело, характеризующее финансовое состояние Заемщика, для формирования базы данных о кредитной истории.
После получения документов от Бухгалтерской службы работником Кредитного подразделения делается отметка «ПОГАШЕНО» на оригинале кредитного договора, полученные документы подшиваются к материалам кредитного дела, находящегося в Кредитном подразделении, после чего полностью сформированный пакет документов по закрытой кредитной сделке передается должностному лицу архива Банка.
По истечении срока хранения в архиве Банка кредитные дела уничтожаются по акту в соответствии с установленным порядком.
Документы оформленные за весь период кредитования представлены в Приложениях Т-Аа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лаврушина О.И. Банковское дело: Учебник / О.И. Лаврушина - М. :Финансы и статистика, 2009.- 765 с.
2. Эдвардс Б. Руководство по кредитному менеджменту // Под ред. Б.Эдвардса - М. :Инфра-М. 2011
3. Кабушкин С.Н. Классификация и факторы банковского кредитного риска // Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2010. №29.
4. Беляков А.В., Ломакина Е.В. Кредитный риск: оценка, анализ, управление // Финансы и кредит. 2011. №9 (69)
5. Белацкий Е.Р. Проблемы управления кредитными рисками //ЕКО 2009 №5
6. Питер С. Роуз. Банковский мненеджмент.// М.: Дело. 2010.
7. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. //Мн., МИСАНТА, 2012.
8. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2011.
9. http://www.rshb.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшими предпосылками активизации банковского инвестирования экономики является создание долгосрочной ресурсной базы банковского сектора и формирование условий для его эффективной деятельности по обслуживанию потребностей производства, что связано с осуществлением комплекса мер по реструктуризации банковской системы России.
Восстановление и наращивание инвестиционного потенциала коммерческих банков в рамках комплекса мер по реструктуризации банковской системы России предполагает усиление роли государства в формировании долгосрочной ресурсной базы банковской системы, соответствующей потребностям инвестирования реального сектора, восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, клиентов, отечественных и иностранных кредиторов. В основу усиления государственной поддержки реструктуризации банковской системы должен быть положен разумный компромисс между необходимостью развития банковской сферы и возможностями федерального бюджета.
Вместе с тем в сложившихся условиях становится весьма актуальной необходимость развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием. Без опоры на крупные банки с государственным участием вряд ли возможно решение задач аккумулирования достаточных финансовых ресурсов, их перераспределение между секторами экономики, удовлетворение спроса крупных предприятий на инвестиционные ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного капитала. При этом следует учитывать, что при создании определенных условий государство должно уменьшать свое присутствие в банковском секторе.
Банк на протяжении всего времени существования расширяет географию своей деятельности.
Деятельность Банка, по данным финансовой отчетности и мнениям экспертов, признана стабильной по всем параметрам. Банк занимает одну из ведущих мест на рынке потребительского кредитования. Главная цель банка – расширение географических просторов своей кредитной деятельности и увеличение доходных показателей. Поэтому был предложен ряд мероприятий по эффективному развитию потребительского кредитования. Более конкретно рассмотрен инвестиционный проект по увеличению кредитных точек по России с целью увеличения доходов, прибыли и доли рынка.
ПРИЛОЖЕНИЯ
№1.
Рисунок 1 – Процесс принятия управленческого решения по составу финансовых ресурсов
Рисунок 2 – Информационная модель управления ресурсами
Размещено на Allbest.ru
№2.
к Инструкции по кредитованию населения
введенной в действие приказом ОАО «Россельхозбанк»
от 17.07.2007 № 205-ОД
(в редакции приказа ОАО «Россельхозбанк» от 11.04.2010 № 109-ОД)
______________________________
ОАО «Россельхозбанк»
Заявка на получение кредита
От _____________________________________________________, ведущего личное (Ф.И.О.)
подсобное хозяйство (лицевой счет № ___________ в похозяйственной книге), адрес регистрации по месту жительства _________________________,
адрес фактического проживания ________________________________,
ИНН_________________.
Прошу предоставить мне кредит в сумме __________________________
(цифрами, прописью)
_________________________рублей на ___________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________,
(целевое назначение кредита)
сроком на _________________________.
Источником погашения кредита и уплаты процентов за пользование кредитом будет являться
_____________________________________________________________.
В качестве способа обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (возврата кредита и уплаты процентов за его использование) предоставляю: ________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________.
Планирую/не планирую (нужное подчеркнуть) получение субсидий предусмотренных Правительством РФ, при кредитовании граждан, ведущими личное подсобное хозяйство.
Настоящим соглашаюсь с тем, что ОАО «Россельхозбанк» имеет право без объяснения причин отказать мне в предоставлении кредита, и я не буду иметь претензий к ОАО «Россельхозбанк» в этом случае.
«_____»______________ 200_ г.__________________
(подпись)
- Содержание
- Введение
- Общие сведения об организации – базе практики.
- Ведение расчетных операций
- 2.1. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
- 2.2. Межбанковские расчеты в оао «Россельхозбанк»
- 2.3. Пластиковые карты Россельхозбанка
- Организация кредитования: порядок предоставления и погашения кредита
- 3.1. Оценка кредитоспособности клиентов
- 3.2. Осуществление и оформление выдачи кредитов
- 3.3 Осуществление сопровождения выданных кредитов