logo search
Деятельность страховой компании

1.1 Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность страховой компании

Система законодательства, регулирующая в настоящее время страховую деятельность в России, базируется на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе "Об организации страхового дела в РФ" (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года).

Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулируя общие обязательственные стороны осуществления страхования, определяет суть правоотношений, возникающих по договору страхования. Законодательство о страховании определяет форму (добровольное или обязательное) проведения вида страхования, порядок и механизмы регулирования страховой деятельности, требования к участникам страхового процесса. Подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы координируют страховую деятельность компаний по конкретным вопросам ее осуществления.

Определенные законодательством механизмы регулирования деятельности страховых компаний по своим принципам в целом соответствуют мировой практике, но их неактивное применение не способствует эффективному росту качественных показателей отечественных страховщиков. Основное внимание в нормативах контроля и регулирования уделяется управлению активами и обязательствами страховой компании. Механизм надзора и контроля включает в себя регулирование следующих показателей и процедур деятельности страховой компании: уставный капитал; лицензирование; формирование тарифов страховых взносов; формирование и структура резервов; соответствие нормативам платежеспособности; перестрахование; ограничение размеров единичных рисков; инвестиционная политика.

Схематически (см. Рис. 1.) это может быть представлено в форме двух основных аспектов регулирования: законодательного регулирования и страхового надзора.

Рисунок 1. Схема регулирования страховой деятельности

Цель права страхового надзора установлена в законе РФ «Об организации страхового дела» и состоит в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Основу права страхового надзора составляют нормы административного и финансового права, содержащиеся в Законе РФ об организации страхового дела, указах Президента, постановлениях Правительства, ведомственных нормативных актах.

Административное право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций, регулирующим отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права (главным образом ведомственных нормативных актах, изданных федеральным органом России по надзору за страховой деятельностью):

-- Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 декабря 1992 года;

-- Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994 года;

-- Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года;

-- Правила размещения страховых резервов от 14 июня 1999 года с изменениями и дополнениями;

--Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от июня 2001 года;

--Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков от ноября 2001 года;

--Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, от 9 февраля 1995 года;

-- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению;

-- Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 года;

--Положение о госрегистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 1993 года.

Государственное право регламентирует правовую форму государственного органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов государственной исполнительной власти и основывается на: Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года, Указе Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1998 года.

Финансовое право регламентирует отношения между страховыми организациями, страхователями и государством по поводу образования и использования финансовых фондов в страховых организациях, главными из которых являются страховые резервы, в том числе отношения по определению состава затрат субъектов страховых отношений, определения налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, иных видов налогов и обязательных платежей, и включает следующие основные нормативные акты: Налоговый кодекс РФ; План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению; Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года.

Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в некоторых статьях Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 29, 31, 32), которые скорее упоминают эти функции, но не раскрывают их содержания. Государственный надзор за страхованием связан с осуществлением следующих контрольных функций:

--лицензирование страховой деятельности, включая контроль за финансовым состоянием, условиями страхования и обоснованностью страховых тарифов;

-- установление порядка формирования страховых резервов;

-- установление правил размещения страховых резервов (точнее -- активов, покрывающих страховые резервы);

-- установление нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика (маржа платежеспособности);

-- установление форм и сроков предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;

-- регистрация страховых брокеров;

-- ведение реестра страховщиков;

-- приостановление и отзыв лицензий на право осуществления страховой деятельности.

Действующее гражданское законодательство не оставляет места для осуществления надзора за учреждением страховщика и реальностью его капитализации. Предписан лишь минимальный размер уставного капитала страховщика, установленный дифференцированно, в зависимости от предполагаемых направлений деятельности по страхованию: страхование жизни, страхование иное, чем страхование жизни, перестрахование. Процедура лицензирования, предусмотренная российским законодательством, включает контроль за: наличием достаточной суммы активов у страховщика; условиями страхования на предмет их соответствия нормам гражданского законодательства; обоснованностью страховых тарифов; соответствием правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, установленным законодательными требованиями; бизнес-планом.

Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней. Последующее расширение перечня видов страхования (приложение к лицензии), вновь требует прохождения процедуры лицензирования, однако дополняется контролем со стороны надзора за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами (резервом платежеспособности).

Эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам: использование достоверной и полной финансовой, бухгалтерской и иной информации; своевременность и полнота надзора; действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзора.