2.1 Денежная масса, ее структура
С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных документов состав и структура денежной массы претерпели изменения. В начале ХХ века при золотом обращении структура денежной массы была такова:
- золотые монеты - 40%;
- банкноты - 50%;
- остатки на счетах кредитных учреждений - 10%;
Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру денежной массы. Действительные деньги полностью исчезли из оборота. Господствующее положение заняли кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной форме.
Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.
На денежную массу влияют два фактора:
- количество денег, которое определяется государством - эмитентом денег, его законодательной властью;
- скорость обращения денег - влияние обратно пропорционально на величину денежной массы в обращении. Она определяется количеством оборота рубля, которое он совершит в процессе выполнении ими функции обращения и платежа за определенный период времени[11].
Денежная масса, или совокупность всех имеющихся в обращении денег, является важнейшим количественным показателем денежного обращения. Она включает несколько компонентов, которые выделяются на основании критерия их ликвидности. Под ликвидностью понимается та степень, в которой возможно (или невозможно) использовать денежные средства в качестве средства платежа. Денежное средство считается высоколиквидным, если его можно непосредственно использовать для платежей и расчетов или легко обратить в средство платежа. В соответствии с присущим им уровнем ликвидности отдельные виды денежных средств, образующих часть денежной массы, которая обращается в стране, объединяются в денежные агрегаты.
Для оценки и анализа изменений объема денежной массы используются различные показатели, или денежные агрегаты. Агрегаты ранжируются по мере уменьшения ликвидности включенных в них разновидностей денежных средств. Степень ликвидности определяется тем, насколько быстро данное денежное средство можно использовать для покупки товаров и услуг. Наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги, находящиеся у покупателя, или депозиты до востребования. Деньги, лежащие в банке на срочном вкладе, уже имеют в этом отношении ряд ограничений: во-первых, надо дождаться оговоренного срока снятия денег со счета, а во-вторых, коммерческий банк должен быть надежным. Присоединяя постепенно к наиболее ликвидным средствам менее ликвидные, мы получаем набор основных денежный агрегатов М0, М1,…, Мn (рис.1).
Рисунок 1- Структура денежных агрегатов
Для определения денежной массы каждой конкретной страны используется различное количество агрегатов: во Франции - 2, в США - 4. В России используются 4 агрегата - М0, М1, М2, М3. Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой. Рассмотрим более подробно их экономическое содержание.
Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении (монеты и бумажные деньги) плюс остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций. Этот агрегат обслуживает наличный оборот.
Следует отметить, что металлические деньги составляют незначительную долю наличности (2 - 3% от наличных денег), они оплачивают мелкие сделки по приобретению товаров или получению услуг. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной. Изготавливается она из сплавов дешевых металлов. Это делается для того, чтобы удешевить денежный оборот, не допустить аккумуляции денег в одних руках в качестве сокровища, а также, чтобы избежать переплавки их в слитки, что предпринималось бы, если бы металл представлял техническую ценность. Таким образом в агрегате М0 преобладают банкноты.
Агрегат М1 состоит из агрегата М0 плюс средства на расчетных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты до востребования населения в коммерческих банках.
Расчетный счет - это счет, открываемый банками юридическими лицами для хранения денежных средств и осуществления расчетов[6].
Депозит до востребования - это денежный вклад, который должен быть выдан банком клиенту по его первому требованию. Поэтому можно говорить о доступность этих сбережений для вкладчика в любой момент времени. Однако, как мы видим, этот вид безналичных денег не включен в агрегат М0. Это связано именно с оценкой возможность этих денежных средств максимально оперативно превращаться в товары и услуги Агрегат М1 обслуживает операции по реализации ВВП, по распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.
Большинство экономистов склонны рассматривать денежную массу в узком смысле, то есть состоящую из агрегата М1.
Другие агрегаты - М2 и М3 - называют “почти деньгами”. Это высоколиквидные финансовые активы, которые не функционируют непосредственно в качестве средства обращения, но могут легко, без риска финансовых потерь, переводиться в наличность или счета.
Агрегат М3 содержит агрегат М1 плюс срочные депозиты населения в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги.
В отличие от вкладов до востребования, срочные депозиты являются денежными средствами, размещенными клиентами банка на определенный, указанный в документах срок. Клиент может получить вложенные денежные средства с процентами только по истечении этого срока. Очевидно, что оперативная доступность этих безналичных денег ниже, чем у составляющих компонент агрегата М1.
Что касается государственных краткосрочных ценных бумаг, то объективно они являются самыми надежными и ликвидными из всех видом ценных бумаг. Их гарантом выступает государство. Кроме того, данные краткосрочные бумаги являются бумагами с быстрым сроком погашения. Высокая надежность обеспечивает быструю продажу их на фондовых биржах.
Агрегат М3 содержит агрегат М2 плюс депозитные сертификаты и ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.
Важно отметить, что когда мы говорим о денежной массе, или о количестве денег в обращении, мы имеем в виду в первую очередь агрегат М1 (который включает М0). Все остальные агрегаты (М2, М3), или “почти деньги”, обладают меньшей ликвидностью, и границы этих агрегатов весьма размыты. По мере возрастания индекса агрегата (агрегаты М0, М1, М2, …) степень ликвидности входящих в данный агрегат компонентов убывает при возрастании их роли как средства сохранения ценности.
В таблице1, представим денежный агрегат М2 (в млрд. рублей) в разные годы, начиная с 2002 года.
Таблица 1-Динамика основных денежных агрегатов России
Дата |
Наличные деньги (М0) |
Безналичные средства |
Общая сумма (М2) |
|
01.01.2002 |
266,1 |
448,4 |
714,6 |
|
01.01.2003 |
418,9 |
735,5 |
1 154,4 |
|
01.01.2004 |
583,8 |
1 028,8 |
1 612,6 |
|
01.01.2005 |
763,2 |
1 371,2 |
2 134,5 |
|
01.01.2006 |
1 147,0 |
2 065,6 |
3 212,6 |
|
01.01.2007 |
1 534,8 |
2 828,5 |
4 363,3 |
|
01.01.2008 |
2 009,2 |
4 035,4 |
6 044,7 |
|
01.01.2009 |
2 785,2 |
6 210,6 |
8 995,8 |
|
01.01.2010 |
3 702,2 |
9 569,9 |
13 272,1 |
|
01.01.2011 |
3 794,8 |
9 698,3 |
13 493,2 |
|
01.01.2012 |
4 038,1 |
11 659,7 |
15 697,7 |
В России в практике финансового анализа и статистики только с началом рыночных реформ в 1990 г. стало применяться разделение денежной массы на агрегаты. Ныне учитывается около 20 компонентов денежной массы, которые объединяют в и М0, М1, М2, М3. М0 - это наличные деньги в обращении.
М1, кроме М0, включает в РФ средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, а также депозиты населения в сберегательных банках до востребования и средства страховых компаний. М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация. М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа[4].
Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия «денежная база».
Денежная база - это сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального банка, его возможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами или деньгами «высокой эффективности», поскольку эта категория денег может прямо контролироваться Центральным банком, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от эффективности политики Центрального банка, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не доверяют[9].
Следует подчеркнуть, что для обоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отношение М2 к денежной базе.
Учитывая, что в денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора.
Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать следующие выводы.
Денежный агрегат М0 начиная с 1 января 2013 года имеет тенденцию к снижению вплоть до 1.07.2013 г. (с 6 430,1 млрд. руб. до 6 348,8 млрд. руб.) Наличные деньги в обращении (М0) к 01.11.2013 выросли до 6 419,0 млрд. руб. Переводные депозиты населения имеют тенденцию как к росту, так и к снижению своих показателей. На 01.01.2013 г. они составляли 2 585,3 млрд. руб., на 01.04.2013 г. - 2 332,5 млрд. руб., на 01.11.2013 г. - 2 442,6 млрд. руб.
Показатели денежного агрегата М1 колеблются в пределах от 13 753,6 млрд.руб. на 01.01.2013 до 13 694,6 млрд.руб. на 01.11.2013 г.
Рисунок 1 - Анализ структуры денежной массы в 2013 г.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерациии ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России[15].
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2]. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Закон устанавливает и регулирует только эмиссию наличных денег, но допускает возможность осуществления платежей в виде наличных и безналичных расчетов. Учитывая, что конституционная норма не содержит указание на форму денежной эмиссии, мы считаем, что она предусматривает эмиссию денег как в наличной форме (банковские билеты - банкноты и металлические монеты), так и в безналичной форме (депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия.
Денежная эмиссия закладывает основы кредитно-денежного регулирования, которое в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции отнесено к ведению Российской Федерации. Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно Центральным банком Российской Федерации, охватывает:
- сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государственному сектору предпринимательства;
- проведение политики в вопросе об учетной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учетными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;
- А) эмиссионные банки
- 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
- Центральный эмиссионный банк
- Центральный банк - эмиссионный центр.
- Банк России. Эмиссионное право Центрального Банка ()
- Функции центрального эмиссионного банка
- 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
- Деятельность центрального банка
- 77. Эмиссионные банки.
- Регулирование эмиссионной деятельности Центральным банком (Банком России).