logo search
Страховой рынок РК в рыночных отношениях

2. Анализ деятельности страховых компаний в РК

2.1 Характеристика состояния страхового рынка Республики Казахстан

Значительным шагом в развитии страхового рынка республики явилась передача функций и полномочий государственного органа страхового надзора Национальному банку Республики Казахстан.

С октября 2000 года Национальный банк Республики Казахстан как уполномоченный орган по регулированию и надзору за страховой деятельностью является полноправным членом Международной Ассоциации органов страхового надзора (IAIS).

Республика Казахстан выделяется из всех стран СНГ высоким уровнем развития нормативной базы и государственного регулирования страхового рынка, несмотря на то, что показатели сбора премий и страховых выплат в Казахстане пока еще ниже, чем у некоторых соседей по СНГ. Но это тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Этим обеспечивается большая гарантия страхователям возмещения риска при наступлении страхового случая.

Участие государства в решении проблем страхового рынка придает актуальность страхованию и страховой деятельности, повышает степень защиты законных интересов страхователей. В последние годы улучшилась финансовая дисциплина и учет в страховых организациях, перечень и уровень представляемых страховых услуг.

Политика и стратегия развития страхового рынка Казахстана определяемая Национальным банком последовательно ведет страховой рынок к нормам и стандартам Европейского Союза, при сохранении конструктивных отношений со страховыми организациями стран СНГ. Определяющим моментом в движении к рыночным отношениям является прозрачность и законность страховых операций, корреляция действующего страхового законодательства Республики Казахстан с нормами Европейского Союза и Всемирной торговой организации. За относительно короткий период времени в Казахстане была проведена существенная работа по созданию условий для развития страховой индустрии:

1. совершенствовалась действующая законодательная база, регулирующая развитие страхового рынка.

2. Национальным банком РК были разработаны и внедрены требования и нормативы к страховым и (перестраховочным) организациям.

3. обеспечена финансовая устойчивость и платежеспособность страховых организаций.

4. обеспечена доступность страховых услуг, прозрачность и законность страховых операций.

Страховой рынок Казахстана можно назвать одним из наиболее динамично развивающихся во всем СНГ. Этому способствовала Программа развития страхового рынка республики.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Каждый вид обязательного страхования является отдельным классом страхования. Содержание каждого класса в обязательной форме страхования и дополнительные требования по условиям его проведения устанавливаются законодательным актом, регулирующим данный класс страхования

Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются законами Республики Казахстан.

Инициатором обязательного страхования в Казахстане выступает государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц заключать договор страхования.

Распоряжением Премьер - Министра Республики Казахстан от 21.03. 2003 года № 38-р был утвержден оптимальный перечень видов обязательного страхования:

- об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;

-об обязательном страховании в растениеводстве;

-об обязательном экологическом страховании;

-об обязательном социальном страховании;

-об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;

-об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;

-об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций;

-об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов;

-об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента;

-об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам.

Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории РК.

Плательщик (работодатель или самостоятельно занятое лицо, осуществляющее исчисление и уплату социальных отчислений ) имеет право на возврат ошибочно уплаченных сумм социальных отчислений. Он обязан своевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и представлять в налоговые органы расчеты по начисленным и перечисленным социальным отчислениям.

Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды:

1. на случай утраты трудоспособности;

2. на случай потери кормильца;

3. на случай потери работы.

Государство гарантирует гражданам право на получение социальных выплат при наступлении случаев риска по видам обязательного социального страхования на условиях, установленных Законом.

Постановлением Правительства РК от 21.06.04 №683 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2005г. № 1149; 31.05.2009 г. № 533; 30.06.2009 г. № 662) утверждены правила исчисления социальных отчислений.

Социальные отчисления, подлежащие уплате в Государственный фонд социального страхования за участников системы обязательного страхования, установлены в размере:

с 1 января 2009 года - 2 % от объекта исчисления социальных отчислений;

с 1 января 2010года - 3 % от объекта исчисления социальных отчислений.

Для работодателя объектом социальных отчислений являются его расходы , выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги.

Для самостоятельно занятых лиц, для которых распространяется специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством размер социальных отчислений, уплачиваемый ими в свою пользу составляет:

с 1 января 2009 года - 2 % от минимальной заработной платы;

с 1 января 2010 года - 3% от минимальной заработной платы.

Для индивидуальных предпринимателей, не применяющих специальные налоговые режимы, частных нотариусов и адвокатов объектом исчисления социальных отчислений являются их доходы. При этом ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем 10-ти кратного размера минимальной заработной платы.

Механизм обязательного страхования, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, широко используется государством в целях обеспечения социальной стабильности и ускорения развития экономики.