1.2 Состояние и проблемы рынка банковских продуктов и услуг
Организацию и функционирование банковской системы Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности определяет Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, к основным из которых следует отнести Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” (от 03.02.96 г. № 17-ФЗ) и Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (изменения и дополнения от 26.04.95 N 65-ФЗ), а также ряд нормативных актов Банка России.
Эти документы определяют построение банковской системы Российской Федерации, которая состоит из Банка России и кредитных организаций. В нее также включаются филиалы и представительства иностранных банков.
Банк России составляет первый уровень банковской системы Российской Федерации. В Федеральном законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, говорится, что основными целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Кредитные организации включаются во второй уровень банковской системы Российской Федерации. В упомянутом Федеральном законе “О банках и банковской деятельности” кредитная организация определяется как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”. Среди кредитных организаций выделяются банки и небанковские кредитные организации.
Для первых в Федеральном законе дается такое определение: Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции: привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В статье пятой этого закона приводится следующая конкретизация.
Небанковская кредитная организация определяется как кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”. Такое сочетание допустимых банковских операций устанавливаются Банком России.
Особенности российской банковской системы состоят в том, что она, будучи развивающейся системой рыночного типа:
· не всегда отчетливо проявляет в своей деятельности тенденции, характерные для развитых стран;
· цивилизованные, современные формы зачастую практикуются не всеми банками;
· технологии в значительной степени не сформулированы в законодательстве и нормативных документах;
· переход на новые технологии в силу ограниченности ресурсов, а в некоторых случаях их незнания и неумения правильно использовать совершается медленно, с опозданием (особенно это касается вложений в банковскую структуру);
· пока только овладевает новейшими технологиями, нередко копирует их без должной адаптации к национальным условиям;
· развивает технологии в контексте их унификации, без должного учета особенностей кругооборота капитала товаропроизводителей.
Проблемы дальнейшего реформирования банковского сектора рассматриваются в разработанной Банком России и Минфином «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2010 год и на период до 2008 года» (далее - Стратегия-2010). В ней дана оценка текущего состояния банковского сектора, сформулированы цели и условия его дальнейшего развития, намечена политика государства в отношении банковского сектора, определены принципы и сфера участия государства в реформировании банков, структурные и функциональные направления развития банковской деятельности. Значительное внимание уделено развитию корпоративного управления и управлению банковскими рисками, регулированию деятельности кредитных организаций и банковскому надзору, а также развитию конкурентной среды, повышению рыночной дисциплины и прозрачности банковской деятельности кредитных организаций, их взаимодействию с международным банковским сообществом.
Развитие рынка банковских продуктов и услуг в России происходит одновременно с оздоровлением и реструктуризацией банковской системы.
Процедура расширения рынка банковских продуктов и услуг на этапе реструктуризации банковской системы встретилась с проблемами:
* развития конкурентной борьбы с западными банками, работающими на российской рынке за привлечение и сохранение корпоративных клиентов;
* создания на основе возрождения национальной экономики надёжной и устойчивой в финансовом отношении базы корпоративных клиентов;
* снижения уровня годовой инфляции с тем, чтобы добиться повышения кредитной активности российских банков;
* улучшения качественных показателей кредитного портфеля и на этой основе снизить относительную долю просроченных ссуд;
* устранения возникающих по мере универсализации деятельности банков текущих трудностей, связанных с формированием ресурсной базы, филиальной сети, маркетинговых исследований и т.п.
Следует отметить, что доля уже решенных проблем рынка банковских продуктов и услуг у Российских банков незначительна. Трудности ожидают банки, преждевременно следующие по пути универсализации своей денежно-кредитной деятельности, банки, ещё не ставшие на путь широкого привлечения в акционерный капитал зарубежных инвесторов. Положение российских банков на рынке несколько усложняется ещё тем, что иностранные банки и их филиалы, работающие на российском рынке банковских продуктов и услуг, имеют ряд несомненных преимуществ:
· гарантируют возврат привлеченных средств;
· имеют высокую корпоративную культуру, соответствующую установленным внутри банка процедурам;
· добиваются систематического повышения деловой квалификации банковского персонала, более широко использует для этой цели методы материального и морального стимулирования;
· уделяют больше внимания повышению значимости банковского менеджмента в развитии отношений с клиентами, ориентируясь на увеличение абсолютной их численности в зоне действия рынка банковских услуг.
В этих условиях российские банки могут и должны использовать свои преимущества в обслуживании корпоративных клиентов и частных лиц.
Во-первых, российский банковский сектор располагает надёжной информацией и хорошо знает рыночное пространство деятельности своих корпоративных клиентов, объёмы и структуру выпускаемой ими продукции, экспортно-импортные возможности отечественных предприятий, их потребности в услугах кредитных организаций.
Во-вторых, российские банки уже адаптировались к работе в сложных условиях перехода к рыночной экономике и кризисных потрясений, а следовательно могут проявить максимальную осторожность к возможным рискам на различных сегментах рынка банковских услуг.
И, наконец, в-третьих, у российских банков наблюдается повышенная потребность в получении прибыли за счёт кредитования реального сектора экономики.
Постепенная реализация этих и других преимуществ даёт российским банкам возможность для дальнейшего расширения структуры услуг по всему комплексу операций, выполняемых на рынке, особенно в Евровалюте, поскольку доля стран ЕС в экспорте и в импорте товаров, в развитии совокупности торгово-экономических отношений постоянно увеличивается. Однако его использование в настоящее время несколько ограничено во времени, требует активизации единого западноевропейского рынка ссудных капиталов. Тем не менее, многие российские банки наладили и успешно развивают расчетно-платежные услуги, услуги по открытию и ведению счетов в европейской валюте: