logo search
Рынок ценных бумаг

1.2 ФУНКЦИИ БИРЖИ

Биржа выполняет следующие функции:

Организация биржевых публичных торгов, а именно:

организация биржевых торгов;

разработка правил биржевой торговли;

материально-техническое обеспечение торгов;

квалифицированный аппарат биржи.

Разработка биржевых контрактов, которая включает:

стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых товаров;

стандартизацию размеров партий товаров;

выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам.

Разрешение споров по биржевым сделкам.

В процессе биржевых торгов в силу самых различных причин (ошибка, попытка обмана, нечеткая работа обслуживающего персонала и т.д.) возможны случаи возникновения спорных ситуаций между участниками биржевой торговли, которые по своему характеру могут быть разрешены только на бирже и ее соответствующим нейтральным органом. Обычно это третейский суд или арбитраж.

Выявление и регулирование биржевых цен.

Биржа участвует в формировании и регулировании цен на все виды биржевых товаров. Концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого количества сделок исключают влияние нерыночных факторов на цену, делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается как наиболее важная функция биржи. При этом под котировкой понимают фиксирование цен на бирже в течение каждого дня ее работы; регистрацию курса валюты или ценных бумаг; цену биржевых товаров. Котирование цен - это регистрация биржевых цен с их последующей публикацией.

Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен.

Гарантирование выполнения сделок достигается посредством биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организует их исполнение.

Информационная деятельность биржи. Важнейшей функцией биржи являются сбор и регистрация биржевых цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление клиентам, различным другим заинтересованным организациям, на международный рынок информации о наличии товаров по образцам и пробам обычно на основе сложившихся биржевых стандартов, ее публикация в газетах, журналах, информационных агентствах.