logo search
Потребительский кредит и его роль в развитии национальной экономики, повышении жизненного уровня населения

2.3 Анализ влияния потребительского кредитования на объем продаж в розничной сети "Корона Урала" г.Первоуральска

В розничных торговых сетях всех регионов России с конца 90-х годов активно оказывалась услуга продажи товаров в кредит. Практика показала, что население приняло эту услугу. Объемы продаж розничных сетей росли, вместе с этим доля проданных товаров в кредит также была велика и иногда доходила до 60-70% от розничного товарооборота

Услугу продажи товаров в кредит активно предоставляли и в торговой сети "Корона Урала" с 2003 года. в каждой торговой точке предприятия находилось по 2-3 представителя банков "Русский стандарт" и "Русфинанс". Ежегодно рос процент продаж товаров в кредит. Банки предлагали населению различные условия получения кредита, проводились многочисленные акции. Население научилось "жить в кредит" и активно пользовалось предоставленной возможностью, не смотря на огромные процентные ставки, на переплаты по кредитам. До августа 2008 года сохранялась тенденция роста потребительского кредитования.

Но мировой финансовый кризис резко прервал такой рост. В городе остановили свою деятельность ряд промышленных предприятий, в том числе градообразующее предприятие Первоуральский Новотрубный завод. Большинство работоспособного населения оказалось без средств к существованию, вырос процент безработного населения. Возможность найти вакансии сократилась до нуля. Те кто остался на своих рабочих местах потеряли в заработной плате до 60 %.Одновременно банки стали отказывать желающим приобрести товары в кредит.

В августе и сентябре 2008 процент проданных товаров в кредит в среднем по всем торговым точкам снизился на 10 пунктов; в октябре и ноябре еще на 15 пунктов и к концу 2008 года достиг снижения на 35 пунктов.

В приложении № 2 приведены показатели розничного товарооборота и доли продаж товаров в кредит по структурным подразделениям данной торговой сети. Пять торговых точек (магазинов) оказывают услугу потребительского кредитования через банки "Русский стандарт" и "Русфинанс" банк. Данные показатели приведены за первое и второе полугодие 2008. Магазины предоставляют товары в кредит по следующим группам:

- мебель

- сантехника

-строительные материалы

-бытовая и компьютерная техника

Из данных таблицы видно, что в среднем по предприятию розничный товарооборот снизился во втором полугодии на 25 079 225,00 рублей. Что в процентном соотношении составляет 36% к показателям первого полугодия. Доля потребительского кредитования в среднем снизилась на 27 542 597,00 рублей и составляет лишь 15% от показателя первого полугодия. Динамика такова, что в среднем по подразделениям доля потребительского кредитования упала на 35% по отношению к первому полугодию.

Эту динамику можно отразить в диаграммах Рисунок № 1 и Рисунок № 2

Рисунок № 1

Рисунок № 2

Итак, можно сделать вывод, что потребительское кредитование действительно существенно влияет на величину розничного товарооборота. Когда был подъем в области продаж товаров в кредит, большую выгоду имели и банки, и предприниматели, а теперь в сложной для всех ситуации значительно пострадали не только банки, но и розничная торговля промышленными товарами. В данной ситуации бизнесменам, которые сделали акцент своей деятельности на розничную торговлю промышленные товары, ничего не остается делать, как ждать. Объемы розничного товарооборота снизились в данной области не только за счет снижения выдаваемых кредитов населению, но и за счет ухудшения финансового положения населения в целом.