Оценка стоимости гудвилла (на материалах ОАО "УРСА банк")
ВВЕДЕНИЕ
В условиях усиления конкуренции, связанной с либерализацией внутренних рынков, процессами глобализации мировой экономики, на фоне постоянного роста на фондовых рынках отклонения рыночной капитализации предприятий от стоимости их реальных активов: зданий, сооружений, оборудования, материальных запасов - предприятиям требуется эффективная система финансового управления, учитывающая роль нематериальных активов и гудвилла в формировании их стоимости.
Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими как здания, оборудование, запасы сырья и материалов, денежные средства и т.д., но и деловой репутацией, сложившимся, кругом клиентов и проверенных поставщиков, торговыми марками и брендами, известностью на рынке и другими факторами, которые, на первый взгляд, очень сложно оценить.
Несмотря на сложность оценки гудвилла, существует ряд случаев, когда проведение оценки просто необходимо:
· покупка (продажа) бизнеса;
· слияния и поглощения;
· принятие управленческих решений (при управлении стоимостью компании).
Вообще гудвиллом может являться все, что помогает компании получать прибыли больше на единицу активов, чем у средней аналогичной компании. Например, это может быть грамотный руководитель, хорошо обученный дружный персонал, отработанные технологии ведения бизнеса или выгодное территориальное положение.
Необходимость проведения профессиональной стоимости гудвилла возрастает, что непосредственно подчёркивает актуальность исследуемой темы.
Цель оценки - определение рыночной стоимости гудвилла с целью его отражения в МСФО, что позволит оценить эффективность слияния банков, а также оценка влияния гудвилла на формирование собственного капитала путём дополнительной эмиссии акций.
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- раскрыть содержание гудвилла как экономической категории на основе анализа природы его возникновения и форм проявления в воспроизводственном процессе;
- составить многоаспектную классификацию гудвилла как теоретическую основу совершенствования системы управления стоимостью предприятия;
- конкретизировать методы оценки стоимости гудвилла в целях отражения особенностей формирования стоимости нематериальных ресурсов;
- рассчитать рыночную стоимость гудвилла;
- определить влияние гудвилла на изменение величины собственного капитала в период дополнительных эмиссий акций;
Объект исследования - процесс формирования стоимости гудвилла компании.
Объект наблюдения - ОАО "УРСА Банк".
Объект оценки - гудвилл ОАО "УРСА Банк".
Предмет исследования - процесс обоснования рыночной стоимости гудвилла ОАО "УРСА Банк".
К общеэкономическим методам исследования можно отнести аналитический и расчетно-конструктивный.
Степень изученности темы - для теоретико-методологической разработки вопросов стоимостной оценки гудвилла особый интерес представляют работы Н. Абдулаева, И. Аверчева, И. Бланка, Е. Гришиной, В. Елисеева, С. Кузнецова, Ю. Леонтьева, А. Орлова, М. Пятова, Л. Ревуцкого, Я. Соколова, В. Шакина, И. Шера, Э. Шмаленбаха и др.
В первой главе рассматриваются различные подходы к трактовке понятия «гудвилл», классификация гудвилла как экономической категории, а также методические основы оценки гудвилла компании. Во второй главе приводятся организационные и экономические характеристики ОАО «УРСА банк», анализ его финансово-хозяйственной деятельности и выводы относительно оценки стоимости гудвилла. В третьем разделе производится расчёт стоимости гудвилла ОАО «УРСА банк», и обосновывается экономическая целесообразность проведённой оценки.