logo search
Общества взаимного страхования: история возникновения, современное состояние и перспективы развития

3.1 Проблемы создания и деятельности обществ взаимного страхования

В современной России правовой базой взаимного страхования служит ст.968 «Взаимное страхование» ГК РФ. Согласно п.2 указанной статьи, особенность правового положения и условия деятельности ОВС должны определяться Законом «О взаимном страховании». В настоящее время данный закон не принят, что создает ряд проблем и противоречий для деятельности обществ взаимного страхования.

Гражданский кодекс РФ не требует наличия лицензии на осуществление страховой деятельности для ОВС. На общества взаимного страхования не распространяются установленные для страховщиков ограничения по размещению страховых резервов. На них не распространяются требования по поддержанию платежеспособности, публикации отчетности и получению аудиторского заключения.

Попытка устранить имеющийся правовой диссонанс была сделана департаментом страхового надзора весной 2001г. Письмом Министерства финансов РФ от 28.03.01 №24-00/05 всем российским ОВС было рекомендовано в добровольном порядке встать на учет в Департаменте страхового надзора Минфина РФ. [8, c. 82-86].

Лицензирование деятельности ОВС в России -- вопрос, который может разрешиться только законом о взаимном страховании.

В законопроектах о взаимном страховании, в частности в проекте, представленном депутатами Государственной Думы И.Ю. Артемьевым, М.М. Задорновым, М.В. Емельяновым не предусмотрено получение ОВС лицензии на осуществление страховой деятельности.

В законопроекте предполагается, что государственный надзор и контроль за деятельностью обществ будет осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Общество приобретает право осуществлять страхование с момента его аккредитации и внесения в Государственный реестр обществ взаимного страхования. Порядок аккредитации обществ в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью будет установлен Правительством Российской Федерации.

Отсутствие лицензирования означает, что на ОВС не накладывается никаких серьезных финансовых ограничений в плане платежеспособности, формирования резервов, размещения активов. Кроме того, не устанавливается никаких требований по передаче рисков взаимного страхования в перестрахование. [9].

В Европе регулирование деятельности ОВС осуществляется в соответствии с Директивами ЕС. В сфере страхования иного, чем страхование жизни, деятельность ОВС определяется директивой ЕС № 73/239/СЕЕ от 24.07.73 с последующими изменениями и дополнениями.

Получения лицензии на право осуществления страховой деятельности не требуется, если ОВС соответствует следующим требованиям:

· уставом предусмотрена возможность уплаты участниками дополнительных взносов или сокращения страховых выплат в случае угрозы неплатежеспособности;

· ежегодный объем поступлений страховой премии не превышает 1 млн. евро;

· не менее половины всех страховых премий поступает по договорам, заключенным со страхователями-участниками ОВС.

Отдельным документом -- Директивой ЕС № 79/267/EEC от 05.03.79 с последующими изменениями и дополнениями регулируется деятельность ОВС по страхованию жизни.

Для ОВС не требуется получение лицензии на право осуществления страховой деятельности, если кроме предусмотренной уставом возможности уплаты участниками дополнительных взносов, объем страховой премии, полученной в течение трех лет деятельности, не превышает 500 тысяч евро. В противном случае на четвертом году деятельности ОВС обязано получить лицензию.

В качестве активов, обеспечивающих маржу платежеспособности, разрешено принимать средства складочного капитала при условии, что устав ОВС содержит следующие положения:

· страховые выплаты и платежи в пользу участников осуществляются до тех пор, пока фактический размер маржи платежеспособности превышает требуемый;

· заявление участника о прекращении членства должно быть направлено в исполнительные органы ОВС не менее чем за месяц до фактического выхода, и исполнительные органы вправе как минимум в течение этого срока не осуществлять никаких выплат такому участнику из средств ОВС. [10].

Таким образом, законодательство ЕС устанавливает четкие критерии, когда деятельность ОВС приобретает коммерческий характер, что делает необходимым получение лицензии и влечет за собой более жесткий контроль со стороны органов государственного страхового надзора. Для РФ также необходимы четкие нормы, регламентирующие деятельность ОВС.

Гражданский кодекс РФ ограничивает перечень рисков, страхование которых могут осуществлять общества взаимного страхования. Это только риски имущественного страхования, к которым относятся:

риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930ГК);

риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932 ГК);

риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов -- предпринимательский риск (ст.933 ГК).

Таким образом. ГК РФ существенно ограничивает деятельность обществ взаимного страхования, исключая из нее личное страхование. Однако за рубежом общества взаимного страхования успешно занимаются как страхование жизни, так и медицинским страхованием и это исторически было их естественной функцией.

Кроме того, сегодняшний Налоговый кодекс не способствует развитию взаимного страхования в России. В соответствии с п.15 ст.270 Гл.25 НК РФ, организации не имеют права отнести сумму добровольных вступительных и членских взносов участников ОВС на расходы в целях расчета налога на прибыль. Таким образом, участие во взаимном страховании не уменьшает налогооблагаемую базу организаций. Для развития взаимного страхования в России должно быть разрешено отнесение расходов по нему на себестоимость продукции, работ, услуг для предприятий участников ОВС. Также, расходы на взаимное страхование должны уменьшать базу для начисления налога на доходы физических лиц, что будет способствовать развитию взаимного страхования, что в данный момент отсутствует.

На ОВС не в полной мере распространяется Закон об организации страхового дела, поэтому многие вопросы общества взаимного страхования решают сами. В частности самостоятельно определяются:

· условия (правила) взаимного страхования и порядок оформления договоров страхования, заключаемых с членами общества;

· тарифная политика;

· виды, формы и размеры страховых резервов;

· условия передачи рисков на перестрахование.

Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации, создается без ограничения срока деятельности, если иное не оговорено в уставе.