logo search
Микроструктура Московской межбанковской валютной биржи

1.1 Концепция микроструктуры рынка

Теория микроструктуры рынка занимается изучением процесса ценообразования при прямом описании взаимодействий участников рынка. Это относительно новое направление современной экономики. Интерес к роли способа торговли в ценообразовании возрос после кризиса на НьюЙоркской бирже в 1987 г. Для анализа рынков теория микроструктуры опирается на положения микроэкономической теории при неполной информации, математической теории управления, теории игр, исследования операций, организации промышленности, стохастического анализа, а также прикладной статистики и эконометрики. [17]

Опишем некоторые черты микроструктуры, существенные для российского рынка.

1.Институциональные условия выхода на рынок, способы заключения (исполнения) сделок. В институциональные условия входят правила работы на торговых площадках, регламенты взаимодействия с депозитариями, регистраторами, клиринговыми и расчетными палатами и банками и т.д. Этот комплекс нормативных правил определяет условия, в рамках которых совершаются и исполняются сделки. Они контролируются торговой площадкой, а также органами государственного регулирования. Дилемма торговой площадки состоит в том, что, с одной стороны, необходимо ограничивать выход на рынок участников, способных своими действиями нанести ущерб другим участникам и репутации площадки, с другой снижение числа участников возможно до определенной границы, ниже которой рынок теряет ликвидность.

Различные издержки, их роль в стратегиях участников рынка и отражение в ценах. Рационально действующие участники рынка переносят свои затраты на контрагента, что неизбежно отражается в значениях цен. В структуру издержек входят как непосредственно измеримые затраты (биржевой сбор), так и косвенные риск потери от торговли с более информированным агентом, риск неблагоприятного движения цены и т.д. Наличие издержек может сильно деформировать стратегии участников в пределах торговой площадки либо заставить перенести операции на конкурирующую торговую площадку. Возможность выбора места торговли ограничивает рыночную власть организатора торговли. [17]

2.Неоднородность участников рынка. Неоднородность может исходить не только от прав и/или обязанностей в рамках торговой площадки или финансовых возможностей, но и от целей их выхода на рынок, типов торговых стратегий и т.д. Выход на рынок может быть вызван, в частности, владением неопубликованной (частной) информацией либо желанием реструктурировать портфель (одно другому не противоречит). В зависимости от индивидуальных стратегий многих участников рынка цена будет испытывать те или иные колебания. Например, по отзывам участников рынка РТС 19971998 гг., нередкими были стратегии, основанные на повторении стратегий трейдеров из компаний с известными именами.

3.Информация. Достоверность, точность и своевременность информации влияет на поведение участников рынка, что отражается в наблюдаемых ценах. Результат асимметрии в информации проявляется в рамках используемых институциональных условий и сопутствующих внешних эффектов, представление о которых будет разъяснено ниже.

Качество финансовых инструментов и их инвестиционная привлекательность. Эти качества определяют торговую активность и инвестиционные предпочтения инвесторов. Даже близкие по происхождению ценные бумаги не являются полностью взаимозаменяемыми для инвестиционного портфеля. [17]

4.Размеры и состав инвестиционного портфеля (роль запасов), качество финансовых инструментов, связи в движении финансовых инструментов. Эти параметры определяют инвестиционные возможности работы на рынке, а также финансовую устойчивость.

5.Расчетнодепозитарное обслуживание (РДО) участников рынка акций влияет на их поведение. Не склонные к риску участники рынка передают за некоторое вознаграждение часть своего риска по исполнению сделок третьему лицу РДО. РДО является элементом комплекса услуг, необходимых для устойчивой работы рынка ценных бумаг. РДО позволяет снизить ожидаемые потери времени и средств при исполнении сделок. Меры РДО по снижению рисков составляют внешние эффекты для участников рынка. [17]