logo search
Инфраструктура рынка ценных бумаг

2.3. Система клиринга.

При больших оборотах на бирже контроль за каждой отдельной сделкой, даже стандартизованной, оказывается очень хлопотным и дорогим делом. Для его реализации вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись. Задачей клиринговой системы является установление и подтверждение параметров всех заключенных в данной системе сделок и иногда подведение итогов.

Существует несколько основных разновидностей клиринга:

ы непрерывный клиринг осуществляется в режиме реального времени, т.е. каждая заключенная на бирже сделка немедленно поступает в обработку. Эта система применяется при небольших объемах сделок и требует мощного аппаратно-программного обеспечения;

ы периодический клиринг производится регулярно через определенные периоды времени. К этому моменту накапливается информация обо всех сделках, заключенных на бирже за период, а затем все сделки разом обрабатываются. Такая технология более производительна, однако существенно увеличивает сроки расчетов по сделкам. Реально периодический клиринг проводится в конце каждой торговой сессии, что является компромиссом между стоимостью обработки и временем.

Кроме того, принято выделять двусторонний и многосторонний клиринг:

ы двусторонний клиринг проводится таким образом, что в результате выясняется, кто из участников и какие сделки заключил. Иногда эти сделки рассматриваются самостоятельно, а иногда суммируются, так что в итоге выясняется нетто-позиция каждого из участников торгов в отношении каждого другого. Такой клиринг иногда называют двусторонним неттингом.

ы многосторонний клиринг является логическим продолжением двустороннего неттинга и суммирует все сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает одну позицию.