logo
Динамика депозитов юридических лиц и населения в составе ресурсной базы белорусских коммерческих банков

1.1 Экономическая сущность и значение привлеченных средств банков

Банковская деятельность представляет собой совокупность осуществляемых банками, а также небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Основная сущность коммерческой деятельности банка заключается в том, чтобы на максимально выгодных для банка условиях привлечь свободные средства физических и юридических лиц и затем разместить их с соблюдением основных принципов проведения активных операций, а именно принципов срочности, возвратности, платности.

Привлеченные средства клиентов являются составляющим элементом ресурсной базы банка. В частности, ресурсная база представляет собой совокупность привлеченных и собственных средств банка. Ресурсная база банков определяется как средства, привлеченные банками от резидентов и нерезидентов, и другие источники, которыми являются банковский капитал, валютные счета переоценки, межбанковские и межфилиальные расчеты и иные средства.

К привлеченным средствам относятся средства органов государственного управления, размещенные на счетах в банках средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, полученных от Национального банка Республики Беларусь кредиты, средства субъектов хозяйствования и физических лиц. Кроме того, в состав ресурсной базы включаются средства банков на корреспондентских счетах в других банках.

В общей сумме банковских ресурсов привлеченные ресурсы занимают преобладающее место. Их доля по различным банкам колеблется от 75% и выше. С развитием рыночных отношений структура привлеченных ресурсов претерпела существенные изменения, что обусловлено появлением новых, не традиционных для старой банковской системы способов аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. По мнению О.А. Богданкевич, привлеченные средства банка -- это «его обязательства, имеющие возвратную, платную основу» [5, с. 34].

В настоящее время в отечественной банковской практике и теории банковского дела встречаются различные подходы к определению структуры привлеченных ресурсов коммерческих банков. Согласно первого из них, в качестве привлеченных ресурсов следует рассматривать все не принадлежащие банку средства, привлеченные им во временное пользование. Этой точки зрения придерживаются Г.Г. Коробова и Ю.И.Коробов [1, с. 146].

По второй точке зрения, находящиеся во временном пользовании банка средства физических и юридических лиц подразделяются на две группы: привлеченные и заемные ресурсы. Так, к примеру, Л.П. Кроливецкая включает в привлеченные средства депозиты, банковские сертификаты и векселя и не включает межбанковские кредиты и облигации [4, с. 178].

К.Р. Тэгирбеков к привлеченным средствам относят депозиты, средства на счетах (текущих, расчетных и др.), а собственные долговые обязательства и межбанковские кредиты выделяют в группу заемных ресурсов [45, с. 131].

В зарубежной литературе не встречается понятие «привлеченные ресурсы». Зарубежные авторы используют для обозначения привлеченных средств банка понятия «обязательства», «пассивы» (в основе той же теории управления пассивами, по сути, лежит управление привлеченными ресурсами). У Питера С. Роуза это «источники средств банка» [42, с. 359].

В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом:

- депозиты;

- недепозитные привлеченные средства. Основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты, т.е. денежные средства, внесенные в банк клиентами - частными и юридическими лицами, т.е. предприятиями, товариществами, акционерными обществами на определенные счета, и используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством [8, c. 15].

Недепозитные привлеченные средства - это средства, которые банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитов тем, что они имеют, во-первых, неперсональный характер, т.е. не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкурентной основе, и, во-вторых, инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку. В настоящее время в структуре привлеченных ресурсов коммерческого банка преобладают депозиты.

В современной экономической литературе сложилось пять подходов к определению депозита.

Первый подход подчеркивает двойственную природу депозита, а именно, с одной стороны, депозит -- это деньги, используемые владельцем в качестве средства платежа, с другой, -- денежный капитал, приносящий процентный доход. Сторонником данного подхода является Э.С. Каценеленбаум. Исследуя сущность банковского депозита, он отмечал: «Депозиты являются для вкладчиков потенциальными деньгами. Вкладчик может выписать чек и пустить соответствующую сумму в циркуляцию. Но в то же время «банковские деньги» приносят процент. Они выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой стороны. Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит проценты... и недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обычно приносит капитал. Этот пониженный процент -- не случайное явление, а существенный момент природы банка. Ибо вся сущность природы банка заключается в том, что процент, платимый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различных предприятиях капитал» [16, c. 7].

Двойственная природа депозита, рассмотренная названным автором, должна быть учтена в процессе организации депозитной деятельности банка (включение в условия депозитов до востребования возможности использования денег как средства платежа) и управлении денежными средствами, привлеченными на депозитные счета (вкладчики, ориентированные на получение дохода, всегда рассматривают альтернативные возможности размещения свободных денежных средств в более доходные активы).

Второй подход -- его придерживаются В. В. Иванов, Ю. А. Бабичева -- заключается в определении депозита как денежных средств или ценных бумаг, отданных на хранение в банк. В. В. Иванов уточняет, что они могут быть использованы для безналичных расчетов или получены наличными деньгами.

Включение в определение депозита В.В. Ивановым условий об использовании вкладчиком денег на депозитном счете для безналичных расчетов нуждается в корректировке, так как не все виды депозитов предоставляют подобную возможность. Ю.А. Бабичева отмечает, что денежные средства или ценные бумаги, будучи депозитом, могут быть отданы не только банку, но и финансово-кредитным учреждениям [16, c. 8].

Суть третьего подхода состоит в рассмотрении депозита через категорию «кредит», т. е. депозит является одним из наиболее важных ресурсов банка, поскольку, по сути, он представляет собой кредит населения, предприятий и организаций другим клиентам банка через посредство банковской системы.

Сходную позицию с Ю.А. Бабичевой занимают Г.Н. Белоглазова и Л.П. Кроливецкая. Раскрывая содержание понятия «депозит», авторы указывают, что депозит отражает экономические отношения, которые складываются между банком и его клиентом по поводу передачи средств банку на временное пользование. Л.П. Кроливецкая уточняет, что депозит есть форма выражения кредитных отношений, что соответствует тому, как она определяет подходы к разработке депозитной политики [16, c. 9].

Как можно заметить, во всех случаях, указанных выше, депозит рассматривается через категорию «кредит», т. е. по отношению к клиентам банк, проводя депозитные и кредитные операции, может выступать как в роли кредитора, так и заемщика. Таким образом, депозит -- это денежная сумма, которая передается банку не просто для хранения, но и для временного использования кредитной организацией. То, что авторы, определяя понятие «депозит», предполагают рассматривать депозитные и кредитные операции во взаимосвязи, как единое целое, -- в контексте исследуемой темы является крайне важным.

Особенность четвертого подхода -- в конкретизации понятия «депозит» через обозначение субъектов депозитных операций (вкладчиков) и условий, на которых может быть внесен депозит. Известные специалисты в области банковского дела О.И. Лаврушин и Е.Б. Ширинская подчеркивают, что депозиты как суммы денежных средств, вносимые субъектами депозитных операций в банк, на определенное время оседают на счетах в силу действующего порядка осуществления операций. Е. Ф. Жуков отмечает, что собственники передают денежные средства в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте в банк для хранения на определенных условиях.

Данный подход к понятию «депозит» следует принять во внимание при рассмотрении основ депозитной политики коммерческого банка, поскольку на его базе можно определить виды депозитов и их условия.

Пятый подход -- он характерен для западной экономической литера-
туры-- раскрывает понятие «депозит» через систему управления привлеченными средствами. Так, П.С. Роуз определяет депозит как основу, за счет которой банки развиваются и преуспевают. Очевидно, что речь идет об эффективном управлении привлеченными ресурсами, что позволяет банкам получать прибыль и развиваться. Данный подход в большей степени характеризует назначение депозита, но не раскрывает самого понятия «депозит» [46, c. 18].

Безусловно, каждый подход к определению понятия «депозит» имеет право на существование, но даваемые авторами определения показывают какую-либо одну сторону депозита: или двойственную природу, или хранение денежных средств в банке, или форму выражения кредитных отношений (временное пользование средствами), или обозначение субъектов депозитных операций и условий внесения депозита.

Понятие «депозит», как нам представляется, должно: учитывать потребности вкладчиков, правовые нормы, регулирующие отношения банка и вкладчика, характеризовать денежные средства на депозитных счетах как основу ресурсной базы банка и объект использования в активных операциях. Из всего вышеизложенного можно дать следующее определение депозита.

Депозит -- это денежные средства, переданные юридическими и физическими лицами в национальной и иностранной валюте банку во временное пользование, с сохранением права вкладчиков по распоряжению ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством, по которым банк принимает на себя обязательства по возврату и уплате предусмотренных договором процентов.

Данное определение депозита позволяет говорить о депозитной политике в увязке с потребностями клиентов банка и формированием структуры депозитной базы с позиции необходимого соотношения депозитов разных видов.

Депозитная политика коммерческого банка представляет собой совокупность принципов, методов и способов осуществления, последовательно связанных действий по привлечению денежных средств в депозиты (вклады) на условиях возвратности и эффективному управлению ими в целях обеспечения функционирования и развития банка [16, c. 16].

Данное определение позволяет рассматривать депозитную политику в широком и узком смысле. В широком смысле депозитная политика рассматривается с позиций коммерческого банка по отношению к клиентам, средствами которых он распоряжается на условиях возвратности (категории вкладчиков, на которых будет направлена депозитная политика; приоритетность работы с юридическими или физическими лицами и др.). Депозитная политика позволяет банкам рационально организовывать и регулировать взаимоотношения с клиентами, управлять процессом привлечения денежных средств на депозитные счета. При разработке депозитной политики банк должен учитывать интересы различных групп клиентов: юридических и физических лиц. Развивая депозитные операции коммерческий банк должен ориентироваться на потребности клиентов в банковских услугах, при этом не забывая о собственных интересах.

В узком смысле депозитная политика коммерческого банка представлена конкретными методами и способами привлечения денежных средств в депозиты (вклады) и эффективного управления ими. В этой связи встает вопрос об оценке депозитной политики коммерческого банка, который предопределяет разработку соответствующей методики.

Депозитная политика коммерческого банка, являясь неотъемлемым элементом банковской политики в целом, должна рассматриваться не отдельно, а с учетом влияния, взаимозависимости всех элементов банковской политики.

Основополагающим моментом при разработке банковской политики является точная постановка цели и выбор соответствующих элементов для ее реализации. Каждый банк должен ясно представлять, каковы его стратегические цели (стратегическая миссия банка). Цели определяются высшим руководством коммерческого банка, а конкретные проекты реализации соответствующих программ и их альтернативы предлагаются подразделениями на основе решений заранее согласованных между ними и функциональными службами.

Основная цель коммерческого банка -- четко выраженная причина ее существования -- обозначается как ее миссия. Цели деятельности банка вырабатываются для осуществления этой миссии и служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Однако с изменением рыночных условий миссия может пересматриваться. Как правило, миссия банка конкретизирует тип банка и его цели, акцентирует внимание на определении круга клиентов и их потребностей. На формулировку миссии влияют ценностные ориентиры руководства, накопленный экономический потенциал и история банка, его внутренняя корпоративная культура, структура кредитной организации, а также требования и ограничения, диктуемые внешними обстоятельствами: состояние экономики, проводимой государством экономической политики, действующим законодательством в банковской сфере и т. д.[19, c. 71].

На основе миссии разрабатывается система целей банка с учетом базовых стратегий, и формулируются задачи для их достижения. Цели деятельности коммерческого банка должны быть конкретными и измеримыми для того, чтобы можно было оценить ход работы и принять соответствующие решения для повышения ее эффективности. Представляется необходимым при определении цели деятельности банка установить срок, когда должен быть достигнут результат. Долгосрочные цели обычно имеют очень широкие рамки и банк, формулируя эти цели, в первую очередь затем вырабатывает средне- и краткосрочные цели.

Общая цель банка как коммерческой организации должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля (депозитного, кредитного, инвестиционного и др.), направлений его деятельности и как социального института с позиций обеспечения интересов акционеров, клиентов, персонала банка и органов банковского надзора [11, c. 126].

Целью депозитной политики банка является привлечение в достаточном объеме денежных средств с минимальными затратами, обеспечение такой комбинации ресурсов, которая создаст условия для эффективного (с точки зрения ликвидности, надежности и прибыльности) размещения привлеченных средств.

Достаточный объем привлеченных денежных средств основывается на базовых документах банка в сфере размещения ресурсов, поскольку депозитная политика находится во взаимосвязи с кредитной и инвестиционной политикой. Депозитные ресурсы несут в себе возможность получения максимальной прибыли только при их эффективном размещении. Наибольшая эффективность размещения привлеченных средств может быть достигнута в определенных обстоятельствах при условии знания и объективной оценки рынка, на котором осуществляется деятельность и используются финансовые инструменты, необходимого соотношения доходности и риска, формирования приемлемого резерва ликвидности, сбалансированности активов и пассивов по срокам, суммам и процентным ставкам.

В соответствии с целью депозитной политики банка могут быть поставлены следующие задачи:

- содействие в процессе проведения депозитных операций получению прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;

- привлечение в депозиты необходимого объема ресурсов, диверсифицированных по суммам, категориям вкладчиков, срокам;

- привлечение депозитов с минимальными затратами для банка;

- формирование структуры депозитного портфеля, способствующей поддержанию необходимого уровня ликвидности банка;

- создание в перспективе условий для устойчивости привлеченных депозитов;

- поддержание сбалансированности депозитов и кредитов, вложений в ценные бумаги по срокам, суммам и процентным ставкам;

- маневрирование процентными ставками по депозитам для обеспечения приемлемого уровня рентабельности;

- развитие депозитных операций за счет расширения перечня предлагаемых видов депозитов и возможностей по распоряжению денежными средствами, повышение качества и культуры обслуживания вкладчиков банка.

При изучении состава и структуры привлеченных ресурсов их можно сгруппировать:

1) средства на текущих (расчетных) счетах клиентов;

2) средства на иных счетах:

а) на карт-счетах;

б)счетах по доверительному управлению;

в)благотворительных счетах;

3) средства на счетах специального режима (аккредитивы);

4) вклады (депозиты) клиентов;

5) ценные бумаги, выпущенные банками (векселя, банковские сертификаты, облигации);

6) прочие [27, c. 81].

Состав и источники банковских ресурсов представлены в приложении А.

Основные источники привлеченных средств банка - это временно свободные денежные средства юридических и физических лиц. Средства юридических лиц аккумулируются в банке, главным образом через открытие текущих (расчетных) счетов, а физических лиц - путем привлечения средств во вклады (депозиты), выпуск банковских сертификатов.

Состав и структура привлеченных средств каждого банка будет зависеть от основных направлений деятельности банка, его специализации, категории обслуживаемых клиентов и других факторов [34, c. 94].

Успех функционирования коммерческих банков обусловлен наличием достаточного ресурсного потенциала. Но коммерческий банк - это весьма сложный экономический объект, включающий комплекс взаимосвязанных процессов, на которые влияют множество изменчивых факторов, некоторые тесно взаимосвязаны и нередко разнонаправлено воздействуют на результаты функционирования коммерческого банка.

Указанные факторы можно подразделить на две группы: макроэкономические (внешние) и микроэкономические (внутренние) (рисунок 1.2).

Микроэкономические факторы формируются в процессе функционирования коммерческого банка, носят индивидуальный характер и зависят непосредственно от его деятельности. Они являются изменчивыми и поддаются регулированию со стороны коммерческого банка. Они включают: финансово-экономические факторы (объем и структура средств; величина доходов, расходов и прибыли; структура и источники поступления средств); организационные факторы (генеральная стратегия банка; уровень финансового менеджмента и квалификация банковского персонала); технологические факторы (разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг).

Макроэкономические факторы депозитной политики носят по отношению к банку объективный характер и следовательно кредитная организация должна максимально ориентироваться на них в своей депозитной политике [20, c. 19].

Определяющими макроэкономическими факторами являются общеэкономические и политические отражающие общее состояние экономики страны.

На формирование и реализацию депозитной политики коммерческих банков оказывает влияние денежно-кредитная политика Центрального банка: обычно - увеличение пассивов коммерческих банков - политику кредитной экспансии или на уменьшение пассивов банков - политику кредитной рестрикции. Изменение уровня ставки рефинансирования, наряду с уровнем инфляции информирует участников рынка об условиях функционирования экономики страны. Депозитные и межбанковские ставки зависят от ситуации на рынке, мгновенно реагируя на изменения рыночной ситуации.

Привлеченные средства банка формируются главным образом за счет осуществления вкладных операций.

Вкладные операции банка - это часть его пассивных операций, результатом которых является увеличение (как минимум - недопущение уменьшения) той части привлеченных средств, которая формируется за счет добровольного размещения у него клиентами - физическими лицами своих временно свободных денег на согласованных сторонами условиях именно в качестве банковского вклада. Другие пассивные операции привлечения средств в круг вкладных операций банка не включаются [37, c. 126].

Следует обратить внимание на то, что в ходе вкладной операции оказываются услуги обоюдные: вкладчик доверяет свои деньги именно данному банку и за определенную плату (процент) разрешает ему пользоваться ими в операциях, которые банк будет проводить от своего имени и в собственных интересах; банк согласен иметь дело с данным вкладчиком, разрешает разместить у себя его деньги, открыв ему соответствующий счет, вести указанный счет, в том числе начислять по нему проценты в согласованных размерах и своевременно их выплачивать [37, c. 128].

Таким образом, можно утверждать, что банк прямо заинтересован в привлечении средств клиентов в форме вкладов (естественно, под приемлемые условия, в том числе процентные). А в чем состоит интерес другой стороны - вкладчика?

Главный его интерес, собственно, один - возможность получать от банка проценты за доверенные ему деньги, которые в противном случае, возможно, лежали бы без всякого движения и соответственно не приносили бы никакого дохода.

Не исключен еще один потенциальный интерес - если внесение денег в банк стороны рассматривают как прелюдию к установлению более тесных деловых связей. Частный случай такого интереса может быть связан с ситуацией, когда клиент размещает деньги в банке, нуждающемся в финансовом оздоровлении, в качестве помощи последнему.

Являясь основой для проведения банками активных операций, ресурсы во многом определяют степень и направления развития банковского бизнеса. Значительную роль при их формировании традиционно играют средства населения.

Сбережения населения занимают особое место в ряду экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов самих граждан, организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг и государства. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни населения, непосредственно связанным с такими категориями как потребление, доходы и расходы населения, уровень цен. С другой стороны, источник инвестирования и кредитования хозяйства представляют собой ценный ресурс экономического развития [22, c. 27].

Следовательно, для привлечения сбережений населения коммерческим банкам необходимо использовать формы и методы, соответствующие уровню развития банковской системы и потребностям развития экономики страны.

В условиях относительно невысокой рентабельности многих белорусских предприятий и недостаточной активности в республике иностранных инвесторов значительно возрастает роль сектора домашних хозяйств в повышении объема инвестиций в белорусской экономике. В период 1999--2007 годов реальные доходы населения Беларуси увеличились вдвое, доля сбережений в доходах населения увеличилась с 3,29 до 5,08 процента. Однако увеличивающиеся сбережения населения могут стать значительным инвестиционным ресурсом белорусской экономики в том случае, если будут иметь преимущественно организованные формы, одной из которых выступают срочные депозиты. В этом смысле актуальным является совершенствование экономической политики, ориентированной на стимулирование роста сбережений населения в срочных депозитах [24, c. 68].

Так как срочные рублевые вклады населения Республики Беларусь являются составной частью сбережений, то их объем определяется, с одной стороны, объемом сбережений населения, с другой стороны -- их структурой.

В кейнсианской теории спроса на деньги рассматриваются две альтернативные формы сбережений: деньги как самостоятельный финансовый актив и ценные бумаги. Переходная экономика в силу неустойчивости экономической конъюнктуры имеет свою специфику и характеризуется появлением новых форм сбережений: неорганизованные сбережения, сбережения в иностранной валюте и др.

Так, в современной экономике выделяют 7 основных форм хранения сбережений: неорганизованные сбережения; банковские вклады физических лиц; ценные бумаги; резервы взносов в страховых компаниях по личным и имущественным видам страхования (различные виды накопительного страхования); накопленные резервы пенсионных взносов в частных пенсионных фондах; паи в паевых инвестиционных фондах; паи и вклады в кредитных организациях, имеющих некоммерческий характер [47, c. 20].

Однако белорусская денежно-кредитная система имеет существенные особенности, такие, как невысокая развитость рынка ценных бумаг, отсутствие частных пенсионных фондов, непопулярность накопительного страхования. Поэтому фактически депозиты выступают как безальтернативная форма накопления.

Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих вкладов. Они используют для этого разные методы (процентную ставку, различные услуги и льготы вкладчикам). Порядок ведения вкладных операций регламентируется внутренними документами банка. При этом все банки соблюдают несколько основополагающих принципов организации вкладных операций. Они заключаются в следующем:

- вкладные операции должны содействовать получению прибыли или создавать условия для получения прибыли в будущем;

- вкладные операции должны быть разнообразны и вестись с различными субъектами;

- особое внимание в процессе организации вкладных операций следует уделять срочным вкладам;

- должна обеспечиваться взаимосвязь и согласованность между вкладными операциями и кредитными операциями по срокам и суммам вкладов и кредитных вложений;

- организуя вкладные и кредитные операции, банк должен стремиться к минимизации своих свободных ресурсов;

- банку следует принимать меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению вкладов.

Итак, привлеченные средства клиентов являются составляющим элементом ресурсной базы банка. Основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты.

Вкладные операции представляют собой необходимый элемент функционирования банка и в этом смысле относятся к числу его базовых операций. Ни один банк, каким бы большим собственным капиталом он ни располагал, без привлеченных ресурсов не сможет нормально работать. Вкладные операции увеличивают ресурсную базу банка, что позволяет ему вовремя рассчитываться по своим обязательствам, наращивать масштабы активных операций и при прочих благоприятных обстоятельствах получать больше дохода. Это понимание роли вкладных операций также закрепляется формально: в уставе и лицензии банка обязательно присутствует запись о ведении им рассматриваемой группы операций.

Также в заключение отметим, что исследование процессов образования населением фондов накопления и потребления позволяет сделать вывод о том, что факторы, оказывающие влияние на перераспределение отчислений внутри фонда накопления в пользу сбережений, зависят от социально-экономического развития общества, уровня развития форм сбережений, от степени развитости рынка финансовых организаций, аккумулирующих сбережения и, в конечном итоге, от уровня развития банковской системы и системы гарантирования вкладов.