logo
Анализ банковских услуг ЗАО КБ "Кедр" в условиях нестабильной экономики и разработка мероприятий по внедрению новых видов услуг

1.1 Понятие, особенности и классификация банковских услуг

На сегодняшний день можно констатировать о завершении этапа после кризисного восстановления основных параметров функционирования банковского сектора, которые в реальном исчислении превысили докризисный уровень. Удалось создать условия для развития банковской конкуренции, добиться более активного участия банковской системы в кредитовании экономики; обеспечить развитие территориальной сети банковских офисов, повысить системную устойчивость банковского сектора за счет увеличения капитала и обеспечения присутствия на рынке минимально допустимого числа проблемных кредитных организаций.

Как структурный элемент рыночной экономики коммерческий банк существует, пока имеется спрос на его товар (услуги). Коммерческий банк - финансовый посредник между теми, кто располагает временно свободными денежными средствами, и теми хозяйственными единицами, которые нуждаются в дополнительном капитале. Особенности взаимодействия клиента и банка обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. Под термином "банковская продукция" понимается любая услуга или операция, совершенная банком.

Банковский продукт - конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых, юридических и иных действий, составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудника банка с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция - сами практические действия работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Здесь следуют иметь в виду, что сам банковский продукт - это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применять, если нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в "резерве".

Несмотря на то, что понятие "банковских услуг" неоднократно употребляется в текстах различных нормативно-правовых документов, оно не получило какого-либо определения ни в банковском, ни в антимонопольном законодательстве, что следует рассматривать как пробел, поэтому необходимо рассмотреть все существующие мнения авторов и на основании анализа прийти к единому мнению о понятии "банковской услуги".

Первые исследования банковских услуг были опубликованы в конце 60-х. начале 70-х гг. ХХ века. Среди них выделяются работы Г. Брайана "Конкуренция в банковской сфере" (1970), Х. Дугласа "Банковская политика в области кредитования" (1971), Х. Грубела "Теория международного банковского дела" (1977).

Для того чтобы выяснить объем понятия "банковской услуги", достаточно ознакомиться с содержанием ч.1 и 2 ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", где дан исчерпывающий перечень банковских операций и других сделок кредитной организации. Следовательно, понятие "банковской услуги" в соответствии с федеральным законом включает в себя банковские операции и сделки. Однако возникает вопрос, касающийся сущности "банковских услуг" и "банковских операций" и их различий, если таковые имеются.

В российской экономической литературе понятие "банковская услуга" определяется, с одной стороны как "массовая операция", а с другой - как "проведение банковских операций по поручению клиента и в пользу последнего за определенную плату". Некоторые авторы называют банковской услугой "выполнение банком определенных действий в интересах клиента".

Очевидно, что банковская услуга - интеллектуальный продукт. Формирование и создание банковской услуги происходит на основе маркетинговых исследований рынка, потребностей клиентов. Также очевидно, что банковская услуга ориентирована на извлечение банком маржи или прибыли. Опираясь на все эти факторы, можно дать следующее определение понятия банковской услуги.

Банковская услуга - результат банковских операций, т.е. итог или последний эффект банковской операции, составляющий в удовлетворении заявленной клиентом потребности "в кредите, в расчетно - кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке продаже ценных бумаг и т.д.)

Спектр банковских услуг настолько разнороден, а критерии их дифференциации настолько разнообразны, что возникает необходимость всеобъемлющей классификации, учитывающей все особенности банковских услуг. В основу классификации могут быть положены как свойства, характерные для всего класса услуг (неосязаемость, неотделимость от источника предоставления, невозможность хранения), так и особенности, присущие исключительно банковским услугам.

Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как активных, так и пассивных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков и т.п.).

По ряду соображений предоставление определенных видов услуг банка по отдельным операциям могут осуществляться бесплатно (например, для бюджетных учреждений за предоставление большей части банковских услуг плата не взимается). Нередко выделяются услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги.

Наряду с экономическим понятием "банковские операции и услуги" в юридический оборот введено понятие "банковские операции и сделки". При этом действующее российское законодательство не дает прямого определения банковских операций и сделок, хотя пользуется этой терминологией. В ст.5 Закона "О банках и банковской деятельности" говорится о банковских операциях и других сделках, но эти понятия не разграничиваются.

Общими особенностями банковских операций и услуг являются: их длящийся характер, доверительные свойства, осуществление по стандартным правилам в соответствии с законодательством или банковскими правилами и обычаями.

Итак, банковские операции имеют целью привлечение денежных средств и их размещение, выпуск в обращение и изъятие из него денег, осуществление денежных платежей, расчетов и т.п.

К банковским операциям в соответствии со ст.5 Закона "О банках и банковской деятельности" относятся:

1) Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц (до востребования и на определенный срок);

2) Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) Купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) Выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов)

Кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

1) Выдачу поручительств за счет третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) Лизинговые операции;

7) Оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим основные банковские услуги:

Валютный обмен. Валютные операции представляют собой действия по организации и управлению денежными отношениями, возникающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.

Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполномоченного банка. Уполномоченный банк-это банк, получивший от Центрального банка РФ лицензию на право проведения операций с иностранной валютой.

банковская услуга коммерческий банк

Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и т.п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.) Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложение инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям. Вексельный кредит - это кредит векселедержателю путем покупки векселя до наступления срока платежа. Владелец векселя получает от банка сумму, указанную в векселе, за минусом учетного процента, комиссионных платежей и других расходов. Стороны могут продлить срок оплаты, т.е. совершить пролонгацию векселя. Пролонгация векселя бывает прямая, простая и косвенная. При прямой пролонгации векселя делается соответствующая запись на векселе, удостоверенная подписями сторон. При простой пролонгации такая запись не делается. При косвенной пролонгации составляется новый вексель, а старый изымается из обращения.

Закрытие учетного кредита производится на основании извещений банка об оплате векселя. Учетная ставка по векселю представляет собой процентную ставку, применяемую для расчета величины учетного процента. Учетный процент - это плата, взимаемая банком за авансирование денег при учете векселя (или иных ценных бумаг). Учет векселя - это покупка векселя до наступления срока оплаты по нему. Учетный процент представляет собой разницу между номиналом векселя и суммой, уплаченной банку при его покупке.

Посредничество в кредите стало одной из важных функций коммерческого банка. Это посредничество осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота денежных фондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц. Главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.

Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей - от кредитора к заемщику.

Плата за отданные и полученные средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду в соответствии с потребностями заемщиков, и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе, аккумулируя свободные денежные средства и превращая их в мощный инвестиционный ресурс.

Сберегательные вклады. Предоставление займов оказалось настолько выгодным делом, что банки принялись изыскивать способы мобилизации (привлечения) дополнительных средств. Одним из первых таких способов стали сберегательные вклады, которые банки принимают под процент. Этим банк выполняет и общественно важную функцию - стимулирует посредничество в кредит, которое он осуществляет путем перераспределения денежных фондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц.