Формы безналичных расчетов, их особенности и перспективы развития

курсовая работа

3. Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, плательщиков и получателей средств в Беларуси различают следующие основные формы безналичных расчетов:

1.Расчеты платежными поручениями.

2.Расчеты платежными требованиями.

3.Расчеты платежными требованиями-поручениями.

4.Расчеты аккредитивами.

5.Расчеты чеками.

6.Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.

Конкретные формы расчета определяются на основе соглашения между поставщиком и получателем продукции, фиксируются в договоре на поставку продукции.

Расчеты платежными поручениями

На практике основным платежным инструментом, используемым во внутриреспубликанских безналичных платежах, является платежное поручение. В течение последних лет удельный вес расчетов платежными поручениями в структуре безналичного платежного оборота составляет по количеству документов около 80%, по суммам платежа около 90%.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

Платежное поручение является наиболее универсальным платежным инструментом - оно может использоваться для самого широкого круга расчетных операций.

Поручениями производятся:

*расчеты за полученные товары;

*расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, финансирование расходов из республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы и других платежей в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа и пр.);

*предварительная оплата ( в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;

*авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами).

Авансовый платеж - сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условного платежа или расходов, по которым отчет будет дан впоследствии;

*оплата товарных векселей.

Наряду с универсальностью достоинством расчетов платежными поручениями является более рациональный документооборот по сравнению с другими формами расчетов (рис.1)

Рис1.1 Документооборот при расчете платежными поручениями. 1 - отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 2 - предоставление платежного поручения в обслуживающий банк; 3 - проверка и оплата платежного поручения; 4- перевод платежа поставщику; 5- зачисление денежных средств на счет поставщика; 6 - выписка владельцу счета о зачислении денежных средств.

При универсальности расчетов платежными поручениями в них заложена возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Однако при такой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления поручений в банк.

Расчеты платежными требованиями.

Платежное требование (далее - требование) представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Форма расчетов платежными требованиями определяется в договоре между плательщиком и получателем средств и применяется для расчетов за отгруженные (отпущенные) товары, выполненные работы, оказанные услуги. В основе расчетов требованиями лежит система инкассо - банковской операции, при которой банк по поручению своего клиента - получателя средств и на основании составленного им (получателя) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.

Действующими нормативными документами установлено, что платежные требования оплачиваются в основном с предварительным акцептом, срок которого составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк плательщика (рис.2)

Рис.2. Документооборот при акцептной форме расчетов с предварительным акцептом: 1 - отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 2 - представление расчетных документов на инкассо; 3 - проверка и пересылка расчетных документов в банк покупателя; 4 - установление сроков акцепта и оплаты платежных требований, оприходование платежных требований в срочную картотеку; 5 - сообщение о сроках акцепта и оплаты платежных требований; 6 - согласие на оплату платежных требований или отказ от акцепта; 7 - изъятие платежных требований из срочной картотеки и их оплата (при согласии покупателя на оплату) или возврат в банк поставщика ( в случае отказа от акцепта); 8 - перевод платежа поставщику (заявление об отказе); 9 - зачисление денежных средств на счет поставщика; 10 - извещение поставщика о поступлении денежных средств (об отказе от акцепта).

Расчеты платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование-поручение (далее - требование-поручение) - расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям (рис.3)

Рис.3. Документооборот при расчете платежными требованиями-поручениями: 1 - отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (пересылка платежных требований-поручений покупателю); 2 - представление акцептованных платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа; 3 - оплата платежного требования-поручения (списание средств со счета плательщика); 4 - перевод платежа в банк поставщика; 5 - зачисление денежных средств на счет поставщика; 6 - выписка со счета поставщика о поступлении денежных средств.

Недостатки, присуще данной форме расчетов, проявляются в отсутствии гарантии платежей, в некотором замедлении оборачиваемости средств в в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцептов (особенно необоснованных).

К достоинствам можно отнести упрощение документооборота (не надо сдавать на инкассо, отказы от оплаты производятся минуя банк) и, следовательно сокращение издержек по ведению расчетов.

Расчеты аккредитивами

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее - банк-эмитент) и плательщиком (долее - приказодатель аккредитива),в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее - бенефициар) обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива (рис.4)

Рис.4.Документооборот при аккредитивной форме расчетов: 1 - представление заявления на выставление аккредитива; 2 - проверка правильности оформления заявления на открытие аккредитива и депонирование средств (выдача ссуды на выставление аккредитива) на балансовом счете «Аккредитивы»; 3 - пересылка в банк бенефициара заявления (сообщения) об открытии аккредитива; 4 - выдача заявления (сообщения) бенефициару об открытии аккредитива; 5 - отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 6 - представление бенефициаром реестра счетов в обслуживающий банк с приложением товарно-транспортных и других документов, подтверждающих факт отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ, предусмотренных условиями аккредитива; 7 - проверка выполнения условий, оговоренных в аккредитивном заявлении; 8 - пересылка в банк-эмитент реестра счетов с приложенным к нему комплектом документов, предусмотренных условиями аккредитива; 9 - проверка комплекта документов, приложенных к реестру счетов, их соответствия условиям аккредитива; 10 - перевод средств в банк бенефициара; 11 - извещение приказодателя о выплатах по аккредитиву; 12 - зачисление денежных средств на счет поставщика; 13 - извещение бенефициара о зачислении средств на его счет.

Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается.

Открытый аккредитив применяется плательщиком для расчетов только с одним бенефициаром, его нельзя переадресовать.

Аккредитивная форма расчетов может предусматривать акцепт, осуществляемый уполномоченным лицом плательщика, присутствующим при отгрузке товаров поставщиком.

Аккредитив открывается на определенный срок, поэтому банк-эмитент обязан следить за своевременным закрытием аккредитива. Если по истечении срока действия аккредитива остается неиспользованный для расчетов остаток средств, банк-эмитент перечисляет данную сумму на счет плательщика, с которого эти средства были депонированы.

За период депонирования средств на отдельном балансовом сете «Аккредитивы» на сумму аккредитива, открытого за счет собственных средств приказодателя, банком-эмитентом могут начисляться проценты. Размер процентов, подлежащих начислению на сумму аккредитива, определяются в договоре между банком и клиентом.

Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантия платежа, возложение контроля за выполнением условий аккредитива на банки.

Недостатком - отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.

Расчеты чеками

Под расчетами чеками понимаются расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика. Для получения платежа по чеку не требуется получения акцепта банка-плательщика по чеку.

В Республике Беларусь возможны расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками. Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков регламентирует порядок расчетов в белорусских рублях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами посредством чеков из чековых книжек и расчетных чеков за товары, работы, услуги на территории республики Беларусь, а также порядок получения физическими лицами по расчетному чеку наличных денежных средств в банке чекодателя. Документооборот при расчетах чеками схематично представлен на ( рис.5)

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодержатель - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, являющиеся получателем платежа по чеку.

При расчетах чеками из чековой книжки чекодателем может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары или услуги посредством чека из чековой книжки.

Рис.5. Документооборот при расчетах чеками: 1 - представление в обслуживающий банк заявления на получение чековой книжки и платежного поручения для депонирования средств для расчетов чеками на отдельном счете; 2 - депонирование денежных средств на отдельном счете и выдача клиенту чековой книжки с заполненными реквизитами; 3 - отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 4 - выписка чека и передача его поставщику в оплату за приобретенные товары (выполняется одновременно с операцией) 3); 5 - предъявление чека (реестров чеков) в банк чекополучателя; 6 - составление банком поручений-реестров и пересылка вместе с чеками в банки чекодателей; 7 - оплата поручений реестров (чеков) путем списания средств со счета, на котором была депонирована сумма денежных средств (операция 2); 8 - перевод платежа в банк поставщика; 9 - зачисление денежных средств на счет поставщика; 10 - извещение поставщика о поступлении денежных средств.

При расчетах расчетными чеками в качестве чекодателя выступает физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары или услуги посредством расчетного чека или получающее по нему наличные денежные средства в банке чекодателя или в других банках, при условии заключения соответствующих договоров. В последнем случае чекодатель совпадает в одном лице и с чекодателем - физическим лицом, получающим по расчетному чеку наличные средства. Однако по расчетному чеку, выписанному за счет кредита либо компенсационных средств, наличные денежные средства не выдаются.

Банк чекодателя - банк, его филиалы, где чекодатель имеет средства, предназначенные в уплату чеков из чековых книжек или расчетных чеков.

Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек.

Согласно действующим нормативным документам юридические и физические лица могут осуществлять безналичные расчеты и другие операции с использованием банковских карточек внутриреспубликанских, международных и других платежных систем. В настоящее время системами, действующими на территории Республики Беларусь, с владельцами которых банки вправе заключать договоры, являются: Внутренняя система «БелКарт», Международные системы «EUROPAY/MASTERCARD», «VISA», «Union Card», «Diners Club», «JCB», Международная частная система АО банк «SNORAS», а также Внутренние частные системы «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Банк «Поиск», АКБ «МинскКомплексБанк» и ОАО банк «Золотой Талер». безналичный расчет аккредитив карточка

Банковская пластиковая карточка - персонифицированное либо неперсонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Для получения карточки, позволяющей осуществлять операции с ее использованием, клиенту (владельцу счета) необходимо заключить с банком-эмитентом (банком, осуществляющим эмиссию карточек и расчетное и (или) кассовое обслуживание держателей этих карточек) договор карт-счета. Карт-счет - банковский счет, открываемый банком-эмитентом клиенту, на котором отражаются операции, произведенные с использованием карточки ( карточек). При этом осуществлении операций по карт-счету возможен овердрафт в пределах лимита, определенного локальными нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета выделяют следующие виды карточек:

*личная карточка - карточка, с использованием которой производятся операции по карт-счету на основании договора карт-счета с физическим лицом-клиентом или доверенности физического лица-клиента;

*корпоративная карточка - карточка, которая позволяет ее держателю производить операции по карт-счету на основании договора карт-счета с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем - клиентом (далее - юридическое лицо) и доверенности клиента при наличии трудового договора между держателем карточки и клиентом. В зависимости от

механизма расчетов по операциям, совершаемым с использованием карточек различают следующие их виды:

дебетовая карточка - карточка, операции с использованием которой производятся в пределах остатка средств на карт-счете клиента;

кредитная карточка - карточка, операции с использованием которой производятся за счет кредита, предоставляемого банком клиенту;

предоплаченная карточка - платежный инструмент в виде пластиковой карточки, содержащий носитель информации, на котором записаны и хранятся сведения об определенной сумме денежных средств, оплаченных держателем карточки ее эмитенту, либо сведения, позволяющие идентифицировать ее как предоплаченную карточку. Предоплаченная карточка - платежный инструмент, при использовании которого не требуется открытия банком счета держателю.

Основными участниками платежной системы на основе банковских карточек являются:

банк-эквайер - банк (небанковая кредитно-финансовая организация), осуществляющий эквайринг; Эквайринг - деятельность банка по расчетному обслуживанию предприятий торговли, принимающих карточки в качестве платежного средства за товары (услуги), и (или) кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом. Эквайринг является операцией по обслуживанию карточек;

уполномоченный банк - банк-резидент, осуществляющий эмиссию карточек,

эквайринг по операциям с их использованием, безналичные расчеты по этим операциям на основании соответствующей лицензии(й) Национального банка Р.Б.

клиент (владелец счета) - юридическое лицо, его филиалы, другие обособленные подразделения, выделенные этим юридическим лицом на отдельный баланс, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, заключившие с банком договор карт-счета;

держатель - физическое лицо, осуществляющее операции с использованием карточки на основании договора карт-счета, заключенного с банком-эмитентом, и (или) доверенности клиента (владельца счета);

предприятие торговли и сервиса (ПТС) - юридическое лицо, принимающее карточки в качестве платежного средства за продаваемые товары (услуги) в соответствии с договором на обслуживание карточек между ним и банком;

пункт выдачи наличных денежных средств (ПВН) - место (касса банка, филиала (отделения) банка, расчетно-кассового центра банка, если иное не установлено законодательством Р.Б.) совершения операций по выдаче наличных денежных средств с использованием карточки;

банкомат - электронный программно-технический комплекс, выполняющий без участия оператора операции по выдаче наличных денежных средств и их регистрации, представлению информации о состоянии счета и другие операции, разрешенные Правилами системы и не противоречащие законодательству Р.Б.; платежный терминал - электронное программно-техническое (электронный терминал) или механическое устройство, предназначенное для регистрации операций, произведенных с использованием карточек, с последующим формированием карт-чека; карт-чек - документ первичного учета, сформированный устройством регистрации (электронный терминал, импринтер, банкомат) операции, произведенной с использованием карточки в бумажном и (или) электроном виде, служащий подтверждением ее совершения и являющийся основанием для оформления платежных инструкций для осуществления переводов по операциям с использованием карточек. В настояще6е время банковские карточки разрешено применять при следующих безналичных расчетных операциях:

платежах в национальной валюте за товары и услуги, связанные с хозяйственной деятельностью данного юридического лица;

расчетах в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами за товары и услуги на территории Р.Б. в случаях, разрешенных действующим законодательством;

платежах, связанных с командированием держателей корпоративных карточек в пределах Р.Б.(в национальной валюте), а также за ее пределами (в иностранной валюте);

платежах в национальной валюте за расходы представительского характера на территории Р.Б. Следует отметить, что использование корпоративной банковской карточки для выплаты заработной платы и различных выплат социального характера не допускается. Создание банками платежной системы на основе банковских карточек включает организацию эмиссии банковских карточек и расчетных операций с их использованием.

Организация расчетов с использованием банковских карточек предполагает:

создание системы обращения карточек, развитие необходимой инфраструктуры. организацию проверки платежеспособности клиента (авторизация).Режим on-line представляет установление торговой точки связи с банком для подтверждения платежеспособности карточки при осуществлении каждого платежа. Связь устанавливается либо продавцом по телефону, либо торговым терминалом после введения суммы платежа продавцом и идентификационного кода (ПИН-кода) держателем карточки. Режим off-line предполагает подтверждение платежеспособности без установления связи с банком путем дополнительного обмена информацией с самой карточкой Такой режим применяется в отношении электронных карточек, емкость памяти которых позволяет записывать на них, кроме прочего, информацию о состоянии счета клиента. При расчете за купленный товар терминал автоматически фиксирует уменьшение суммы счета на микропроцессоре банковской карточки. Данный режим является более экономичным, чем режим on-line;

Обеспечение обмена информацией между участниками платежной системы (процессинг). Информационный обмен осуществляется на основе бумажных, электронных технологий. Для обслуживания системных банковских карточек необходимо создавать межбанковские центры. Процессинговый центр может также осуществлять деятельность по изготовлению и выпуску карточек в обращение, дальнейшему развитию инфраструктуры и т. д. Расчеты с использованием банковских карточек осуществляются в форме дебетового банковского перевода.

Схематично порядок расчетов может выглядеть следующим образом рис.6.

Рис.6 Порядок расчетов карточками: 1 - предъявление карточки к оплате при совершении покупки; 2 - составление продавцом после авторизации карт-чека либо на бумажном носителе ( если ПТС оборудован импринтером), либо в электронной форме и (или) на бумажном носителе (если ПТС оборудован электронным терминалом ); 3 - представление карт-чека ( иных документов, служащих подтверждением совершения операции с использованием карточки) в банк-эквайер; 4 - обработка карт-чеков и формирование платежных инструкций; 5 - отправка платежных инструкций банку-эмитенту либо иному лицу (например, в головной процессинговый центр, если это предусмотрено Правилами данной системы расчетов с использованием карточек); 6 - проверка процессинговым центром банка-эмитента расчетных документов; 7 - перечисление денежных средств на основании платежных инструкций, принятых к оплате; 8 - зачисление денежных средств на счет ПТС.

Делись добром ;)