Актуальные проблемы развития фондового рынка Украины

курсовая работа

2.1 Основные недостатки в законодательстве

Развитие корпоративных отношений в Украине становится все более актуальным вопросом реформирования экономики. Это связано с тем, что большинство акционерных товариществ в Украине пока не выполняет свою главную роль привлечения как внутреннего, так и внешнего капитала для своего развития. К тому же большое число акционеров не может реализовать свои права в полном объеме, свидетельством чему -- большое количество корпоративных конфликтов в крупных украинских компаниях.

Разработанный правительством законопроект «Об акционерных обществах», который уже несколько лет обсуждается в различных деловых кругах, отложен парламентом на неопределенный срок. В феврале 2002 года премьер-министр Украины Анатолий Кинах отдал распоряжение изучить и принять во внимание просьбу руководителей 23 крупных акционерных обществ о приостановлении рассмотрения в парламенте правительственного законопроекта «Об акционерных обществах» (существует несколько альтернативных законопроектов, подготовленных народными депутатами). Законопроект должен пройти еще дополнительное обсуждение всех заинтересованных сторон. Вместе с тем сами разработчики законопроекта заявляют, что действующий Закон «О хозяйственных обществах» уже не в состоянии полностью обеспечивать регулирование акционерных отношений. Подтверждением этого является постоянный рост корпоративных конфликтов в Украине. К тому же с января следующего года вступят в силу Хозяйственный и Гражданский кодексы, в соответствии с которыми и должно разрабатываться специальное законодательство, регулирующее корпоративные отношения. По мнению большинства отечественных и зарубежных экспертов, правительственный законопроект полностью согласован с основными положениями новых кодексов.

Итак, проект закона "Об акционерных обществах", направленный в Верховную Раду около года назад, так и не принят. Такова же судьба проекта закона "Об управлении объектами государственной собственности". Президент вынужден отправить на доработку как не соответствующие в ряде моментов Конституции и противоречащие друг другу Гражданский и Хозяйственный кодексы, где заложены базовые положения корпоративных отношений.

Принятие Закона Украины "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине" оказало положительное воздействие на развитие фондового рынка, ибо заполнило многие бреши в законодательстве, способствуя тем самым формированию современных цивилизованных механизмов его развития и регулирования.

Вместе с тем, как мне представляется, пути решения многих насущных проблем украинского рынка ценных бумаг, с принятием этого Закона не только не прояснились, но, скорее, стали еще более туманными. Так произошло потому, что, несмотря на то, что модель развития украинского фондового рынка определена в соответствующих нормативных актах, реалистичность этой модели вызывает ряд сомнений, которыми хотелось бы поделиться.

Прежде всего, следует отметить общий недостаток всех официальных документов - Законов, нормативных актов ГКЦБФР и т.п., состоящий в том, что они не в полной мере учитывают переходный характер украинской экономики. А переходность социально-экономических процессов - вещь весьма коварная. Коварство ее состоит в том, что в переходных экономических системах действуют совсем иные механизмы упорядочения общественной жизни, чем в развитых, и поэтому механическое перенесение на неподготовленную почву схем, моделей и прочих атрибутов, хорошо "работающих" в нормальной экономике, в наших условиях совсем не обязательно приведет к аналогичным результатам. Более того, нередко результаты такого переноса "работают" с точностью до наоборот. И фондовый рынок не является исключением.

Вся проблематика корпоративного управления в Украине сегодня связана, в первую очередь, с несформированностью структуры собственности. Именно это приводит к ущемлению прав акционеров -- физических, юридических лиц и государства в роли акционера. Основной причиной активного использования в отечественной практике различных приемов, позволяющих ущемлять права тех или иных акционеров, является отставание прежде всего законодательной базы. Но законодатели так до конца и не определились, какие новые правовые нормы в данное время нужно вводить в сферу корпоративного управления, что и сдерживает ее развитие.

Наглядным отражением «совершенства» законодательства может служить ситуация, сложившаяся сегодня между государством и частными акционерами:

По Вашему мнению, как можно охарактеризовать общее положение дел в сфере взаимоотношений между государством и частными акционерами в АО?

%

Государственные и частные акционеры во всех случаях нормально сотрудничают

0

В целом ситуация стабильная, но иногда случаются конфликты

22,5

Конфликты между акционерами случаются довольно часто

47,5

Конфликты между собственниками являются обычной практикой

30

Кто, по Вашему мнению, чаще оказывается инициатором конфликта?

%

Государственные акционеры

14,5

Частные акционеры

5

В равной степени и те, и другие

72,5

Внешние силы

8,0

Источник: Бюро политического консалтинга “Пента”

Стратегические принципы обязательно должны воплощаться через конкретные мероприятия, например: принятие Комплексной программы развития фондового рынка на 2001-2005 года. Залогом успеха в этом случае стало тесное взаимодействие органов государственного управления и профессиональных участников рынка.

Так, проект нового закона "Об акционерных обществах" предоставляет большая защита прав акционеров, прежде всего, мелких. Лишь защитив мелкого акционера, сегодня можно возобновить доверие к фондовому рынку у населения, а также привлечь иностранного портфельного инвестора к инвестированию к реальному сектору.

Необходимо оказывать содействие скорейшему принятию:

§ Закона Украины «Об Акционерных обществах»;

§ новой редакции Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже»;

§ Закона Украины «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».

Необходимо обеспечить выполнение требований законодательства всеми участниками фондового рынка.

Инвестор и прочие участники фондового рынка должны ощущать как защищенность своих прав, так и реальность своих обязанностей. Нормы законов не должны быть мертвыми, они должны постоянно подкрепляться гарантиями их выполнения на практике.

Делись добром ;)