logo
Роль банков в рыночной экономике

РОЛЬ БАНКОВ В РОССИИ

По международным стандартам российская банковская система пока не сопоставима с системами развитых стран. Отечественные кредитные учреждения значительно уступают зарубежным по размерам капитала и величине аккумулированных активов. Совокупный собственный капитал 200 самых крупных российских банков меньше любого из первой двадцатки крупнейших банков мира. А по совокупным активам вся российская банковская система (исключая Сбербанк) равнозначна примерно 30-му банку США, насчитывающему около 10000 банковских учреждений.

Однако, если принимать во внимание, что самые первые коммерческие банки в нашей стране появились лишь 12 лет назад, то их темпы качественного роста можно признать достаточно высокими. Фактически российская банковская система была сформирована за 2-3 года, в течение которых у нас появилось более 2,5 тысяч коммерческих кредитных учреждений. Таких грандиозных преобразований мировой опыт не знает, и, учитывая масштабы нашей страны, вряд ли что-нибудь подобное может случиться в будущем. Присвоение международных рейтингов, а также постоянное внимание западных деловых кругов свидетельствуют о том, сто российские банки уже стали частью мировой финансовой системы.

Внимание к отечественной банковской системе на первый взгляд несоразмерно ее номинальным масштабам и месту, занимаемому ею в Российской экономике. Причин этому, видимо, несколько.

Помимо того, что банки играют ведущую роль в функционировании систем платежей, расчетов и кассового обслуживания, именно они явились первенцами рыночной (“а ля вест”) экономики. Именно банки всегда находились в эпицентре либо в непосредственной близости от эпицентра всех значимых экономических и политических событий последнего десятилетия - от вопросов “деления” собственности до финансовых кризисов. Именно от банка ждут чудес, вроде финансирования подъема отечественной экономики. Наконец, история банковского дела в России не прерывалась, и именно с банковским делом в массовом сознании в первую очередь ассоциируется финансовое посредничество, т.е. работа “с деньгами” (дело тонкое и часто темное).

Результатом повышенного внимания к банкам и “банкингу” стали многочисленные спекуляции на тему о том, что собой представляют российские банки.

Существует точка зрения, что банки в России - не банки, а банковской системы либо вообще нет, либо она безнадежно мала и не адекватна российской экономике.

Основная проблема развития банковского дела в России, по заключению банкиров с богатым опытом (в том числе германских), состоит отнюдь не в слабостях банковской системы России самой по себе, а в базовых условиях осуществления бизнеса - и не только банковского - в России.

По мнению А.Симановского, банковская система России - один из типичных представителей породы “финансовых карликов”… в “карликовой экономике”: российский ВВП составляет около 2% от ВВП США.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Банковская система содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит “родимые пятна” прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще “наполнена” рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Итак, Центральный банк Российской Федерации -- высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

В 1992 г. в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворять сразу по требованию клиента, -- 20%, а по вкладам, которые могли быть затребованы обратно после истечения определенного срока, --15%.

В 1995 г. произошло существенное дифференцирование норм обязательных резервов. С 1 января 1996 года применяются следующие нормативы отчислений в резервы:

счета до востребования и срочные обязательства до 30 дней -- 20% ;

срочные обязательства свыше 30 дней до 90 дней--14% ;

срочные обязательства свыше 90 дней -- 10% :

средства на счетах в иностранной валюте -- 1,5% .

Введенные в 1995 г. нормы, наряду с тем что они продолжали выполнять свою роль сдерживания инфляции, призваны стимулировать наращивание банковских ресурсов для долгосрочных инвестиций. Имеется в виду применение более низкой нормы по вкладам относительно длительного периода хранения, обычно используемым как источник долговременных вложений.

Резервирование по валютным счетам производится в рублях. Это не только стимулирует сокращение рублевой денежной массы, но и оказывает влияние на рост предложений по продаже валюты на валютном рынке, что в свою очередь оказывает стабилизирующее влияние на курс рубля.

Если до 1995 г. абсолютная сумма перечислений в резерв рассчитывалась исходя из остатков на первое число месяца, то в 1995 г. сумма резервов стала определяться исходя из среднемесячных остатков по соответствующим пассивным счетам.

Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течение двух рабочих дней.

При временных финансовых затруднениях, препятствующих своевременному перечислению денег в фонд обязательных резервов, Главное управление Центрального банка России предоставляет отсрочку коммерческим банкам до очередного регулирования или предоставляет им краткосрочный кредит.

При нецелесообразности предоставления отсрочки или кредита Главное управление применяет к коммерческому банку санкции. За задержку перечислений на срок до 5 дней назначается штраф в размере 0,5% за каждый день задержки, а при задержке сверх 5 дней штраф уплачивается из расчета 1% за каждый день задержки. При систематической задержке в перечислении денег может быть применена санкция в виде увеличения нормы отчислений в резерв.

В 1995 г. значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы. В круг объектов резервирования включены корреспондентские счета российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых карточек, счета в иностранной валюте, невыплаченные переводы из-за границы и аккредитивы.

В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдается абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России.

В 1996 году ассоциация российских банков обратилась к Центральному банку с предложением положительно рассмотреть вопрос о начислении процентов по средствам на резервном и корреспондентском счетах.

Центральный банк принял решение, согласно которому не может быть осуществлено предложение о начислении процентов по средствам, которые внесены в резервный фонд, и по денежным суммам, которые хранятся на корсчетах коммерческих банков, поскольку Центральный банк в соответствии со своими функциями не вступает в депозитные взаимоотношения с юридическими лицами, из которых возникает обязанность выплаты процентов.

В свете значительного увеличения суммы резервов, а также принимая во внимание, что более 1/3 всей денежной массы находится обычно на корсчетах и резервных счетах, такое решение представляется спорным.

В процессе совершенствования системы резервирования полезно использовать многолетний опыт западноевропейских стран и США.

В этих странах для различных типов вкладов существуют различные резервные требования. Например, в США положено хранить в виде резерва 3% вкладов по счетам на сумму не менее 28,9 млн. долл. и 10 % вкладов выше этой суммы. Срочные же вклады от физических лиц сроком менее полутора лет должны храниться в резерве в пределах 3% их суммы, вклады же со сроком свыше 1,5 лет свободны от резервных требований.

В США резервы рассчитываются на основе двухнедельного периода. Резервы коммерческих банков США хранятся в 12 банках Федеральной резервной системы. Суммы на этих счетах сверх нормативов резервирования образуют избыточные резервы. Они являются объектом межбанковских кредитов.

Коммерческие банки заинтересованы в том, чтобы их избыточные резервы были сведены к минимуму. Они стремятся продать их другим банкам, которые должны восполнить свои резервы до размера согласно нормативам.

Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В последнее время появилась еще одна интересная особенность в расстановке сил на банковском рынке России. На сегодняшний день она, быть может, еще не играет значительной роли, однако впоследствии способна будет привести к значительным изменениям. Заключается эта особенность в следующем. Формально в России существует двухъярусная банковская система, однако реальная экономическая ситуация диктует некоторые коррективы. В банковских сферах сейчас сложилось мнение, что между 1 и II ярусами системы возникла своеобразная прослойка, которая на практике не вписывается ни в первый, ни во второй ярус. Эта прослойка состоит из 12 крупнейших московских банков, а именно: Внешторгбанк, Сбербанк РФ, ОНЭКСИМ Банк, МФК, "Менатеп", Промстройбанк, Империал, Инкомбанк, "Российский кредит", Столичный банк сбережений, Токо-банк и Мост-банк. Особое положение этих банков определяется следующими условиями. Во-первых, клиенты этих банков - крупнейшие промышленные и внешнеторговые предприятия России. Перечисленные банки либо стоят во главе различных ФПГ, либо встроены в них. Во-вторых, все эти банки тесно и взаимовыгодно сотрудничают с государством, получая, таким образом, весомую поддержку -как моральную, так и материальную. Как следствие, эта группа определяет "погоду" на финансовом рынке страны. Динамика процентных ставок, объем сделок, ликвидность рынков - на эти и другие показатели решающее влияние оказывает поведение "банковских акул", которые становятся своего рода монополистами банковского рынка.

Специфической чертой развития российской банковской системы были и остаются взаимоотношения наших и западных банков. Когда в прошлом и позапрошлом году обсуждался вопрос о снятии протекционистских ограничений с деятельности западных банков в России, это вызывало панику в банковских кругах. Высказывались опасения, что более развитые, совершеннее оборудованные западные банки, располагающие большими капиталами, "подомнут" под себя российский рынок, а наши банки либо будут поглощены западными гигантами, либо обанкротятся. Однако ничего этого не произошло. В России сейчас открылось достаточное количество отделений иностранных банков, но это практически не сказалось на рыночной ситуации, больше того, основная масса реальных и потенциальных потребителей банковских услуг даже не заметила произошедших изменений. Причин, по которым это произошло, несколько:

- активность крупных западных компаний в России снизилась, таким образом для западных банков стало бессмысленно сопровождать здесь своих клиентов;

- крупные российские компании, прежде всего экспортные и импортные, уже являлись клиентами российских банков и не собирались их менять;

- в России высоки кредитные риски, за счет чего сфера кредитов и инвестиций не может считаться приоритетной для западных банков;

- в такой сфере, как прием частных вкладов, западные банки оказываются неконкурентоспособными, т.к. во-первых, они, наравне с российскими банками, подчиняются тем нормативам ЦБ, которые относятся к такого рода услугам, а значит несут все связанные с этим системные риски; а во-вторых, проценты по вкладам у них традиционно ниже.